Виталий Венгер. О возвышенном – с улыбкой
Из наследия народного артиста
С театром он не расставался, похоже, даже во сне. Театральный нерв резвился в нём не только на сцене. Неугасимое пламя творчества сподвигло его к созданию удивительных книг о любимой профессии и коллегах. Мемуарные очерки «Птицы небесные» – калейдоскоп захватывающих наблюдений и откровений о великих учителях Театрального института имени Бориса Щукина, о товарищах – «щукиных детях», потом – о коллегах по иркутской сцене, и наконец – о своих питомцах в Иркутском театральном училище. Какая пёстрая, разноголосая компания. И все – одной крови, с сумасшедшим театральным пульсом.
Как ёмко и выпукло, парой точных штрихов Венгер даёт портреты своих героев! Рубен Симонов, куривший дорогие сигареты «Честерфилд», убийственно элегантный, «весь был – благородная парадность!» Симонов говорил: «Роль надо играть с блеском!» И вспоминал великого Вахтангова: «Нет праздника – нет спектакля». В своей артистической альма-матер наш Виля постигал священные таинства мудрёной театральной алхимии. Здесь он жгуче увлёкся искусством грима, который позднее виртуозно применял и преподавал. Здесь вслед за своим товарищем Егором Щукиным, сыном прославленного корифея, пристрастился к озорной потехе шаржировать, ловко подмечая характерные чёрточки персонажей.
Эта счастливая многолетняя привычка накопила благодатный материал для прелестной иллюстрированной книжицы «Венгершарж». Листать её – упоительное удовольствие. Сделаем это сегодня вместе. В память о любимце, о неугомонном таланте, о нашем земляке.
Павел Маляревский (завлит, драматург):
Павла Григорьевича я «прицелил» одним из первых в иркутском театре, только приехав сюда.
Осип Волин:
Волин, директор театра, пригласил меня в Иркутск после Щукинского училища. Он буквально коллекционировал актёрские индивидуальности. (…) В течение 35 лет охранял он своё детище-театр от будничности, потребительщины, заботясь о действительно высоком звучании искусства. И у него получалось!
Юрий Ицков (народный артист РФ):
Он потомственный артист, талант его проявляется во всём: в игре на сцене, в том, как он прекрасно исполняет старинные романсы… В капустниках он неподражаем, душа любой компании.
(…) Когда я показал этот шарж одному знакомому, тот на мой вопрос: «Кто это?» ответил: «Пушкин». Юра действительно похож: в этом мы убедились, когда он играл Пушкина в «Записках Марии Волконской» Марка Сергеева. В честь премьеры я подарил Юрке этот шарж – памятную медаль «Юрий Пушкин в Иркутске».
Вячеслав Кокорин (режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ):
Этот режиссёр свободен от штампов: готовые представления о персонажах ему не интересны, он называет это «литературой».
Виктор Егунов (народный артист РФ, большой творческий друг автора, соперник в искусстве шаржа):
Марк Сергеев – Виктору Егунову:
Таланта доброго заложник,
Открыт страстям
и сердцем чист,
Играет роли – он Художник,
Рисует шаржи – он Артист.
Всё в исполненье Егунова
Так удивительно и ново,
Что, право, есть
большой резон
Купить билет на весь сезон.
Геннадий Гущин (заслуженный артист РФ, режиссёр):
Он серьёзно выкладывается и в актёрском деле, и в режиссуре, где явно крепнет его рука; и в футболе, где он тоже настоящий профессионал.
Игорь Чирва (заслуженный артист РФ):
Его игра всегда подкупает непосредственностью: оценки, восприятие. Приспособления не затёрты опытом, не заштампованы…
В спектакле «Сидеть, лежать, любить!» он играет пса по кличке Боцман. В пьесе этой роли не было, её придумал режиссёр Гущин, а сочинил Чирва. Получился трогательный, смешной, с яркими повадками и характером персонаж. Роль без слов, но Чирва играет так, что всё понятно до мельчайших деталей, нюансов.
Владимир Соколов (пианист, композитор, основатель Театра Пилигримов):
В эпиграмме к моему шаржу Марк Сергеев пишет:
Старался много лет и зим,
Растил театр, как птицу,
И вот кочует «Пилигрим»
С Володей за границу.
Он – знаменитый музыкант,
Но знает мир едва ли,
Что этот солнечный талант
Созрел у нас… в подвале.
Геннадий Сапронов (журналист, издатель):
Мы подружились в «Зелёной лампе», которую редактировал Сапронов. (Жаль, что уже нет этой уникальной газеты, собравшей вокруг себя лучших профессионалов, писавших о культуре). И многие рассказы и рисунки из этой моей книжки впервые появились и оттачивались в «Зелёной лампе», в специальной рубрике, придуманной Сапроновым, – «Венгершарж». Он – и издатель этой книжки.
Иван Климов (заслуженный артист РСФСР):
Природа наградила его редкостными данными комедийного актёра: маленький толстячок, сочный, яркий. С потрясающим юмором и обаянием. Ему достаточно было просто появиться на сцене, чтобы приковать внимание зала. На гастролях в Москве в 1978-м столичная критика писала об Иване Николаевиче как о «сибирском Варламове».
Анатолий Стрельцов (директор театра, заслуженный работник культуры РФ):
… Стрельцов умеет одеться; а уж без галстука его никто в театре не видел. К его смокингу и бабочке я на рисунке добавил казачью фуражку – потому что он подлинно казак. И происхождением. И хваткой. И находчивостью.
Тамара Панасюк (заслуженная артистка РСФСР):
Панасюк – моя партнёрша по многим спектаклям с давних пор…Она популярна, её любят зрители, а я помню её с первого курса училища. На сцене она красива, часто неожиданна, её голос гипнотизирует, она может всё – от характерных ролей до героинь. (…) Но иногда она вдруг становится строгой…(…) И невозможно не поверить, когда она вдруг заявит категорично: «В театре есть три первых артиста – Егунов, Венгер и я». Вот в такую «строгую» минуту и попала она на мой шарж.