"Российский рынок вызывает настороженность..."
Мы предложили иркутским бизнесменам ответить на ряд вопросов, посвященных сегодняшней теме "Делового четверга". 1. Является ли актуальным вопрос повышения инвестиционной привлекательности Иркутской области?
2. Что является препятствием для увеличения потока инвестиций в регион?
3. Отражается ли на инвестиционной привлекательности области
«жесткий» передел собственности,
например, попытки силового захвата предприятий, как в случае БЛПК?
4. Какие меры должны быть предприняты, чтобы исключить
подобные ситуации, и какова роль властей в их разрешении?
Сергей Ерощенко, генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирское
речное пароходство»:
1. Это актуально не только для Иркутской области, но
и для любого региона РФ. На мой взгляд, повышением
инвестиционной привлекательности региона нужно заниматься постоянно.
2. Существует ряд объективных причин. Основная — отсутствие
законодательных гарантий для инвесторов.
Ведь инвестор, как правило, идет в бизнес всерьез
и надолго. Но на многих предприятиях просто
невозможно ничего прогнозировать: меняется власть,
проводятся реформы, правила игры становятся
другими. Получается уравнение с огромным количеством
неизвестных. Прибавьте сюда непрекращающийся
передел собственности и нестабильность общества.
3,4. Силовые захваты, безусловно, негативно отражаются
на инвестиционном климате. Они разрушают
инвесторские гарантии, которые должны быть обеспечены
законами. Власть обязана сохранять
объективность в разрешении таких ситуаций, учитывать
специфику конфликта на каждом отдельном
предприятии. И, конечно же, необходимо участие в таких
ситуациях судебной власти и правоохранительных органов.
Валерий Соколов, лидер депутатской группы «Деловой союз»
в Законодательном собрании Иркутской области:
1. Безусловно, регион должен быть привлекательным для
инвестиций, но все понимают, что для этого должны
быть созданы соответствующие условия, над чем сейчас
и работает администрация Иркутской области. Я
знаю, что сейчас уже готовится ряд законопроектов, в которых,
в частности, будут предложены налоговые
льготы и упрощенные условия по регистрации организаций,
по получению земельных участков. Очевидно,
что требуется намного быстрее решать вопросы согласования
на административном уровне, у нас же много
в этой части бюрократических проволочек.
2. Это, прежде всего, неясно выстроенная правовая основа для
бизнесменов, но это проблема для всей
России. Кроме того, должны быть продуманы проекты, которые
бы мы могли предложить инвестору.
Сейчас, на мой взгляд, в инвестициях особенно нуждаются
лесной комплекс, который имеет большой
потенциал для развития в Иркутской области, пищевая и
перерабатывающая промышленность, строительный комплекс.
3. Арбитражный суд Санкт-Петербурга принял решение в пользу
того собственника, который сегодня
управляет БЛПК. И я надеюсь, что решение суда охладит пыл
тех, кто пытался силовыми методами
вмешиваться в работу предприятия. По большому счету, в
переделе собственности нет ничего страшного. Более
того, он оправдан, когда на место одного собственника
приходит другой, более мощный по своим ресурсам,
в том числе финансовым, интеллектуальным. Другое дело
— какие методы при этом используются. Но нельзя
допускать, чтобы в этом процессе использовались нецивилизованные,
криминогенные методы. Иначе это
будет говорить о больном обществе, в котором правят диктат
денег, сила, подкуп или насилие.
4. Для того, чтобы исключить такие явления в бизнесе,
нужны четкие законы, которые невозможно
трактовать двояко. Они должны подкрепляться мощной системой
правоохранительных действий со стороны не только милиции, но и органов
прокуратуры и судебных органов. Следует быстро, оперативно давать
оценку происходящему и принимать справедливое решение, которое
ведет к неотвратимому наказанию тех, кто ведет себя антисоциально.
Владимир Литтау, директор по производству СП «Байкал ТМ»:
1. Да, конечно. Мы планируем расширять некоторые направления
бизнеса и кровно заинтересованы в том, чтобы инвестиции шли в регион.
2. Таким препятствием является неуверенность инвесторов: будут
ли действовать законы, не изменятся ли
они? Причем это характерно для всей России, не только для
Иркутской области. Администрация Иркутской
области оказывает нашему предприятию поддержку, но ситуация
в этой сфере в России в целом пока неустойчива.
3. Конечно, отрицательно. Как я уже сказал, главное
препятствие для увеличения инвестиций — отсутствие
уверенности у инвесторов в защищенности бизнеса: а вдруг
завтра придет новый хозяин или предприятие
захватят и тому подобное. Такие случаи заставляют инвесторов
еще более осторожно действовать на российском рынке.
4.Самое главное — разработать и принять законы, исключающие
возможность силовых захватов предприятий.
Я думаю, что подобные конфликты должны решаться на уровне
правительства России, ведь владельцы
предприятий в большинстве случаев — в Москве.
Александр Дубынин, генеральный директор ОАО «Молочный комбинат
«Ангарский», депутат Законодательного собрания:
1,2. Да, вопрос актуален. Причин, препятствующих росту инвестиций,
несколько. Это и отсутствие гарантий
надежности сохранения и приумножения вложения средств, и
возможный беспредел в бизнесе, вплоть до
силового захвата, и непредсказуемость валютной политики
государства. Сегодня нет четкого разграничения
полномочий между федеральной, региональной и местной властями
в сфере осуществления прав и обязанностей инвестора, что
тоже сдерживает инвестиционные потоки. Кроме того, в Иркутской области
нет достойных положительных примеров реализации инвестиционных
проектов (Ковыкта, Сухой Лог — разговоры на годы).
3. Несомненно, силовые захваты резко отрицательно сказываются
на инвестиционной привлекательности области.
4. К захватчикам должны предприниматься как судебные, так и
административные меры (лишение лицензий, прав и т.п.).
А решать эти конфликты должны суды и прокуратура, применяя
самые жесткие меры.
Сергей Молчанов, технический директор ОАО «Алюком-Тайшет»:
1. Безусловно, является. Для нас он был актуальным и два
года назад, когда мы только начинали наш
проект. Но в улучшении инвестиционного климата должен
быть заинтересован не только бизнес, но и
власти. Сейчас, например, в Тайшете закрываются предприятия,
снижается доходная база бюджета.
2. Основным препятствием можно назвать нерешимость или
бездействие властей. Все вопросы по работе
предприятий сейчас распределяются на политические и
технические. С техническими предприятия могут
справиться сами, а вот политическая составляющая решения
различных вопросов зависит от действий
властей. К примеру, готовность опытно-экспериментального
участка «Алюкома» очень высока, однако его
запуск на 99% зависит от решимости властей всех уровней
3. Естественно, отрицательно. Риск потерять бизнес —
самый существенный для экономики.
4. Обязанность властей — вмешиваться в конфликтную ситуацию,
политически ее урегулировать. Минимум,
что могут сделать властные структуры, — это разрабатывать
или инициировать законопроекты, которые
исключили бы силовое разрешение бизнес-конфликтов. В нынешней
ситуации приходится наблюдать разговор буквально «по понятиям».