Когда полезно ломать стереотипы
Автозаводы "Базового элемента" становятся лидерами российского автопрома
Печальной традицией новейшей российской истории стала такая примета: если
начинаются какие-то перемены — это обязательно к худшему. И можно понять людей,
которым долго морочили головы то ваучерами, то «черными вторниками», то какими-
нибудь очередными реформами. И каждая новая «придумка» приносила обнищание,
снижение уровня жизни, или просто обыкновенный обман, конечной целью которого
было обогащение одного отдельно взятого субъекта в малиновом пиджаке за счет тысяч
вполне добропорядочных и законопослушных граждан. Наступила пора эти стереотипы
ломать.
Когда менеджеры компании «Базовый элемент» стали появляться на
многочисленных автомобильных заводах России, приняты они были более чем прохладно.
Рабочие боялись, что потеряют свою работу, директора — что завод перестанет
работать, местные власти — что новые акционеры предприятия просто разворуют (если
еще осталось что красть) и распродадут активы под какие-нибудь склады или продадут,
как груду металла, какому-нибудь любителю экзотики, а сами уедут куда-нибудь на
Мальдивы. Как ни удивительно, но, по прошествии двух лет, приходится признать, что все
эти мрачные прогнозы не сбылись. А сбылись, как оказалось, самые невероятные и
радужные мечты. Но обо всем по порядку.
Приоритетное развитие автопрома при соответствующей поддержке со стороны
государства уже позволило не одной стране мира преодолеть серьезные экономические
трудности. «Базовый элемент» решил самым активным образом использовать мировой
опыт и в конце 2000 года начал свое вхождение в отечественную автомобильную отрасль.
Ныне в 10 регионах под контролем компании работают около двух десятков предприятий
российского автомобилестроения. Среди них — такие известные заводы, как «ГАЗ»,
автомобильный завод «Урал», Павловский, Голицынский, Курганский и Ликинский
автобусные заводы, ярославский моторный завод «Автодизель» и другие предприятия.
Созданная для управления ими «Базовым элементом» компания «РусПромАвто»
стремится к тому, чтобы стать лидером отечественного машиностроения.
Конечно, приход алюминиевой компании в автомобилестроение вызывал поначалу
скептические комментарии: занялись, дескать, не своим делом, не знают специфики
отрасли… Специфика же эта заключалась в значительной степени в том, что многие
доставшиеся «Базовому элементу» автозаводы находились в плачевном состоянии, имея
одни лишь убытки и многомиллиардные долги. Над некоторыми нависла угроза
банкротства, речь шла уже не о развитии, а о выживании.
За два с небольшим года менеджерам «Базового элемента» пришлось провести
огромную работу по оздоровлению ситуации на предприятиях автопрома,
восстановлению технологических процессов и коренному переустройству стиля и методов
работы заводов. «Базовому элементу» удалось аккумулировать силы и средства
отечественного автомобилестроения, качественно изменить менеджмент предприятий и
привлечь в производство необходимые инвестиции: в минувшем году в развитие
автозаводов было вложено порядка 150 миллионов долларов.
За первые два года деятельности «Базового элемента» в российском
автомобилестроении на предприятиях реализованы программы по выводу их из кризиса и
реформированию. И это принесло реальные производственные успехи. В качестве
наиболее впечатляющего примера возьмем работу ОАО «ГАЗ»: удалось не только
вывести предприятие из кризиса и нормализовать производство, но и начать качественно
новый этап в развитии завода. За минувший год объем производства нижегородского
автогиганта увеличился на 11 с лишним процентов, почти наполовину сокращена
кредиторская задолженность предприятия, прошлый год завод завершил с прибылью без
малого в сто миллионов рублей. А ведь два года назад «ГАЗ» имел около 180
миллионов долларов убытков.
Заметны перемены к лучшему на автобусостроительных предприятиях: в целом за
прошлый год объем реализации их продукции вырос на 3 процента. В частности на ПАЗе
годовой рост превысил 8 процентов, а на Ликинском автобусном заводе сейчас ежедневно
производится столько же автобусов, сколько 4 года назад выпускалось в течение месяца —
по темпам роста производства ЛиАЗ занимает в российском машиностроении одно из
первых мест. Не случайно на днях мэр Москвы Юрий Лужков, ознакомившись с
ликинской продукцией, заявил, что она «лучше приспособлена для наших условий, чем
зарубежные аналоги», и начиная с будущего года это позволит российской столице
«полностью отказаться от закупок импортных городских автобусов и перейти на
эксплуатацию исключительно российской техники».
Показательна ситуация на автомобилестроительных предприятиях Челябинской
области — автозаводе «Урал» и АО «Челябинские строительно-дорожные машины». Обоим
заводам пришлось пройти через процедуры финансового оздоровления, производство
пришлось поднимать едва ли не с нуля. В результате реализованный на «Урале» проект
финансового оздоровления стал в 2002 году одним из лауреатов Всероссийского конкурса
«Золотой рубль», а общий рост производства продукции за последние два года составил
около 8 процентов, причем выпуск специализированных автобусов увеличился в
несколько раз. Миасские автомобилестроители вернули себе репутацию одного из
мировых лидеров в производстве большегрузных автомобилей повышенной
проходимости. Что касается челябинского завода по выпуску строительно-дорожной
техники, то на нем производство выросло в ушедшем году почти на 7 процентов. Стоит
отметить также, что выпуск продукции на одном из ведущих двигателестроительных
предприятий России — ярославском «Автодизеле» увеличился в 2001-2002 годах на 10
процентов.
Достижения «Базового элемента» в российском автомобилестроении — это не
просто производственные успехи тех или иных предприятий. Хорошая работа автозаводов
— это сохранение прежних и создание новых рабочих мест, стабильное наполнение
бюджетов различных уровней, благоустройство инфраструктуры. Только «ГАЗ» выплатил
в прошлом году в бюджеты всех уровней порядка 5 миллиардов рублей, что на треть
больше показателя 2001 года. Можно с уверенностью говорить, что деятельность
автозаводов «Базового элемента» в российских регионах является одним из основных
условий их социальной стабильности и развития.