Дни и ночи битву трудную вели
Иркутский драмтеатр в годы Великой Отечественной
22 июня 1941 года на утреннем комедийном спектакле в нашем театре произошло ЧП: один из артистов пропустил свой выход во втором акте, из-за чего была загублена целая сцена. Казус неслыханный, такое случается крайне редко и, разумеется, влечёт самые строгие последствия. Но на этот раз до них не дошло. Всех потрясла страшная весть по радио: началась война. В это не сразу даже поверили в нашей тихой глубинке. Вечером в театре состоялся короткий митинг. Творческий коллектив, как и вся страна, шагнул в новую суровую реальность.
Публикуется в рамках культурно-просветительского проекта «От истоков к горизонту», который реализуется при поддержке правительства Иркутской области по итогам конкурсного отбора «Губернское собрание общественности Иркутской области» в 2024 году
В первые же дни ушёл на фронт директор Владимир Иванович Бессараб, настояв на снятии «брони». Исполняющим обязанности директора был назначен его заместитель Осип Александрович Волин. Главным режиссёром был Н.А. Медведев. В сложившейся обстановке всю свою жизнь и своё искусство творцы подчинили задачам обороны Отечества. Афишу пополняли новые названия, сразу ставшие знаковыми в репертуаре. Буквально за две недели театр подготовил премьеру яркой патриотической пьесы Константина Симонова «Парень из нашего города», где главную роль превосходно исполнил молодой артист Борис Ситко (впоследствии народный артист РСФСР, ведущий исполнитель Центрального театра Советской Армии). Одним из первых в стране Иркутский драмтеатр поставил «Русские люди», «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука. Здесь играли «Сталинградцев» Ю. Чепурина, «Так и будет» К. Симонова. Жизнеутверждающая, исполненная лиризма и героики пьеса «Так и будет» пользовалась исключительным успехом на иркутской сцене, она была показана зрителю 300 раз.
Конечно, немедленно были сформированы мобильные театрально-концертные бригады – «Боевые теа-сборники», которые выезжали с выступлениями в воинские части, госпитали, рабочие и сельские клубы, производственные цеха и на колхозные полевые станы. Бригады артистов провожали земляков на фронт на призывных пунктах, на вокзалах, адресуя им горячие напутственные слова. Галина Крамова читала строки из поэмы Демьяна Бедного «Вперёд, партизаны!», пронзительный очерк Ванды Василевской «Дети». К этому важному начинанию подключились все творческие силы нашего региона. Стихи для теа-сборников писали публицист и драматург Павел Маляревский, поэты Анатолий Ольхон, Константин Седых, тут же рождались песни на свежие строки авторов.
Осенью 1941 года в Иркутск эвакуировали Московский театр сатиры, который надолго занял здание драмтеатра. Иркутская труппа отправилась в длительную командировку в Черемхово. В центре Восточно-Сибирского каменноугольного бассейна актёры вели репетиции, играли спектакли, давали концерты для шахтёров перед спуском в шахты, в красных уголках и на клубных площадках, на полевых станах колхозников, в воинских частях, посещали предприятия соседнего Свирска, регулярно наведывались в госпиталя. Интенсивность творческого процесса возросла многократно. Выходные дни были практически забыты, в каждый из них артисты проводили шефские встречи. На одной из таких встреч в январе 1942 года исполнялись сцены из «Анны Карениной» Льва Толстого. Сбор от этого выступления был отправлен на строительство эскадрильи «Советский артист». Как, впрочем, и сборы от многих других. В обыкновение театра вошёл десяти- и даже двенадцатичасовой рабочий день. Вот – типичное в ту пору расписание.
25 января 1942 года в Черемхово.
10.00 – 13.00 – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад».
15.00 – 17.00 – зрительская конференция с просмотром «Боевого теа-сборника №2». Затем выезд на два концерта в госпитали.
19.45 – приход на вечерний спектакль. èèè
20.30 – 24.00 – спектакль «Разбойники» Шиллера.
26 января 1942 г. Понедельник (выходной). Выступление в фонд эскадрильи «Советский артист».
27 января 1942 г.
10.00 – 14.00 – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад». Затем выезд на два концерта в госпитали.
19.45 – приход на спектакль.
20.30 – 24.00 – спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. Заняты все актёры.
4 февраля 1942 театр возвратился под родной кров. Гастроли театра сатиры завершились. Но напряжённость работы коллектива только возросла. Были сформированы четыре концертные бригады для поездок на дальние маршруты по области, для работы в госпиталях. В один из дней «культурного обслуживания раненого бойца и командира», к примеру, артистами было сыграно 102 концерта, а технические работники театра починили свыше 700 единиц госпитального белья. Коллектив направил более 500 тысяч рублей для танковой колонны, более 300 тысяч – в помощь семьям фронтовиков.
С ноября 1942 года театр делил сцену с перебазированным из Киева академическим театром оперы и балета, который ударно трудился в тылу, примкнув к широкой культурно-агитационной программе. В марте-апреле 1943 года наш театр отправился в Читу для обслуживания частей и гарнизонов Забайкальского военного округа. За месяц здесь было сыграно 46 спектаклей и концертов. Поездки в расположение Забайкальского фронта стали важным направлением работы иркутской драмы. С большим воодушевлением её встречали на Дальнем Востоке, в Хабаровске во время больших гастролей 1944 и 1945 годов. За два месяца первой поездки иркутяне сыграли 77 спектаклей для 65 тысяч зрителей. О творческом десанте с Байкала восторженно отзывалась военная газета «Тревога». Актёры, работавшие в действующей армии, были награждены медалями «За победу над Японией».
Удивительно, что в грозную пору в театре не переставали заботиться и о будущем. В 1943 году были организованы шестимесячные курсы в гримёрно-парикмахерском, электро-осветительном, бутафорском, столярном и декоративном цехах. Все курсанты были обеспечены зарплатой и столовой.
В 1944 году в театральную студию при театре, которой руководил актёр и режиссер Дмитрий Алексеевич Хадков, супруг Галины Крамовой, поступили студенты, ставшие впоследствии яркими явлениями иркутской сцены и не только. Это были фронтовик Леонид Гайдай – будущая легенда советского кинематографа, будущий народный артист России, Почётный гражданин Иркутска Виктор Егунов, будущий преподаватель ИГУ Надежда Ковригина, будущий артист Московского театра имени В.В. Маяковского Константин Лылов и другие. Слушатели студии получали стипендию 120 рублей в месяц, обеспечивались бесплатным общежитием и питанием. Заявки подали 650 человек, а приняли только 26. Примечательно, что возвращавшийся с фронта после ранения Гайдай опоздал к началу приёма, и его зачислили в исключительном порядке.
Выдающимися спектаклями тех лет на иркутской драматической сцене были «Сталинградцы» Георгия Боганова, поставленные им «Маскарад», «Анна Каренина», «Олеко Дундич», «Так и будет». В ТЮЗе Георгий Александрович поставил «Принцессу Турандот», в театре музкомедии «Бал в Савойе». Художник трудился, несмотря на тяжёлый недуг, много сил вкладывал в помощь самодеятельности, готовил военно-шефские программы. Он умер в марте 1946 года.
В годы войны героически погибла артистка Александра Перегонец, блиставшая на сцене иркутского городского театра в 1927 -1928 гг. Молодую талантливую исполнительницу благодарная публика запомнила надолго. Военная драма застала её в Симферопольском театре, где она возглавила подполье. Она была активистом разведывательно-диверсионной группы «Соколы», которая организовала 45 крупных диверсий, отправила сотни важных разведданных. Группа была раскрыта нацистами, большинство из её членов, в том числе и Александра Фёдоровна, были расстреляны.
Уже после Победы коллектив иркутской драмы пополнился славными участниками Великой Отечественной. Здесь служили Василий Лещёв, прошедший всю войну, Александр Берман, орденоносцы Иван Климов и Леонид Уткин, Николай Теньгаев, исполнявший роль Маресьева в «Повести о настоящем человеке». В творчески благодатные послевоенные годы эти люди составили достойную гвардию охлопковской труппы. Но это уже совсем другая, мирная история, тоже полная борьбы и побед.