Финансовые проблемы и политические причины
Главное финансовое управление области подвело итоги за 2002 год. Не смотря на то, что все, в целом, выглядит неплохо, и исполнение обязательств перед получателями приближено к 100%, в ГФУ отмечают некоторый парадокс, которые заключается в том, что по расчетам Министерства финансов, областной бюджет должен расходовать средств как минимум на 25-30 миллиардов рублей больше.
Именно столько поучится, если регион скрупулезно станет исполнять все
федеральные законы и прейдет на федеральный стандарт по ЖКХ.
Естественно, все понимают, что это нереально: есть четко прописанная
доходная база, которую воздухом до желаемого объема не надуешь.
Откуда берутся эти несуществующие миллиарды? Да от невыполнимых
законов, на которые столь щедры наши народные избранники.
Пример? Государственной Думой 17 ноября 1999 года был принят
печально знаменитый «Закон о ветеранах». Печально знаменитый —
поскольку с той поры и по сегодняшний день он выполняется лишь на
30-40 процентов. Почему? Да потому что принимали этот закон за месяц
до голосования на выборах в Государственную Думу. В Федеральном
собрании была бешенная суета, туда — сюда носили коробки из-под
ксерокса, словом, занимались исключительно избирательными
проблемами. Естественно в такой обстановке сказать «нет» закону,
которые хотя и заведомо невыполним, но очень лаком для наиболее
стабильно посещающей участки категории избирателей, мог сказать
только сумасшедший. И для президента Ельцина закон был этаким
последним «прости» старшему поколению россиян, которое его страстно
ненавидело. До исторического «Я устал: Я ухожу!» оставалось менее
месяца, а Борису Николаевичу в памяти народной очень хотелось
оставить за собой не только ваучеры и Чубайса.
Сегодня ситуация почти повторяться. Как заявил Андрей Буренин, пока
еще заместитель губернатора и руководитель главного финансового
управления (Андрей Викторович буквально на днях покидает высокий
пост, возвращаясь на стезю финансового менеджмента в крупной частной
компании), в Минфине сознают пагубность существования законов, на
осуществление которых у государства денег нет, и не будет. Но частных
беседах чиновники Минфина заявляют: «Пока не пройдут федеральные
выборы, никто к этой проблеме подступится не может, поскольку речь
идет об отмене огромного количества льгот для всех социальных слоев
населения». Так что нежелание предпринимать непопулярные меры,
увеличивать налоги или сокращать расходы однозначно имеет
политические причины.
Но таким образом ответственность за непопулярные меры
перекладывается на тех, кто вынужден принимать решения. А именно —
на региональные власти. Кстати, похожая ситуация складываться и в
случае с выплатой заработной платы. Хроническое недофинансирование
бюджетной сферы федеральным центром подталкивает региональную
власть на логичный шаг: эту самую бюджетную сферу сократить до
минимума. Когда не хватает денег, чтобы выплатить зарплату сотне
учителей, нужно уволить половину, и оставшимся хватит. Уровень
преподавания, конечно, упадет, зато ножки будут протянуты строго по
бюджетной одежке. Региональные власти не хотят идти по этому
«эффективному», но уж очень чреватому последствиями пути. И
предлагают, в свою очередь, «оптимизировать» социальную сферу
муниципалитетам. Мэры понимают, что их кладут на амбразуру, но
сделать ничего не могут: им остается либо осуществлять непопулярные
меры, либо бомбардировать вышестоящие инстанции воплями о помощи
и намекать на зреющие-де в их волости гроздья гнева народного. Похоже,
что именно этим сегодня объясняется причина волны забастовок и
всевозможных общественных инициатив, которые чрезвычайно
организовано прошли по городам и районам Приангарья.