Наша работа идет в русле политики Президента
Беседа политического обозревателя Александра ГИМЕЛЬШТЕЙНА с губернатором Иркутской области Борисом ГОВОРИНЫМ
— Борис Александрович, мы встречаемся с вами в
январе, и есть возможность подвести некоторые итоги
первого месяца года. Январь был насыщен в
определенной степени дипломатической деятельностью,
связанной с соседним субъектом федерации —
Бурятией. Вспомним событие, которое происходит не
чаще, чем раз в 5 лет, я имею в виду подписание
соглашения с Республикой Бурятия. Есть ощущение, что
улан-удэнские договоренности несколько выходят за
рамки ритуальных взаимоотношений соседей. Да,
конечно, положено встречаться, говорить о дружбе,
взаимной выгоде и т.д. Здесь появился какой-то
экономический нерв. Какое у вас ощущение?
— Действительно, коль скоро мы сейчас говорим о
широком внедрении рыночных отношений и плановая
централизованная экономика осталась позади,
региональные власти должны максимально использовать
свой ресурс для того, чтобы продвигать интересы
товаропроизводителей своей территории как внутри
хозяйственного рынка России, так и за его пределами.
Бурятия — наш традиционный и дружественно
настроенный сосед, который имеет достаточно мощные
связи с предприятиями Иркутской области. Это очень
мощный рынок для нас, и, естественно, условия для
развития наших интересов на территории Бурятии будут
обеспечивать развитие интересов конкретных
предприятий, занятости населения Иркутской области.
Очень важная тема — интеграция системы
«Иркутскэнерго» на рынок Бурятской республики. Мы
по-прежнему остаемся территорией, где в течение года
стабильные тарифы, они самые низкие (84 коп. за
кВт-час. платит сегодня житель Республики Бурятия, а
у нас 26 коп.). С этой точки зрения очевидны
преимущества подобного добрососедства и в
экономическом, и в гуманитарном плане. Мы достаточно
много получаем мяса из Монгольской республики, оно
проходит через Республику Бурятия. Насколько будут
выстроены взаимоотношения, настолько в этих
взаимоотношениях будут отслеживаться и наши
интересы. В составе делегации были представители и
Законодательного собрания, и Некоммерческого
партнерства товаропроизводителей, так как мы
считаем, что должны лоббировать как интересы
экономики Иркутской области в целом, так и
конкретных предприятий. В составе делегации были
генеральный директор Белореченского акционерного
общества (эта компания широко использует рынок
Бурятии), руководитель масложиркомбината,
руководитель мясокомбината. Мы считаем, что это
нормальная работа любой администрации, которая
заинтересована в том, чтобы экономическая программа
была реализована максимально. В будущем мы
рассматриваем вопросы укрупнения интеграции
регионов, это неизбежный процесс, о нем сегодня
говорят не только ученые, но и политики. Первый этап
интеграции — это вопрос объединения с
Усть-Ордынским округом. Я не исключаю, что в будущем
и Бурятия, и Читинская область смогут быть включены
в экономическое и политическое пространство единого
субъекта Российской Федерации.
— Вы касались этой темы в беседах с руководством
Бурятии?
— Конечно, мы эти темы обсуждали в 1999 и в 2000
гг., потому что Иркутская область играет огромную
роль в экономической жизни наших соседей и
внешнеторговый оборот во взаимоотношениях с
Красноярским краем, с Республикой Саха (Якутия),
Бурятией, Читинской областью в пользу нашего
региона. Мы достаточно активно влияем на все стороны
жизни наших соседей. И чем благополучнее ситуация в
Иркутской области, тем благотворнее это скажется на
развитии субъектов Российской Федерации — наших
соседей. И они заинтересованы в укрупнении и
развитии.
— Борис Александрович, в каждой ситуации у нас в
регионе находятся некие политические системы,
которые говорят о негативных последствиях любых
социальных, экономических, политических шагов
руководства области. Прозвучала тема о неких
односторонних уступках Бурятии, которые идут во вред
интересам нашего региона.
— Я думаю, что оппонировать подобной, ничем не
аргументированной точке зрения и не следует, она
сама по себе выглядит достаточно уязвимой. Мы все
должны быть заинтересованы в формировании
цивилизованного рынка на территории Российской
Федерации. Это рынок единого государства, и уступки
одного по отношению к другому — это уступки в
интересах населения России. Если они выгодны нам,
гражданам Российской Федерации, мы такие уступки
должны делать. Крупные субъекты Российской
Федерации, которые по объемам промышленного
производства занимают первые 15 мест, имеют больше
экономических и гуманитарных возможностей по
отношению к более мелкому субъекту Российской
Федерации. Мы все граждане Российской Федерации и
заинтересованы в том, чтобы в каждой точке России
жизнь шла хорошо и люди жили достойно. Наши усилия,
связанные с движением к такому положению вещей,
вполне разумны.
— Резонно уже говорить о том, что Иркутск
фактически является экономическим центром
Восточно-Сибирского региона?
— Этому есть подтверждение. Проведение в 2002 г.
второго Байкальского экономического форума,
высказывания председателя Совета Федерации о том,
что Санкт-Петербург будет тяготеть к статусу
культурной столицы РФ, площадки, где будут
обсуждаться вопросы сохранения и приумножения
культурных ценностей, и не только в России, но и в
мировом масштабе. Иркутская площадка
специализируется для обсуждения экономических
проблем, и в первую очередь проблем, связанных со
взаимоотношениями России со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы тем самым
подчеркиваем свое влияние на российском
экономическом пространстве.
— Вы недавно приехали из Москвы. Политический год
начался в стране с заседания Государственного
Совета, его вел Президент РФ. В той или иной степени
мы знаем круг обсуждаемых вопросов, он в основном
касается безопасности страны, международной
деятельности. Какие у вас впечатления от прошедшего
заседания Госсовета, как ваши коллеги — главы
субъектов федерации — смотрят на предстоящий год?
Какова политическая температура в стране?
— Исключительно важным является обсуждение в самом
начале текущего года вопросов международной
деятельности. Потому что сейчас для нас очень важно
оценить систему ценностей, которая складывается в
мировом сообществе, и создать такие условия
внешнеполитической работы, которые бы способствовали
преодолению отставания России от ведущих стран мира.
Создание условий для модернизации экономики,
привлечение сюда инвестиций, инновационных
технологий — это принципиально для нас важно, и
поэтому рассмотрение этого вопроса на Госсовете
— это знаковое событие. В первую очередь
центральные органы власти обозначили те приоритеты,
которые будут выстроены в среднесрочной перспективе
во взаимоотношениях России с ведущими странами мира.
Определены точки взаимодействия России с
Соединенными Штатами Америки, взаимодействие России
с НАТО, взаимодействие с Европейским союзом, Китаем,
Японией, Кореей, Монголией и влиятельными странами
Азиатско-Тихоокеанского региона. Но для нас очень
важно, что была рассмотрена и роль региональных
образований Российской Федерации именно в
продвижении этих национальных интересов. И поэтому
сам материал готовился достаточно долго, была
создана рабочая группа, которую возглавлял президент
Республики Северная Осетия — Алания Дзасохов
Александр Сергеевич, в состав этой рабочей группы
были включены и руководители субъектов Российской
Федерации, и представители Министерства иностранных
дел, других государственных федеральных служб:
Пограничной службы, Службы внешней разведки, ученые.
Они оценили тенденции мирового развития и
встраивание в архитектуру современной международной
политики. В чем заключается важность?
Внешнеполитическое ведомство является главным
действующим лицом в международной
политике. Игорь Сергеевич Иванов четко
определил, что работа регионов по развитию
международных связей очень важна, им отводится
большая роль, в первую очередь по организации
приграничной торговли приграничных субъектов
Российской Федерации. У нас их 46. И в рамках
анализа того, что сегодня практически осуществляется
в плане регионального и межрегионального
сотрудничества, было сказано о том, что это
позитивная тенденция, которую нужно развивать, и
Президент во вступительном и в заключительном слове
еще раз подчеркнул роль регионов. И поэтому мы рады,
что наша политика, политика администрации
Иркутской области, отвечает тем задачам и
установкам, которые поставил Президент. Вы знаете,
что в прошлом году мы проводили презентацию
Иркутской области в Японии, у нас заключен договор о
взаимодействии с правительством Монголии, это тоже
очень важно. В ближайшее время предстоят поездки в
Китайскую Народную Республику для продвижения наших
интересов, у нас установлены побратимские связи, и
сейчас нужно развивать экономическое сотрудничество.
У нас есть и контакты с представителями политической
и деловой элиты Республики Корея. И, естественно, мы
будем вести такую политику, которая позволяла бы нам
перестраивать жизнь в Иркутской области для того,
чтобы в целом Российская Федерация становилась
сильным, современным, цивилизованным,
демократическим государством с хорошей экономической
энергией. И в рамках наметившейся политической
стабильности, которая очевидна для всех с приходом
Владимира Владимировича Путина, появились очень
хорошие перспективы найти свое достойное место в
современном мире, обеспечить модернизацию
экономической жизни, сделать Российскую Федерацию
конкурентоспособной, мобильной, и этому посвящена
работа всех уровней власти, чтобы правильно определить приоритеты и
обеспечить поступательное развитие нашей страны.
— Зима еще идет, Борис Александрович, но уже очень
большое количество людей в Иркутской области думает
о том, как готовиться к предстоящему лету. Я сейчас
имею в виду садоводов и огородников. Недавно узнал и
был совершенно поражен тем обстоятельством, что
горожан, которые у нас имеют садоводства, участки,
дачи, порядка полумиллиона. Это всегда было
достаточно симпатичное явление в советской
действительности. Тяга к земле, к огороду появлялась
у людей совершенно интеллектуальных способностей,
профессий. Но было бы неправильно смотреть на эту
ситуацию только с идиллической точки зрения. Много
людей начали продавать свои участки, потому что
сталкиваются с проблемами, которые сами не могут
решить. То есть основная проблема у садоводов и
огородников Иркутской области, и не только Иркутской
области, — это, видимо, безопасность: шпана,
которая грабит эти несчастные домики; проблемы с
дорогами и транспортом. Все это предмет
государственной заботы, или люди как бы должны сами
этим заниматься?
— Но мы имеем уже на это ответ. Федеральное
законодательство говорит о том, что это задача всех
уровней власти, и это абсолютно справедливо. Почему?
Потому что, во-первых, создание садоводств позволяет
людям проводить больше времени,
особенно летом, за городом, обеспечить поддержание
своего здоровья. Это очень важно. Там отдыхают не
только садоводы и огородники, но и члены их семей,
дети, внуки, это важные социальные обстоятельства.
Вторая компонента, которая не менее важна: эти люди
производят своим трудом продукты питания. Я вам могу
сказать, что, по нашим оценкам, 17% от общего объема
картофеля производится садоводами, 20% овощной
продукции и около 90% ягоды. Это значительный вклад
в воссоздание стабильности и обеспечение
качественными продуктами питания населения Иркутской
области. Раньше профсоюзные организации предприятий
совместно с руководством осуществляли отвод
земельных участков, формировали инфраструктуру —
дороги, ограждения, освещение, охрану,
водоснабжение, электроснабжение. Сейчас, в силу
известных причин, эта социальная задача
предприятиями (в рамках радикальной постановки
вопроса, что они не должны заниматься не
свойственными им функциями) не решается, эта помощь
и поддержка прекращена. А со стороны органов
государственной власти такой поддержки, кроме
оказания помощи в отводах земельных участков, и не
было. Поэтому сейчас нужно переходить, с учетом
новых реалий, на формирование механизмов
взаимодействия с этим большим садоводческим
движением. Мы не можем взаимодействовать с каждым
кооперативом, это просто нереально. И поэтому мы
создали в первую очередь организационные предпосылки
для того, чтобы наладить диалог; доктор
сельскохозяйственных наук Юрий Палкин был избран
председателем совета союзов садоводческих
кооперативов. В рамках этого диалога будем
определять необходимые меры поддержки садоводческих
и огороднических кооперативов. Мы, конечно, считаем,
что главная роль здесь будет принадлежать органам
местного самоуправления, потому что на территориях
муниципальных образований создаются эти
садоводческие кооперативы, и, следовательно, мы
должны быть заинтересованы в эффективной работе в
этом направлении органов местного самоуправления.
Для того чтобы эта система действовала, мы сейчас
готовим предложения, направленные на практическую
помощь садоводческим кооперативам, нашему совету
союза садоводческих кооперативов, которые позволят
предусмотреть в бюджете на каждый год необходимые
средства для создания условий по развитию инженерной
инфраструктуры, дорог, электроснабжения.
Принципиально важным является вопрос обеспечения
сохранности собственности садоводческих кооперативов
— это правоохранительная компонента, здесь тоже
будут выработаны конкретные предложения. В целом я
хотел бы, чтобы не было иллюзий. Как уже отмечалось,
по нашим оценкам, почти 400 тысяч семей имеют сады и
огороды. Раньше у каждого садоводства была прямая
связь с предприятием — это понятная система
взаимоотношений и достаточно эффективная. Мы сегодня
имеем один бюджет с очень большими многочисленными
функциями и задачами, и рассчитывать на то, что мы
прямо из одного источника немедленно удовлетворим
все потребности всех садоводств, было бы абсолютно
неправильной ориентацией людей. Однако мы включаем
возможности бюджета — как муниципального, так и
областного — на эту поддержку, и, по нашим оценкам,
около 4 миллионов из бюджета области мы сможем
выделить на решение этой важной социальной задачи.
Мы будем делать все для того, чтобы хозяйствующие
субъекты всех форм собственности, особенно те,
которые раньше создавали садоводческие кооперативы,
в своих программах хозяйственной деятельности имели
и социальный аспект, оказывали помощь в поддержании
и развитии этих садоводческих кооперативов и
огороднических товариществ.