издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Денег немного. Но мы их тратим с умом...

  • Автор: Дмитрий ЛЮСТРИЦКИЙ, "Восточно-Сибирская правда"

Главное финансовое управление Иркутской области подвело итоги своей работы в 2002 году.
Руководитель ГФУ Андрей Буренин выставил своим подчиненным жирную пятерку: «Я участвовал
в разработке и исполнении бюджетов шесть лет, с 1998 года, и еще ни разу не было такого, чтобы
бюджетополучатели получили все деньги, которые им в бюджете планировались». По утверждению
Буренина, в прошлом году каждый бюджетополучатель, который своевременно и правильно
оформил необходимые документы, получил 100% причитающихся средств. «Это касается и
муниципальных образований, — подчеркнул Андрей Буренин, — и если в отчете мы видим, что
цифра ниже 100%, то это означает лишь, что кто-то не смог своевременно представить документы о
проведенных конкурсах и заключенных договорах».

По мнению руководителя ГФУ, этот результат достигнут за счет изменения процедуры
разработки и исполнения бюджета. В течение всего года администрация области проводила
мероприятия, направленные на осуществление сбалансированности бюджетной системы
области, совершенствование финансовых взаимоотношений между областью и
муниципальными образованиями и повышение эффективности бюджетного процесса. Если
раньше в приемной главного финансового управления толпились ходоки из районов, которые
всеми правдами и неправдами стремились выбить (и иногда выбивали!) средства для своих
организаций, то теперь субъективный фактор полностью ушел: есть закон о межбюджетных
отношениях, все формулы и параметры расчетов опубликованы. В итоге размеры дотаций
четко определены в законодательстве и не зависят более ни от ГФУ, ни от муниципалитетов.

Нередко раздается критика в адрес методики, по которой администрация области рассчитывает
межбюджетные отношения. Грешат этим и мэры, и депутаты Законодательного собрания. Тем не
менее дальше слов дело не идет: ни от одного из субъектов законодательной деятельности не
поступило замечаний или предложений по корректировке методики, да и сами критические
высказывания не подкреплены расчетами и выкладками. Это заставляет предположить, что
методика не так уж плоха, а мэры лишь путают причину со следствием: областной бюджет
испытывает недостаток финансовых ресурсов, и никакая самая совершенная методика не может
изменить ситуацию в целом.

Это сказалось и на формировании бюджета текущего года. Поскольку финансовых средств по-
прежнему не хватает, было решено отказаться от неприоритетных расходов. В бюджете сделан
акцент на два направления: социальная сфера и бюджеты муниципальных образований. При этом
расходы по другим направлениям были сокращены до минимума.

Областная администрация прекрасно сознает, что финансировать необходимо и экологические
программы, и программу возобновления сырьевой базы, но до тех пор, пока областной бюджет
существует в условиях дефицита финансов, эти программы будут формироваться по остаточному
принципу. Зато в бюджете по максимуму выделены средства для муниципальных бюджетов,
профинансированы здравоохранение, образование, физкультура и спорт, социальная политика.

Бюджет формировался под действием ряда факторов как положительного, так и отрицательного характера. Среди положительных, например,
своевременно утвержденные тарифы, которые уже заложены во все сметы и не будут меняться
на протяжении финансового года. Кроме того, большое влияние на параметры бюджета 2003
года оказала работа, которую администрация области вела с Министерством финансов. В
результате работы с Минфином удалось обеспечить поступление ссуд и принятие поправок к
бюджету РФ в интересах области.

Среди проблем, которые остаются с администрацией области и в будущем году, это задолженность по заработной плате. Тем не менее вместо прогнозируемых 3,7
млрд. рублей задолженности к концу года в области было долгов менее миллиарда (501 млн. по
ссуде федерального бюджета и 450 млн. кредиторской задолженности по заработной плате). Это
результат работы, проделанной администрацией области, депутатов Государственной Думы и
губернатором Борисом Говориным.

Существенной проблемой бюджетной политики остается оптимизация бюджетной сферы как на
областном уровне, так и на муниципальном. «Необходимо признать: хотим мы этого или нет, но
государство движется в направлении уменьшения сектора государственного влияния в экономике, —
считает Андрей Буренин, — и федерация переталкивает основное бремя сжатия госсектора ниже, на
уровень субъектов и муниципальных образований. Если следовать планам, которые строят
Минэкономразвития и Минфин, то этот подход будут применяться и в дальнейшем, а это значит,
что нам необходимо переходить к реструктуризации бюджетной сферы».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры