Мы вызываем вас на бис!
Народный памятник народным артистам воздвигнут иркутяне
Что остаётся после театрального лицедея – служителя самого мимолётного из искусств? Что остаётся, когда для него даден последний занавес, когда всесильное время разлучает волшебника с нами, отправив в бессрочные гастроли по запределью? Конечно, роли. Образы, созданные непостижимой магией мастерства. Эти чудесные персонажи, как выразилась однажды блестящий иркутский журналист Любовь Сухаревская, «не просто остаются в зрительской памяти, но, кажется, поселяются где-то в городе и, того гляди, встретятся вам на улице».
Эта чудесная метафора станет буквальной: в сердце восточно-сибирской столицы оживёт нетленный дуэт молочника Тевье и его жены Голды из «Поминальной молитвы» в исполнении двух народных артистов, двух кавалеров «Золотой маски» – Виталия Венгера и Наталии Королёвой.
С инициативой о создании памятника выступили Иркутский академический драмтеатр им. Н.П. Охлопкова и региональные отделения Союза журналистов и Союза театральных деятелей России. Выразительная скульптурная мизансцена из легендарного спектакля 1998 года украсит городское пространство вблизи театра драмы и Дома актёра. В самом разгаре напряжённая работа над проектом. В чутком сотворчестве с экспертным советом художник определяет очертания и ракурсы композиции, нащупывает красноречивый эмоциональный настрой. Дорогое удовольствие ждёт нашего посильного участия. Как некогда всем миром было построено великолепное здание театра от столичного зодчего, так и фигуры любимых актёров воплотятся коллективными усилиями горожан, их возведение оплатят добровольные пожертвования. И это не роскошь. Это дань памяти, поклон великим талантам и бескорыстный поступок любви.
Венгер и Королёва – две наиболее знаковые фигуры для театрального Иркутска, для старейшего в Сибири театра, который вскоре отметит своё 175-летие. Простой перечень их регалий и заслуг объёмен и весом. Но главное звание великих лицедеев не значится в реестрах. Они – корифеи сцены, «лауреаты зрительской любви», настоящие достопримечательности нашей общей биографии. Виталий Венгер, европеец, вахтанговец, блистательный импровизатор, всегда и всюду узнаваемый и обласканный, человек, который «театр носил с собой». Непревзойдённый в игре, он щедро и пылко делился своим заразительным даром с учениками, расточал его не только со сцены, но и на радость первому встречному. Более полувека он отдал охлопковской сцене. Оставил нам несколько изумительных, остроумных книг, живые и добрые шаржи, шаловливые байки, россыпь звонких эпиграмм. Его величали богом театрального Иркутска. Наталия Королёва – актриса «тонких нюансов и пастельных тонов», как говорили о ней записные критики, актриса проникновенных интонаций и глубинной правды характеров. Сорок лет она была нашей примой, сыграв галерею ярчайших образов мировой и русской классики, став сокровенным воплощением главных распутинских героинь. Бескомпромиссная в правде, на сцене и в жизни, какой запомнили её коллеги и друзья, она умела стать точным камертоном всего ансамбля постановки, быть завидным партнёром, взыскательным педагогом. Эти два замечательных мастера часто работали вместе. Публике навсегда запомнились их замечательные дуэты: Адам и Ева в комедии «Веселись, негритянка!», Эстер и Флоран в «Священных чудовищах» Ж.Кокто, Агафья Тихоновна и Подколёсин в «Женитьбе» Гоголя. Но именно Голда и Тевье-молочник из незабвенной, первой охлопковской «Поминалки» оставили в наших сердцах, наверное, самый яркий, неизгладимый след.
Никто из тех, кому посчастливилось видеть эту постановку режиссёра Олега Пермякова, заслуженного деятеля искусств России, не забудут её никогда. Она в нашем городе, богато повидавшем сценических видов, стала спектаклем-потрясением, спектаклем-сенсацией, высоко поднявшимся над уровнем провинциального лицедейства. Премьеру дали 2 июня 1998 года как бенефис Виталия Константиновича Венгера, в день его 70-летия. Это был настоящий триумф, завершивший театральный сезон в Иркутском академическом. Гениальная пьеса Григория Горина по мотивам прозы еврейского классика Шолом-Алейхема в превосходном решении Иркутской драмы низвергла все ограничения и преграды: временные, географические, национальные и сословные, стёрла грани между горьким и смешным, далёким и близким, фатальным и жизнеутверждающим. Наталия Королёва вспоминала, как «весело, озорно» работала над этим красочным материалом вся вдохновенная команда. И это ощущение полёта и счастья, оптимизма и любви жадно впитывалось залом, выплёскивалось за рампу, распространялось за порог, устремлялось в атмосферу и, конечно, зажигало сердца. Спектаклем «особой ауры» называли его не только земляки, но и почитатели на дальних гастрольных маршрутах. За восемь лет он был сыгран ровно сто раз, успел покорить Усть-Илимск и Саянск, Новосибирск и Белгород, Ростов-на-Дону и Новороссийск, Одессу, Киев, Ташкент, Варну и Софию. В Москве его показали в Театре наций. Пришедший на представление народный артист СССР Михаил Ульянов сказал своему однокашнику по Щукинскому училищу Виталию Венгеру: «Берегите этот спектакль».
Охлопковцы берегли, иркутяне купали в овациях, награждали аншлагами, горячим поклонением и восторгами. Многие пересматривали по нескольку раз, почти наизусть знали текст, шутили шутками из полюбившегося зрелища. В 2006 году исполнитель главной роли Виталий Венгер вынужден был оставить сцену по состоянию здоровья. Но неугомонные театралы, даже годы спустя, продолжали спрашивать в кассе: когда вернётся «наш Виля», когда «Поминалка» вновь украсит афишу? А тоскующий о подмостках любимец публики признавался друзьям: «Сыгранные роли теснятся в моей памяти, как брошенные дети… Они требуют возвращения».
Сила обстоятельств велика, но не абсолютна. Потому что любовь побеждает всё. Любовь способна одолеть неодолимое, вернуть невозвратное, вновь подарить жизнь. Поэтому стоит в Таганроге, на родине Фаины Раневской, несравненная «Муля, не нервируй меня!», бессмертная, как мафия. И явятся на радость благодарному Иркутску Тевье и Голда, вечно влюблённые в жизнь и в людей. Явятся наши кумиры Наталия Королёва и Виталий Венгер, увековеченные земляками. Ведь, как говаривал речистый молочник, червонцем меньше, червонцем больше, нищий беднее не станет. Мы за ценой не постоим. Организуем героям «Поминальной молитвы» сто первый бессрочный выход на всеобщее обозрение, на долгую славу в грядущем!