Артист. Архивариус. Писатель
В начале предстоящей недели академический драматический театр имени
Охлопкова будет проводить юбилейный бенефис
заслуженного не только по званию, но всем трудом своим актера Виталия
Петровича Сидорченко, прослужившего в нем около сорока лет.
Виталий Петрович повторяет судьбу многих актеров из состава труппы
драматического театра. Выпускник Иркутского театрального училища, в
студенческие годы он выбивался из ровного строя своих однокашников,
поступавших учиться туда почти в детском возрасте — 14 -15 лет. Сидорченко
же поступал после окончания техникума в Ангарске, после службы в армии и был
самым старшим на курсе. К диплому выпускника театрального училища через
год он прибавил другой — журналиста, закончив параллельно государственный
университет, в котором начал учиться на заочном отделении еще до
поступления в училище.
С 1966 года началась его работа в театре и долгая творческая жизнь, отмеченная
взлетами и падениями, чрезмерной занятостью в репертуаре и годами простоев.
После почти двадцатилетней службы Сидорченко начнут посещать мысли
оставить профессию актера и заняться чем-нибудь другим. По этому поводу
актер рассказывает следующую историю. Он двадцать лет работал в театре, боролся за роли, звания, популярность.
Однажды на репетиции упал в оркестровую яму. Выбрался из нее —
и тут же ушел из театра и больше туда не возвращался.
Обуреваемый терзаниями (своим ли делом занимается), Виталий Петрович
решил попробовать себя в новой профессии, приняв предложение стать
директором театра. Но увы.. Служба на новом посту закончилась в инфарктном
отделении больницы. Тогда он понял, что эмоциональность, очень нужная
актерам, мешает на руководящем посту, где он оказался
профессионально непригоден. Вместе с поправкой здоровья пришла и ясность
мыслей; отбросив сомнения, он решил заниматься делом, которое получается у
него лучше всего.
Пожалуй, именно этот случай разделил его творческую биографию на два
периода — последний оказался куда более счастливым. Виталий Петрович стал
получать роли, в которых мог наиболее полно выразить свое мироощущение и
накопившееся с годами мастерство. Неудачи больше не преследовали его, в
каждом спектакле образы, которые он создавал, становились
профессиональным достижением. Его Яичница в «Женитьбе» Гоголя был
человеком тяжелым и обстоятельным, нажившим вместе с грузностью тела
массу комплексов, один из которых стремление, но неумение жениться.
Классическая драматургия, ставшая в последнее время главенствующей в
репертуаре театра, помогла актеру ярко выразить себя в ролях Восьмибратова
в «Лесе» и Нила Стратоновича Дудыкина в «Без вины виноватых»
Островского, Вафле в «Дяде Ване» Чехова.
Замечательные качества Сидорченко выражаются не только в его блестящем
актерском мастерстве, но и в других творческих увлечениях. Много лет назад он
организовал в театре музей, считающийся сегодня его гордостью. Чтобы
заложить основу музея, он долгое время проводил в архивах Иркутска, отыскивая
редчайшие и уникальные по своей значимости документы. Когда театр
находился на гастролях в Ленинграде, Сидорченко вместо экскурсий по городу
устремлялся в библиотеку имени Салтыкова-Щедрина, знаменитую
Салтыковку. Именно там он обнаружил сенсационную для Иркутска
информацию: оказывается, театр в нашем городе был открыт не в 1852 году, как
утверждает в своей книге Маляревский, а в 1850. Эта информация была
опубликована в газете «Северная пчела» вместе с именами актеров состава
труппы того времени.
Занимаясь скурпулезно историей театра, он собрал материалы для книга,
которую успел написать, назвав ее «Иркутская антреприза». В ней
сосредоточены уникальные документы, характеризующие театральную жизнь
Иркутска до начала ХХ века. К сожалению, его труд пока находится в
редакционно-издательской работе и не сможет порадовать почитателей таланта
актера еще одной его гранью — писательской.
На бенефисном вечере зрители увидят актера Сидорченко в спектакле «Чайка»
по Чехову, в роли Сорина. Это удивительно тонкая, пронзительная, полная
драматизма и юмора работа актера. В ней он глубоко и точно выражает «жизнь
человеческого духа» в метаниях, устремлениях, в реалиях бытия больного
человека, прикованного к креслу, не сумевшего реализовать свои мечты, но
умеющего милосердием и добром облегчать жизнь своим ближним.
Официальные и неофициальные лица, благодарные зрители будут поздравлять
актера, дарить подарки и цветы, отмечая этап его большой творческой
биографии. Но это будет не завершение, а момент истины — дань уважения
актеру, признание его таланта. Это будет и признание его труда архивариуса,
его книга послужит грядущим поколениям не только учебным пособием
по истории старейшего в Сибири театра, но и увлекательным чтением.
В канун юбилея мы поздравляем нашего дорогого артиста и хотим пожелать ему
оставаться таким же неуемным, стремительным и талантливым, каким мы его
знаем сегодня. Пожелать новых ролей и, если возможно, новых исторических
открытий. Как говорится, мы не живем прошлым, но прошлое помнит о нас.