Игорь Лифанов, "обаятельный бандит"
Как относится к телесериалам артист, сам снимающийся в них? Мы теперь смотрим не только бразильские и мексиканские "мыльные оперы", но и российские. Их так много! В основном -- на криминальные темы. Бандиты, менты, разборки, убийства, кровь... Одни ругают и презирают это, принципиально не смотрят ("Не тратим впустую время"). Другие еще как смотрят -- по второму, по третьему разу! Артисты же, занятые в телесериалах, ежедневно у нас с вами в гостях, хотим мы этого или не хотим. Они стали поистине народными, их хорошо знают, любят. А уж если они еще в театре играют, кассовый успех спектаклю обеспечен!
!I1!
Игорь Лифанов — один из таких современных актеров.
Где он снимался? В
«Бандитском Петербурге», в «Агенте национальной безопасности»,
«Спецназе», «Ледниковом периоде»… Это перечисляли
мне театралы во время антракта в спектакле «Я должен
убрать президента!», который шел в петербургском ДК
«Выборгский». У Игоря там замечательные партнеры. Их знает вся страна
по телесериалам про ментов и про «национальные особенности»
(а те, кто приходит на спектакли, открывают для себя
их же как прекрасных театральных актеров).
Типаж Лифанова — отрицательное обаяние. Когда в спектакле
партнер говорит ему: «У вас внешность обаятельного бандита,
вы могли бы играть бандитов, киллеров, сниматься в сериалах…»,
в зале — взрыв хохота и аплодисменты! (Этим, собственно,
актер и занимается по жизни).
Игорь не коренной петербуржец. Родился он на Украине,
в городе Николаеве. Служил на флоте во Владивостоке.
Поступал в театральный институт. В Москве его не приняли,
а в Питере — приняли. После института попал не в какой-нибудь
маленький и неизвестный театр — в знаменитый БДТ имени
Г.А. Товстоногова. Прослужил там 10 лет. Но уже скоро
год как ушел оттуда.
!I2!
— Почему?
— Ох, как вы сразу! Сложный вопрос. Я, может быть,
сам себе не могу на него ответить.
— Попробую угадать. Хороших ролей в театре не было, а вот в кино —
предложения одно заманчивее другого: и это сериалы,
благодаря которым актеров узнает народ.
— Не ради сериалов ушел, конечно. Да, я был занят работой
в кино, совмещать стало трудно. Но я уже взрослый дядька
и сидеть и ждать у моря погоды, когда в театре дадут
сыграть, скажем, Гамлета, не собираюсь. Я сам кую, как
говорится, свою жизнь. Не вижу смысла ждать. Такой пример.
Ты ползешь обмороженный по лесу. И если видишь огонек,
пусть очень-очень далеко, но там люди, ты доползешь.
Если не видишь — не доползешь. Если знаешь, чего ждать,
можно и подождать. А если нет перспективы, то зачем
ждать?
— У вас были в театре хорошие роли?
— Мало. «Солнечная ночь». Спектакль ставился на молодежь,
у меня была хорошая роль. Но его прикрыли. На малой
сцене шли «Бенгальские огни» по Аверченко, комедия.
У меня там было восемь ролей. Я, как Райкин, переодевался
за кулисами, быстро выходил. Меня даже не сразу узнавали.
Говорили: «А это кто играет?» — «Лифанов». — «А
это кто?» — «Да Лифанов!».
Не хочу обиженно говорить, что меня не поняли в театре.
Нет, просто разошлись дорожки и все. Можно быть генералом
в Чечне или адъютантиком в Кремле. Что лучше? Это ведь
каждый для себя решает сам. Артисту нужно играть каждый
день. Так же, как летчику — летать, а хирургу — оперировать.
У меня сосед — хирург, он говорит, что когда на месяц
уходит в отпуск, после этого три месяца подает скальпель
на операциях. Хотя он профессионал…
Я мог сделать себе несколько антрепризных спектаклей
(у нас с женой есть один такой — «Двое в лифте»), но
у меня катастрофически не хватает времени. И не хочу
разбрасываться. Если будет что-то интересное — тогда
конечно. Теперь, если зовут на маленькие роли или неяркие,
отказываюсь, уже начинаю выбирать. Сейчас смотрю на
коллег, которые переходят из сериала в сериал (неправильная
политика канала, когда пускают один за другим фильмы
с одними и теми же артистами), — мне их просто жаль,
я сам не хочу оказаться в такой ситуации.
Но эти сериалы, как бы их ни ругали, палочка-выручалочка.
Артисты работают. Появляются новые имена. Режиссеры,
которые много лет не снимали, тоже работают. Они снимают
теперь — «Убойную силу», например, или «Улицы разбитых
фонарей» — по две-три серии один, потом — другой.
Пройдет года два, три, и мы научимся делать хорошие
сериалы. Как «Твин Пикс» или «Скорая помощь», которые
сделаны интригующе.
— А что вы сами смотрите по телевизору?
— Ничего. Наши слезливые сериалы про любовь мне не
интересны. Про мексиканские вообще не говорю. Когда
очень устаю, беру кассету с американским боевиком.
Почему? Да, там не надо думать. Классно снято. Визжат
тормоза, взрываются самолеты, разбиваются машины. Добро
побеждает зло. А вам нравятся наши мыльные оперы про
любовь? Ну невозможно их смотреть! Не интересно. Я уверен,
что если Светозаров снимет про любовь, это будет интересно,
будет затрагивать душу, затягивать. Должна же существовать
интрига. Когда мы учились в институте, спросили у педагогов:
«Вот вы все время говорите нам о конфликте: должен быть
конфликт. А какой конфликт в «Ромео и Джульетте»? Они
любят друг друга». И здесь все равно есть конфликт.
Какой, как вы думаете? Кто кого сильнее любит!
Наши сериалы про любовь — сладкая каша. Господи, думаю,
как мне повезло, что у меня в кино не было таких длинных
монологов ни о чем. В «Бандитском Петербурге» я еле-еле
сыграл сцены, когда приходил к начальнику и докладывал.
Говорил ни о чем. Для меня это было невыносимо! А другие
артисты, смотрю, могут «километрами» так играть.
Жена Игоря Лифанова Татьяна Аптикеева — актриса
БДТ. Она пришла туда вместе с Игорем после института.
Всего троих счастливчиков с курса пригласили в знаменитый
театр.
— Игорь, а как у жены в театре, есть роли?
— Как у меня. Такого, чтобы в городе говорили: «Вы
знаете, какую роль Лифанов (или Аптикеева) играет? Пойдите
посмотрите!» — нет, такого нет. Это обидно.
— Да, повезло вам с кино! Правда, роли…
— Я начал сниматься три года назад. Сначала сыграл
молчаливого ментовского киллера у Дмитрия Светозарова
в «Улицах разбитых фонарей». Потом у него же в «Агенте…»
А следующий его фильм запомню, наверное, на всю жизнь.
Это «Четырнадцать цветов радуги». О мечте неосуществимой. Его,
правда, не берет ни один телевизионный канал. Там кровь,
мозги, кишки…
В «Бандитском Петербурге» сыграл продажного милиционера.
Еще «Спецназ» был. Сейчас в продолжении «Спецназа»
у меня наконец положительная роль.
Светозаров снял меня и в «Бароне». Я сыграл там такого
слабого человечка, в очках, заикающегося, «чморика»,
как я называю. Светозарова я очень уважаю. Он профессионал.
(А в театре таким авторитетом для меня был Чхеидзе).
— О профессии актера вы еще в детстве мечтали?
— Да. Но то, что стал им, как-то спонтанно получилось.
Веселил всех, корчил рожи, прикалывался.
— Интересно, а в какой роли себя видели?
— Не поверите: мечтал сыграть мальчика, находящегося
в концлагере. Представлял, как ем подмороженную картошку…
— Вы счастливы?
— Да! Это большая удача — найти свое место. И большое
счастье, когда тебе работа — в кайф…