Игорь ГОРБАЧЕВ: "Хлестаков перевернул всю мою жизнь..."
Недавно Санкт-Петербург отпраздновал 75-летний юбилей своего замечательного актера -- Игоря Горбачева, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, Героя Социалистического Труда.
!I1!
Приехав в Питер и узнав о юбилее артиста, я, естественно,
сразу же отправилась в его родной театр — Александринский,
договориться о встрече с Игорем Олеговичем. И неудача!
Оказывается, он серьезно болен, спектакли не играет,
лечится в больнице. «Но вы все же позвоните ему домой»,
— посоветовали мне.
Жена Игоря Олеговича, Людмила Ивановна, обещала мне помочь
и помогла. «Слушаю вас, — раздался в трубке такой
знакомый по кинофильмам голос, когда однажды актера
ненадолго привезли домой. — Что обо мне писать? Вы
лучше приходите к нам в институт на спектакль. Посмотрите,
вот тогда и поговорим. Так вы придете?»
Театральный институт «Школа русской драмы», ректором которого
является профессор И.О. Горбачев, тоже готовился к юбилею
— десятилетию. Это единственный в России частный вуз,
где студенты не платят за свое обучение. Удивительная
роскошь по нынешним временам.
— Я пошел на такой шаг, чтобы быть свободным. Не желаю
учить «позвоночных» недорослей, которых богатые родители
устраивают по звонку и могут заплатить за учебу любые
деньги. Мы принимаем только способных. Ну а я, как чеховская
Мерчуткина, хожу с протянутой рукой по спонсорам, добывая
деньги на зарплату педагогам, — говорит Горбачев.
Педагогов четверо, все они из Александринского театра.
Актерам знаменитого театра, кстати, посвящен целый
курс в учебной программе. Лекции читают и педагоги театральной
академии (ГАТИ). (В кабинете, куда меня любезно приглашают,
по стенам развешаны портреты корифеев Пушкинского театра.
«Это мои кумиры, — поясняет Горбачев. — Вот Вивьен.
Гений. Под его крылом я работал 30 лет. Музиль, замечательный
режиссер. Николай Петров, один из организаторов нового,
«советского», Александринского театра. Колосов, с которым
я работал в «Операции «Трест». А это Евгения Владимировна Карпова,
моя первая наставница в искусстве, руководитель студенческого театра
университета, великий педагог».
(Все, заметьте, великие, замечательные, выдающиеся — Прим. авт.).
«Школа русской драмы» существовала в Петербурге с 1793
по 1932 год. В 1992 году Горбачев возродил ее. Сейчас
в ее стенах под его руководством готовится уже третий
выпуск будущих служителей Мельпомены.
Спектакль, на который меня пригласили, — драма «Годы
странствий» по пьесе Алексея Арбузова. В постановке
заняты студенты четвертого курса. Играют замечательно!
Молодой Игорь Горбачев сам играл одну из главных ролей
— Шурку Ведерникова — полвека назад на сцене Пушкинского
театра. Этим же спектаклем было решено отметить оба
юбилея — ректора и «Школы» — на сцене именно Александринки.
Мне повезло. Моими соседями в зале оказались старые
друзья Горбачева, которые знают его с детства. Представляете,
сколько ценного они рассказали! Люди помнят, как в 11-летнем
возрасте Игорь играл Принца в спектакле «Принц и Нищий».
Помнят спектакль «Коньки» по Льву Кассилю, в котором
он играл зимой 1941 года. Это мама привела его, восьмилетнего,
в театральный кружок Дома пионеров и школьников Петроградского
района.
И вот наконец я встретилась с артистом. Но ему очень
трудно говорить. Напичканный лекарствами, чувствует
себя плохо, с трудом передвигается (а «Школа» находится
на самом последнем — пятом! — этаже), с трудом говорит.
Я понимаю, что беседа наша будет короткой. «Не мог Игорь
Олегович отказать женщине. Да еще из Иркутска!» —
поясняет мне его помощница, педагог, режиссер, заслуженная
артистка России Татьяна Кулиш.
— Игорь Олегович, мне рассказали, что вы после школы
учились на философском факультете университета (ЛГУ
им. Жданова), а о профессии актера даже не мечтали,
хотя и занимались в театральной студии…
— Занимался. Но думал, что всю жизнь пробуду в любителях,
и не помышлял, что стану профессионалом. А потом все
изменила роль Хлестакова. Это она подтолкнула меня поменять
университет на театральный институт.
Со спектаклем «Ревизор» студенты театральной студии ЛГУ,
руководила которой Е. В. Карпова, отправились в 1951
году в Москву, на Всесоюзный смотр художественной самодеятельности,
где и заняли первое место. На эту же роль в 1952 году
Горбачева пригласили в кино. А в 1954 году роль Хлестакова ему предложили
вновь — уже на сцене Пушкинского театра.
Знаменитый актер Петербургского ТЮЗа Леонид Макарьев
как-то увидел Горбачева, читавшего со сцены сказку Андерсена,
в Доме актера.
— Макарьев, народный артист, великий педагог, профессор,
вел кафедру, как-то увидел меня и сказал:
«Хочешь в театральный? Я беру тебя к себе на курс без
экзаменов».
Еще студентом Игоря стали снимать в кино. И взяли в
труппу выдающегося театра — БДТ.
— Первым спектаклем, на который меня и позвали, стала
«Яблоневая ветка», роль моряка. Потом был замечательный
романтический спектакль «Рюи Блаз» по Гюго, и самая
лучшая моя работа — Дон Цезар де Базан.
Мне было очень хорошо в БДТ. Замечательный театр, замечательные
артисты. Я прослужил там три года. Но Пушкинский театр
предложил мне роль Ведерникова. И ради нее я ушел. Так
что остальные 53 года — в этом театре.
В Александринке Горбачев играл много. А потом, в 1975
году, стал еще и художественным руководителем этого
театра.
— Но успевал все. И театром руководил, и сам играл,
и спектакли ставил уже как режиссер, и снимался в кино.
И радио, и телевидение — все было. И преподавал:
в народном театре университета, а потом меня и на Моховую
пригласили (в театральный институт на улице Моховой.
— Прим. авт.). Когда любишь свое
дело, когда есть желание заниматься им, есть режиссура,
роли, предложения, тогда все можно успеть.
!I2!
— Наверное, Хлестаков — ваша самая любимая роль?
— Нет. Дон Цезар.
— Были в вашей творческой биографии неудачи?
— Лучше спросите: были ли удачи? (Смеется). Пальцев
одной руки хватит, чтобы я сказал, сколько удач было,
чем был доволен. Дон Цезар де Базан, Антуан де Сент-Экзюпери,
Платов в «Друзьях и годах» Л. Зорина, Устименко в спектакле «Дело,
которому ты служишь» Ю. Германа, Ремез в «Пределе возможного» И. Герасимова.
Пожалуй, все. Были роли, которые я с удовольствием
играл, и были такие, которые играл без восторга.
— Простои случались?
— Нет. Я много играл. По 29-30 спектаклей в месяц.
Первое почетное звание — заслуженного артиста республики
— Горбачев получил в 30 лет. Званий и наград с тех пор
было множество!
— Званиями, слава богу, обижен не был. Но главное для
меня — это общение со зрителями. Наш главный режиссер
ведь — зритель…
Знаменитый петербургский режиссер Александр Белинский
вспоминает:
— В наше время Игорь Горбачев был первым Хлестаковым
из всех существующих Хлестаковых. Лучше его Хлестакова
никто не играл. С полной ответственностью я могу назвать
его и лучшим Чичиковым. После Хлестакова его Дон Цезар
де Базан стал чудом номер два. Я прибежал к нему за
кулисы и закричал, что так не играют! Это был настоящий
пир! Это было шампанское! Он не имел равных, хотя в
спектакле были заняты блистательные актеры.
Горбачев — это большой подарок для любого режиссера.
Работать с ним было очень легко. У него великолепная
возбудимость — «спичечная», абсолютно свободная импровизация,
первоклассный юмор, что встречается очень редко. В общем,
он настоящий артист русской школы.
Достаточно посмотреть, как он сыграл в кинофильме «Операция
«Трест», чтобы включить и эту роль, и многие другие
его работы в золотой фонд киноролей.
Портрет супруги Игоря Олеговича — актрисы Людмилы Горбачевой
я видела
в фойе Александринского театра. И не могу не спросить
его о «дражайшей половине».
— Она болеет сейчас. В катастрофе ноги перебила…
Сначала она, как и я, работала в БДТ. Потом мы вместе
ушли в Александринку. В прошлом году золотую свадьбу
отметили.
— Так вы вместе еще со студенческих лет?
— Да. На третьем курсе я стал за ней ухаживать, а на
четвертом мы поженились.
Сын наш, Игорь, актером стать не захотел. Увлечен автоделом.
Внуки подрастают — Ярик и Людочка.
С разговорами, к сожалению, пора заканчивать. Хотя у меня
масса незаданных вопросов. Игорю Олеговичу уже тяжело,
надо опять отправляться в больницу. Но он задает свои
вопросы, спрашивает о том, что ему сейчас очень дорого:
— Как вам наши студенты? Как спектакль? Вам правда
понравилось? Вот и напишите о них.
Александринка — первый профессиональный театр России
(учрежден в 1756 году), несколько раз на протяжении
своей жизни менявший наименование, называвшийся Российским,
Александринским, Пушкинским, ныне — Российский государственный
академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).