издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Великий Сахалтуев

С Иркутском связанные судьбы.

Великий (как приятно писать этот справедливый эпитет о живущем человеке!) художник-мультипликатор Радна Сахалтуев — соавтор, вместе с великим же режиссёром-мультипликатором Давидом Черкасским, мультфильмов «Приключения капитана Врунгеля» (1976-1979), «Доктор Айболит» (1984-1985), «Остров сокровищ» (1987-1988).

Его отец был безвинно репрессирован и умер в тюрьме. Мать, преподаватель русского языка и литературы, после ареста мужа бедствовала, не имея возможности работать по специальности.

В это же время снят с работы его дед, в тот период главный государственный санитарный инспектор БМАССР, с трудом избежавший ареста и проработавший рядовым врачом следующие десять лет.

Дед, Андрей Тимофеевич Трубачеев, родился 4 июля 1874 года в улусе Шунта Боханского района Иркутской губернии в семье, как это указывается в архивных документах, «балаганского 2-й гильдии купца Тэхшихэнэ Трубачеева, наречённого при крещении православным именем Тимофей».

Семья Трубачеевых постоянно проживала в селе Бохан. Отец не жалел денег на обучение сына, лелея честолюбивую мечту – со временем обеспечить ему доступ в «высшее общество». Начальное образование тот  получил дома, затем окончил восемь классов Иркутской мужской гимназии, и в 1896 году стал студентом медицинского факультета Томского университета.

В списке основных зачинщиков студенческих волнений в Томске полицейские власти указывали: Николая Бурденко — впоследствии великого хирурга, первого президента Академии медицинских наук СССР; студента 3 курса Андрея Трубачеева, студента 5 курса Вульфа Броннера, в годы революции ставшего агентом ленинской «Искры», а впоследствии — выдающегося учёного-венеролога.

Андрей Трубачеев был исключён на год из университета. После годичного пребывания дома продолжил учёбу в Томском университете.

В 1902 году, окончив университет в 28 лет, дипломированный врач начинает трудовую жизнь  в Иркутске. В своей автобиографии Андрей Тимофеевич писал так: «По окончании университета начал службу врача в Иркутске, поступил на должность заведующего Михеевской лечебницы, в Иркутске прожил до 1909 года, занимаясь частной практикой и одновременно посещая Кузнецовскую больницу».

В течение шести лет Андрей Тимофеевич добросовестно освоил основные специальности врачебной деятельности. Он был и хирургом, и акушером-гинекологом, и педиатром, и терапевтом. Большую практику получил в лечении и профилактике социальных болезней.

В 1909 году А.Т. Трубачеев возглавляет больницу в Тунке. Затем работает в Бохане, Черемхове, Алари и Эхирит-Булугат. Осенью 1922 года он был избран заведующим отделом здравоохранения Бурятской  автономной области (Бурздрав) РСФСР. Этот отдел находился в Иркутске.

1 августа 1923 года по приказу Ревкома Бурят-Монгольской АССР Андрей Тимофеевич Трубачеев был назначен первым наркомом здравоохранения Бурят-Монгольской АССР.

8 лет работы наркомом, затем директором института здравоохранения и во главе Санэпидслужбы.

Отстранение от административной работы дало возможность деду больше внимания уделять внуку. В пять лет мальчик уже срисовывал картинки с книг, которые ему покупал дедушка.

Он познакомил Радну с художником Цыренжапом Сампиловым, оказавшим большое влияние на будущего мультипликатора.

Уже после смерти легендарного деда Радна поступает на художественный факультет московского Института кинематографии (ВГИК) (группа рисованного кино), где его преподавателями были режиссёр, художник, сценарист Иван Иванов-Вано, художник-график Богородский (заведующий кафедрой рисунка и живописи), художник-мультипликатор Анатолий Сазонов, живописец, сценограф и художник-график Юрий Пименов.

После окончания института в 1961 году по распределению поехал в Киев, где поступил на работу ассистентом художника-постановщика в отделение мультипликации студии «Киевнаучфильм», где и работает всю свою долгую творческую жизнь.

Давид Черкасский — о Радне Сахалтуеве:

«Просто блестящий мастер. Я счастлив, что работал с ним. Помню, когда заканчивали «Приключения капитана Врунгеля», полтора месяца просто жили на студии, и нам очень комфортно работалось. Раднуша поразительно быстро рисует. Я такого больше никогда не видел: он берёт чистый лист и заполняет его огромным количеством рисунков во всех направлениях. Я так привык к его темпам и его гибкости: приходил к нему, говорил, что мне нужно, и минут через десять получал готовые варианты. Он тонко чувствовал персонажей, тему, стиль, хотя по своей привычке никогда предварительно не смотрел материал».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры