Противодействие преступности в сфере информационно-телекоммуникационных технологий: актуальные мошеннические схемы
Прокуратура Кировского района г. Иркутска разъясняет
Ускоренное внедрение цифровых технологий в жизни общества, помимо положительных аспектов, имеет и негативную (криминогенную) сторону.
Сфера информационно-телекоммуникационных технологий (далее – ИТТ) затрагивает все сферы жизни современного общества. Количество преступлений, совершаемых с использованием ИТТ, неуклонно растёт, методы, способы и средства их совершения становятся всё сложнее и изощрённее. Преступления в сфере ИТТ преимущественно используются при совершении преступлений против собственности, а также в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Уязвимость внедряемых в финансово-кредитную сферу инновационных технологий и их активное применение на практике эксплуатируют мошенники, совершая посягательства на имущество граждан и организаций на принципиально новой высокотехнологичной основе.
Согласно сведениям государственной статистической отчётности за 2024 год, на территории Иркутской области зарегистрировано 11525 преступлений, совершённых с использованием ИТТ.
Наиболее распространённые виды мошенничеств в сфере ИТТ, а также признаки мошеннических схем, выглядят следующим образом:
- «Иркутскэнерго» — злоумышленники звонят гражданам, представляясь сотрудниками «Иркутскэнерго», и требуют назвать данные СНИЛС и ИНН для получения льгот. После этого жертве поступает звонок от «работника Роскомнадзора», который сообщает о попытке кражи денежных средств. Далее под психологическим давлением мошенники убеждают жертву перевести все деньги на счёт мошенников;
- «Звонок из страховой компании» — злоумышленники звонят гражданам, представляясь сотрудниками страховой компании, и сообщают об окончании действия медицинского полиса, далее требуют назвать код из СМС. После этого жертвы получают звонок от «сотрудника портала госуслуг», который утверждает, что мошенники взломали личный кабинет и пытаются оформить на гражданина кредиты. Далее под психологическим давлением мошенники убеждают жертву перевести все деньги на «безопасный» счёт;
- «Вирус Mamont» — злоумышленники в Telegram рассылают ссылки с заманчивыми сообщениями (например, Premium-подписка на Telegram), чтобы люди переходили по ним. При открытии ссылки на устройстве устанавливается вирус, который автоматически крадёт личные данные и отправляет спам от имени владельца. В результате мошенники получают доступ к персональной информации и могут впоследствии оформить кредиты, а также произвести хищение денежных средств со счёта;
- «Госуслуги» — поступает звонок с неизвестного номера, мошенники представляются сотрудником службы Госуслуг и сообщает, что неизвестные преступники пытаются оформить кредит на имя потерпевшего. Далее под психологическим давлением мошенники убеждают жертву перевести все деньги на резервный счёт;
- «Вложение в драгоценный металл» — поступает звонок с неизвестного номера, злоумышленник представляется финансовым аналитиком и предлагает вложить денежные средства в металл (например – серебро) под высокий процент.
- «Сообщение от коллеги, руководителя» — пострадавший получает голосовое или смс сообщение в мессенджер от незнакомого номера, где мошенники выдают себя за коллег или руководителя, и предупреждает о скором звонке из правоохранительных органов. Далее преступники представляются сотрудниками «правоохранительных органов» и настоятельно призывают к сотрудничеству, после этого звонят представители «финансовых организаций», и под психологическим давлением мошенники убеждают жертву перевести все деньги на определённую карту;
- «Звонок от оператора связи» — под видом специалистов известных коммуникационных компаний мошенники стараются получить доступ к аккаунту человека на Госуслугах. Злоумышленники звонят жертве и утверждают, что действующий договор заканчивается и необходимо его продлить, иначе номер передадут другому абоненту. При этом мошенники уверяют, что всё можно сделать по телефону, не обращаясь в офис, достаточно продиктовать код из СМС, перейти по ссылке, где необходимо ввести ещё один код. Далее мошенникам представляются данные для входа в личный кабинет на Госуслугах;
- «Энергосбыт» — поступает звонок на телефон потерпевшего, мошенники представляются сотрудниками «Энергосбыта», предлагают заменить счётчики, после чего на телефон поступает СМС с кодом, который мошенник просит назвать. Далее поступает звонок от Госуслуг, сообщают, что мошенники хотят взломать личный кабинет и необходимо перевести все денежные средства на «безопасный счёт»;
- «Авито, Юла» — гражданин размещает объявление о продаже в приложении «Юла» или «Авито». После этого на его сообщение откликается «потенциальный покупатель», который предлагает продолжить общение посредством мессенджера и указывает свой номер телефона. Далее злоумышленник предлагает воспользоваться услугой «Безопасная сделка», отправляя ссылку в мессенджер, по который необходимо перейти и получить предоплату. После перехода по ссылке все персональные данные жертвы автоматически сохраняются, в результате чего попадают злоумышленнику, далее с банковской карты жертвы списываются все денежные средства.
Уважаемые читатели, будьте бдительны! Не поддавайтесь на уловки мошенников, а также расскажите о наиболее распространённых мошеннических схемах своим родственникам и близким, предупреждён – значит вооружён!