Поет земля, теплом любви согретая!
Посмотришь иной раз на село и диву даешься, как оно еще
сохранилось. Со всех сторон сыпятся
удары. Замирает не только производственная жизнь, но и
духовная. Не привозят кино, не везде работают клубы,
библиотека не получает новых книг, сама же деревня совсем
мало выписывает и читает журналов и газет.
— А вы приезжайте к нам, посмотрите, как живем мы, —
делая ударение на последнем слове, предложил генеральный
директор СХОАО «Белореченское» Гавриил Степанович
Франтенко во время одного из телефонных разговоров, когда
я разоткровенничался с ним по поводу этих проблем. —
Проводим фестиваль самодеятельных артистов.
И вот Белореченский Дом культуры. Нервно дышащий зал.
Взволнованная и напряженная публика. И это понятно. Ведь
здесь в не столь вместительном помещении собрались
прежде всего товарищи, коллеги тех, кому предстояло в тот
вечер выступать. А над сценой — красочное панно, извещающее
о том, что это ХV фестиваль. Пятнадцатый! Подумать только.
Впрочем, фестиваль — он и в поселковом ДК фестиваль. Со
всей атрибутикой, правилами, давно сложившимися
традициями. Приветственные слова начальника главного
управления сельского хозяйства Н.Эльгерта, одного из
руководителей областного комитета по культуре
В.Кожевникова, мэра Усольского района П. Герасимова и
других высоких гостей. А заместитель губернатора области
Д.Баймашев сказал добрые напутственные слова,
передал наилучшие пожелания от губернатора. Позднее, во
время возникшей паузы, когда один коллектив сменял
другой, Дмитрий Закарьевич вышел снова на сцену и
задушевно спел песню про «усталую подлодку», которая «из
глубины идет домой». Но это будет позже, а в самом начале
ведущая предоставит Г.С. Франтенко право зажечь огонь
фестиваля. Он в этом мероприятии не просто генеральный
директор объединения, но и инициатор, душа и мотор
фестиваля.
Второй раз присутствую на смотрах художественной
самодеятельности в «Белореченском», и мне есть с
чем сравнивать. Приятно сознавать, как вырос уровень —
профессиональный, культурный. И не только.
Если два года назад своеобразным гвоздем одного из таких
вечеров были сценка о «братках», их действиях и
мироощущении, юмористические картинки из
производственной жизни птицеводов и безобидная сатира
на своих коллег, руководителей (вплоть до генерального
директора и мэра района), то сегодня впечатляет другое. На
этот раз с гораздо большей силой звучит тема
гражданственности. И художественное чтение, и
некоторые песни заставляют задуматься над делами нашими,
миром окружающим, над ролью крестьянской.
Не дав остыть зрительским эмоциям, в дело вступает
хор. Звучит «Сибирь — краса полей». Красивое название у
песни, красивые слова. И очень славное исполнение. По
подбору голосов, особенно женских, тональности и
темпераменту исполнения оно напоминает
наш славный Омский народный хор.
Поставить голос человеку, который день-деньской пашет в
поле, помочь ему освоить технику пения, и не одному, а
многим, потом организовать хор, спеться, да так славно,
как было у «Сосновки», — за всем этим огромный труд
художественного руководителя Ирины Ткачевой и хормейстера
Владимира Иванова. Впрочем, с песней вроде бы все ясно.
Но вот представители того трудового коллектива начинают
исполнять «Барыню», «Кадриль» или «Бравого
атамана» с хороводами, танцами, плясками — и здесь вовсе
удивляешься: как сумели на такой хороший уровень
подняться в хореографии. Я уж не говорю о
славном исполнении птичницей Ольгой Бабыкиной народной
песни «Ах, судьба моя, судьба» или «До свидания, дорогой».
В одном этом отделении многое, на первый взгляд,
несоединимое (если говорить о жанрах)
органически сплелось. Любовь к Родине и
просто любовь, легкая грусть, некоторая
сентиментальность и удаль молодецкая, песни и декламации,
пляски, танцы, хороводы…
Ведущий объявляет новых конкурсантов фестиваля — коллектив
инженерно-технических работников. Это элита большого
объединения: экономисты, бухгалтеры, ведущие специалисты,
специалисты по маркетингу и т.д. Они играют
пьесу Александра Островского «Снегурочка».
Естественно, все в
костюмах той сказочной эпохи. Перевоплощение было
настолько искусным, что с трудом узнаешь в
действующих лицах заместителя генерального директора по
экономике Татьяну Пухмахтерову, главного ветврача
Александра Понюхова, юриста Петра Медведева и других. Но
главное, конечно, исполнение. За
этим огромная работа автора сценария и режиссера Аллы
Ковтоноговой, хормейстера Леонида Зуева, хореографов
Марины Головачевой, Любови Новопольцевой,
инженера-декоратора Олега Мурашова, художника Елены
Таюрской и других.
Впервые в фестивале в СХОАО «Белореченское» участвовал
автотранспортный цех.
Именно он стал обладателем гран-при. Среди
филиалов-хозяйств такой высокой награды удостоился
коллектив ОАО «Сибирь» Черемховского района.
— Меня часто спрашивают журналисты, как вам удается
добиваться столь значимых успехов в работе? В чем
секрет? — откровенничал по окончании первого дня
фестиваля генеральный директор СХОАО «Белореченское»
Гавриил Степанович Франтенко. — Да, вот он, секрет.
Вовлечение людей в сферу настоящего искусства, раскрытие
их талантов. Вы думаете в субботу, когда мы подведем
итоги фестиваля, все этим окончится? Ничего подобного.
Люди будут еще долго обсуждать свои и чужие
выступления.
В фестивале приняло участие самое большое количество
творческих коллективов за все время смотров — 20. Не
смогли остаться в стороне и те, кто недавно вступил в
агрохолдинг «Белореченское», рядом расположенный филиал
«Хайтинский» и ОАО «Черемховский», «Нижнеиретский»,
«Узколугский» Черемховского района. Даже администрация
Усольского района, которой руководит теперь питомец
«Белоречки» Петр Михайлович Герасимов, не осталась в
стороне. Радует, что среди победителей-индивидуалов в
номинации «Вокал» — братья-близнецы Максим и Иосиф
Константиновы, недавние выпускники сельхозакадемии,
работающие в «Узколугском» зоотехниками.
Право, когда сидишь на концерте, то забываешь о
производстве, делах, о достижениях объединения. А они
очень значительные. Но, возвращаясь к теме так
называемых секретов успехов «Белореченского», все-таки
надо признать, что их немало. Это огромный
производственный потенциал, созданный в течение почти трех
десятилетий, высокий профессионализм рабочих и
специалистов, самый современный уровень применяемых
технологий, ответственность и дисциплина, инвестиции,
хороший микроклимат в коллективах и т.д. Но связующим
звеном здесь является все-таки духовная составляющая. Она
в период рыночных реформ, которые больше разъединяют
людей, чем объединяют, когда взаимоотношения между иными
из них начинают определять меркантильные факторы,
играет оздоровляющую роль. Именно
духовное возвышает человека, а не рубли, доллары и любая
другая валюта.