издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Когда несёшь людям свет, тебе он тоже освещает путь»

Актриса «Аистёнка» Наталья Уткина отмечает 35-летие творческой деятельности

  • Автор: Алёна Копылова, Фото: из архива театра

В год 90-летия Иркутского театра кукол «Аистёнок» мастер сцены Наталья Уткина проводит свой 35-й театральный сезон. Мы решили встретиться с актрисой и раскрыть увлекательный мир театра кукол через призму опыта человека, посвятившего себя этому уникальному виду искусства. Это интервью – не только о театре кукол, но и о магии, которая рождается на грани между реальностью и фантазией.

– Как творчество вошло в вашу жизнь, и вы стали актрисой театра кукол?

– Рука об руку с творчеством я иду по жизни с детства. Актёрские способности обнаружились у меня ещё в пять лет: когда мой дедушка играл на гармошке, я не могла сидеть в сторонке и сразу начинала плясать и петь частушки. Бывали у нас и семейные концерты. В детском саду я выступала на всех праздниках, участвовала в постановках. Больше всего меня поразило, когда однажды на новогоднем утреннике я играла Снегурочку, а Дедом Морозом оказалась наша воспитательница Анна Васильевна! В школе я была активисткой, входила в культурно-массовый сектор, где была ответственной за разные мероприятия, а в 14 лет пошла в театральную студию, и мысли о профессии артистки стали появляться всё чаще.

Однажды в студии у нас состоялась творческая встреча с народным артистом РСФСР, почётным гражданином Иркутска и Иркутской области Виталием Константиновичем Венгером. Для этой встречи наша студия подготовила творческие номера, которые он посмотрел, обсудил с нами и дал советы. Встреча была очень добрая и оставила тёплые воспоминания. Для меня особенно, потому что Виталий Константинович заметил меня и сказал: «Тебе надо быть артисткой».

Но. к сожалению, или к счастью, не всегда получается прийти к цели сразу и быстро. После школы я стала воспитателем детского сада. Это работа мне очень нравилась, но сердцем я стремилась куда-то дальше. И вдруг, в Братском театре кукол открывают набор актёров вспомогательного состава. Чтобы попасть в театр, надо было пройти конкурс. И я поняла: именно туда мне надо. Рискнула, и с 1989 года начала свой актёрский путь в Братском театре кукол «Тирлямы». Освоить новую профессию актёра-кукловода мне помогла моя наставница Любовь Ивановна Симонова, за что я ей очень благодарна. Она тонко и чутко передавала мне свои знания и навыки. В театре меня приняли тепло, коллеги поддерживали, я играла прекрасные роли. Работая в «Тирлямах», я поступила в Иркутское театральное училище на курс по специальности «Актёр театра кукол», и окончила его с красным дипломом.

– Кукла для вас друг или только инструмент?

– Когда я ходила в театральную студию, то, конечно, мечтала стать актрисой драматического театра. Но когда пришла работать в Братский театр кукол, и впервые взяла куклу в руки, я влюбилась. Теперь кукла для меня – это друг, моё продолжение. Для меня кукла – живая, я ей просто помогаю творить, удивлять и радовать зрителей.

– А куклы всегда идут с вами на контакт, может, они когда-нибудь «капризничают»?

– У меня куклы никогда не капризничают, когда я прихожу на работу, то чувствую, как они меня ждали. Я люблю свою работу и люблю кукол, дарю им свою душу.

– Какие навыки, по вашему мнению, наиболее важны для актёра театра кукол?

– Большое значение в театре кукол имеет навык концентрации внимания. Нужно уметь одновременно быть сосредоточенным на себе, на партнёрах, на кукле, на зрителе – и при этом быть в образе героя. И конечно, очень важно уметь верить в чудо, ведь на сцене каждый день происходят настоящие чудеса, зритель начинает верить в то, что неживое оживает. Начинает сострадать, казалось бы, обычным предметам. Но это волшебство, магия искренних сердец. Надо непременно верить в чудеса, ведь мы их создаём сами.

– Как вы работаете над созданием персонажа, находите вдохновение для своих ролей?

– Приступая к работе над созданием персонажа, я обращаюсь к наблюдениям – а их накопилось много, к личному опыту, к опыту моих знакомых. Так и складывается, по маленьким кусочкам, большой и полноценный образ героя. А после того, как основная работа над ролью выполнена, начинаешь сочинять, придумывать какие-нибудь нюансы к образу. Для вдохновения надо уметь искренне любить. Любить свою профессию, своих партнёров по сцене, своих персонажей, уметь беречь с ними отношения. Когда несёшь людям свет, тебе он тоже освещает путь. Я считаю, что если у вас нет настроения, то не надо его портить всем, нужно с этим справляться – воспитывать свой внутренний стержень. Это сделает вас сильнее.

– Что вас вдохновляет?

– Меня вдохновляет моя работа – волшебное место сказок, которое наполнено чудесами и открытиями. Конечно, меня вдохновляет моя семья, которая гордится мной и моей работой.

– Какие спектакли и роли стали для вас самыми значимыми и почему?

– В Братском театре кукол я 15 лет я играла роль Снегурочки, за это время выросла в этой роли. Научилась охватывать всех-всех детишек, дарить чудо каждому ребёнку. В данный момент самыми значимыми ролями для меня являются роль Матери в спектакле «Бетховен. Разговорные тетради». Это очень глубокая и серьёзная роль, к которой я отношусь со всей ответственностью. Люблю Саяпину из «Утиной охоты» – это характерная роль, в которой я тоже расту. Обожаю Варвару из «Последнего срока» – она раскрывает мой опыт, мои знания о жизни. А подарком судьбы для меня стала роль Маланьи из «Живой души», ведь сыграть саму Любовь – это просто невероятно. В этой роли никак нельзя лукавить, в ней я должна быть абсолютно честной, искренней, чтобы зритель поверил мне и открыл своё сердце. А вообще, откровенно говоря, у меня нет нелюбимых ролей: для меня каждая роль особенная, я их все люблю, ведь они мои творческие дети.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры