Алексей Хориноев: "Не потерять то, что достигнуто"
Как прожил Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прошедший год, с чем стартовал год нынешний? Рассказывает председатель окружной Думы Алексей Хориноев.
— На мой взгляд, говоря о политических итогах, нельзя не сказать о том, что было
достигнуто в социально-экономической сфере. Здесь прежде всего следует отметить, что
наметившиеся в предыдущие годы положительные тенденции в развитии округа
сохранились и развивались дальше. На сегодня можно с удовлетворением сказать, что в
округе совместными усилиями исполнительной и законодательной властей, органов
местного самоуправления достигнута определенная стабилизация, нет задолженности по
выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, детских пособий.
Округ занимает первое место по уровню бюджетного обеспечения среди регионов
Сибирского федерального округа. Растет и собственная доходная база.
Следует отметить, что прошедший год был для нас годом юбилейным: в сентябре
исполнилось 65 лет со дня образования автономного округа, и потому все проходившие
мероприятия были посвящены этой дате. Это первый съезд работников образования,
съезд работников культуры, также впервые состоялась в округе межрегиональная
конференция «Политика в интересах детей». В преддверии юбилея в Усть-Ордынском
прошли дни культуры районов, которые еще раз показали, что в нашем
многонациональном округе люди живут в дружбе и согласии. Наверное, это главное.
В сельском хозяйстве прошедший год оказался не самым благоприятным, засуха не
дала возможности получить ту продуктивность, какая ожидалась, но тем не менее год
завершился в целом успешно.
— Алексей Протасович, будучи руководителем законодательного органа власти, как
Вы оцениваете деятельность окружной Думы?
— В целом я удовлетворен работой депутатов, проведена большая работа по
формированию регионального законодательства, с теми планами, которые были
намечены, в основном справились. Правда, было время в начале
прошлого года, когда по причине
недобросовестного отношения отдельных депутатов срывались сессии, но после
проведения дополнительных выборов ситуация выправилась.
Одна из основных задач, стоящих перед депутатами, это формирование реально
обоснованного бюджета. Исполнение окружного бюджета в 2002 году было сопряжено с
некоторыми трудностями в связи с тем, что с января у работников бюджетной сферы
увеличилась заработная плата в 1,89 раза. В федеральном законе о бюджете была
предусмотрена сумма средств на эти цели в размере всего лишь 10 процентов от
необходимых затрат. Львиная доля легла на плечи субъектов федерации. Общими
усилиями администрация и Дума округа справились с этой задачей.
Поскольку регион аграрный, то сельскому хозяйству мы обязаны уделять больше
внимания, не забывая, конечно, о социальной сфере. В январе 2002 года нами был принят
закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», в мае
депутаты приняли окружную целевую программу развития сельскохозяйственного
производства округа на 2002-2005 годы. В октябре вышел закон округа «О едином
сельскохозяйственном налоге для сельскохозяйственных товаропроизводителей». Все эти
документы являются жизненно важными для селян.
Особое место в работе органов государственной власти занимает социальная защита
тех, кто уже или еще не может позаботиться о себе. Это дети, пенсионеры, инвалиды.
Сегодня на государственном уровне началась борьба с беспризорностью, поэтому
принятие окружной целевой программы по профилактике беспризорности и
безнадзорности несовершеннолетних как бы потребовала сама жизнь. В прежние времена
процент таких детей был не велик, потому что они были заняты внешкольными
мероприятиями, а их родители имели постоянную работу. Посмотрите, сколько матерей и
отцов с утра до вечера торгуют на рынке, мерзнут на ветру, зарабатывая на жизнь.
Наверное, они делают это не потому, что от природы коммерсанты, просто жизнь
заставляет. Получается, что времени заниматься воспитанием детей у них просто нет.
Отчасти эту проблему должна решить реализация закона о государственной молодежной
политике и поддержке молодежных и детских общественных объединений.
Или взять, к примеру, ветеранов. Они добросовестно работали всю жизнь, зарабатывали
деньги на квартиру, машину и более или менее достойную старость. И вдруг все их
сбережения обесценились. Чтобы как-то облегчить им жизнь, в этом году депутаты
приняли окружную целевую программу «Старшее поколение», рассчитанную на два года.
Вообще если подытожить работу окружной Думы, то можно сказать, что нами в
прошедшем году было принято 39 законов, 126 постановлений, из них четырнадцать о
принятых программах.
— В округе, насколько я могу судить, присутствует взаимопонимание меж двумя
ветвями власти, по крайней мере нет противоречий, как в иных регионах.
Безусловно, все эти программы и законы нужны, а отслеживаете ли вы, учиняете
ли спрос с исполнителей о том, как они выполняются?
— Несомненно, окружная Дума располагает всем объемом полномочий, в том числе
народные избранники обязаны заниматься не только изданием законов, но и спрашивать с
исполнительной власти за их невыполнение. Принятые законы мы стараемся
контролировать. В этом направлении работают думские комитеты, которые
рассматривают отчеты руководителей структурных подразделений администрации на
своих заседаниях по выполнению данных программ. В данное время, например,
рассматривается вопрос о погашении кредиторской задолженности за пролеченных
больных в больницах Иркутска. Могу сказать, что губернатор области Борис Говорин
лично заверил меня, что в ближайшее время будет подготовлено распоряжение о
списании имеющихся долгов до 2002 года.
Говоря о бюджете нынешнего года, следует отметить, что он принят с акцентом на
увеличение производства. Так, сельхозпредприятия будут получать дотацию за каждую
произведенную тонну зерна, чего раньше не было. Принцип такой: кто производит, тот и
получит. Механизм распределения разрабатывается комиссией, в состав которой вошли
депутаты-аграрники.
— Нельзя не затронуть тему объединения двух территорий, или образования нового
субъекта. Хотелось бы услышать ваше мнение об этом.
— Вы знаете, что и в Иркутской области, и у нас созданы рабочие комиссии по изучению
этого вопроса. Сейчас эти комиссии объединились, что, конечно же, должно сыграть свою
роль в выработке единого мнения. Но она, должен
сказать, не имеет полномочий принимать какие-то решения, ее выводы носят
рекомендательный характер. Комиссия должна разработать проект нового федерального
закона о новом субъекте РФ, с которым мы должны выйти на референдум. Думается, что
укрупнение неизбежно. Хотя кто сказал, что 89 субъектов
— это много? Мы же не должны
слепо копировать кого-то, может, для укрепления государственности достаточно этого.
Это не просто два субъекта собрались и объединились, здесь должен присутствовать
обязательно национальный вопрос. Интересы коренного народа автономии ни
в коем случае не должны быть ущемлены. Лично я считаю, что желательно бы, чтобы округ сохранил
статус национально-территориальной единицы со всеми органами государственной
власти.
Кому выгодно объединение? Во всяком случае, нам на данном этапе это невыгодно. Не
берусь предсказывать результаты референдума, хотя некоторые политики прогнозируют,
что оба субъекта проголосуют «за». Я не берусь утверждать это, население само должно
решить этот вопрос. Как раз эта комиссия должна провести такую работу и привести
такие аргументы, доказать населению, что это выгодно, тогда люди пойдут на референдум
и проголосуют за это. Повторяю, что округ не должен ни в чем потерять, и это должно
быть закреплено в федеральном законе.