Времена не выбирают, в них живут...
"Итоги в пути" - выставка с таким названием проходила в выставочном зале художественного музея имени Сукачева. Она собрала сорок семь молодых авторов, представляющих реалистическое и авангардное направления в искусстве. Размещенные рядом, эти работы не противоречат, а дополняют друг друга, в каждой чувствуется индивидуальность, стремление художника проявить себя в опыте творческих изысканий.
На днях ее участники собрались вместе, чтобы обсудить
проблемы профессии, которую они выбрали для себя. Их было достаточно
много, а вот разговора, такого, каким он предполагался, не получилось.
Дискуссию начала искусствовед Тамара Драница, которая, обозначив возраст
участников от 30 до 40 лет, назвала его самым активным в
жизни и творчестве.
Многие художники обзавелись детьми, но это не мешает
им активно работать. «В реализме у многих из вас нет резкости суждений, —
говорила Тамара Драница, — поток и покой главенствуют в них. Только куда
этот поток унесет художника?»
В беседе с Яной Лисицыной, одной из авторов выставки, мы тоже говорили о
бесконфликтности выставки. Многие работы выполнены на
хорошем профессиональном уровне,
но в них нет ярко выраженного чувственного начала.
Художники предпочитают лишь созерцать действительность.
Почему?
— Наверное, это сознательный уход от жизненных реалий, — считает
Яна. — Вокруг столько грубого, насильственного, что хочется хотя бы в своем
творчестве сохранить душевный покой, созерцательное начало.
Оправдывая
коллег по цеху, сама Лисицина далека от этой созерцательности,
в ее работах противоречия бытия выступают ярко и образно.
Ее ангел, которого она
назвала «Тот, кто читает книгу грехов», находится в конфликте с окружающим
миром и самим собой. В иллюстрации к «Тристану и Изольде» тоже
чувствуется динамика противоречий, которыми отмечены отношения этих
классических любовников.
На выставке «Итоги в пути» рядом располагаются работы авторов
противоположных мировоззренческих позиций и творческих направлений.
Например, Александр Суриков и Олег Ушаков. Суриков пишет в манере
примитивизма, упрощения формы. Его «Лошадка», «Невеста», «Ехать»
похожи на детские рисунки, в них все стилизовано, руку мастера
«выдает» только их колористическое решение. Ушаков — другой.
Его работы
тщательно выписаны и напоминают картины голландских мастеров, в которых
просматривается внутреннее сияние и ярко выраженная святость. Обоих
художников объединяет бесстрастное наблюдение за предметом своего
изображения, своеобразное любование им.
О том, что многие авторы достаточно индифферентны, можно было судить по
разговору на обсуждении выставки. Дискутировали, собственно, трое —
молодые Татьяна Родионова, Александр Иванов и представитель иркутского
правления Союза художников Олег Беседин. Родионова призывала
художников к тому, чтобы они заботились о своем рейтинге на российском
рынке изобразительного искусства. Она вспомнила о том, что в Москве хорошо
знают авторов из Новосибирска, Омска, Новокузнецка и
мало наслышаны об иркутянах. По мнению
Татьяны, иркутская школа хиреет, в ней нет настоящих последователей
экспрессивного реализма, каким она славилась ранее.
Олег Беседин, возражая молодому оппоненту, говорил,
что он не принимает всех этих
разговоров о рейтингах. Художник должен работать без оглядки на
популярность, ему нет дела до того, покупают его работы или нет.
Художник обязан разбираться только в себе. На выставке,
считает Олег, много вторичного, чувствуется уход от
сегодняшней жизни. Создается впечатление, что многие молодые художники
устраивают театр внутри себя.
Скорее всего, он имел в виду Веронику Лебедеву, которая представлена на
выставке серией работ с общим названием «Старый ангел». Художница,
действительно, весьма «театральна», в ее картинах ярко выражена декоративность.
Характер небожителя с лицом пожилого человека проявлен в
милосердии. Эта театральность художницы оправдана: она работает в
Иркутском музыкальном театре имени Загурского.
Не будем вдаваться в подробности дизайнерского мастерства иркутских
художников, отметим только, что декоративно-прикладное искусство, которое
непосредственно связано с дизайном, на выставке представлено ярко и объемно.
Работы Адольфа МухамедшинаЖ «Распятие», «Орден ацтеков» и другие, в
которых художник использует камни и сплав металлов — биббит, красивы
своей суровой и сдержанной выразительностью. Интересны пространственные
композиции Игоря и Елены Волжанских, работающих в керамике; ажурное,
кованое железо Игоря Смирнова. Мастерски выполнены
гобелены Натальи Балакиной, а Елена Гончарова удивляет
необычностью форм своих ювелирных изделий.
Наталья Сысоева, ученица заслуженного художника России Владимира
Тетенькина, одна из немногих, которую можно назвать
последовательной продолжательницей иркутской школы живописи.
В ее «Белом букете» и
других работах ярко выражено чувственное начало, художница любуется
предметом своего изображения и как бы приглашает зрителей следовать ее примеру. А
Сергей Шипицын представил портрет нашего современника.
Талантлива ли выставка? Односложно сказать нельзя,
потому что количество представленных на ней
работ отнюдь не перерастает в качество. Часто картины, расположенные рядом, можно
причислить к письму одного художника, на самом деле авторов несколько.
Ровность несколько обезличивает
их, делая, как верно заметил Олег Беседин, вторичными даже по отношению к
самим себе. Не выражая себя в откровенной мировоззренческой
позиции, экспериментируя в основном в цветовых и колористических тонах,
они как бы нивелирую свое личностное начало.
Творчество — это загадка. Часто художник задумывает одно, а рука его ведет в
другую сторону, темперамент в работе захлестывает, диктует на холсте свои
правила игры. Так работали Галина Новикова, Борис Десяткин,
Сергей Коренев, Александр Шпирко и многие другие, ушедшие из жизни.
Расцвет их творчества приходился как раз на возраст художников,
представивших работы на сегодняшней выставке. Смогут ли современные
ребята достичь уровня мастерства, каким славилось предыдущее поколение?
Поживем — увидим. Хочется только пожелать им быть откровеннее в
проявлении своих чувств и не забывать о времени, в котором они живут.