издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мыслить как художник

Превращение архитектора в живописца

«Живопись – это часть моей жизни, рисовать – привычное моё состояние», - говорит иркутский художник, архитектор и писатель Олеся Стасевич-Болдырева. 1 ноября в Городском выставочном центре имени Виталия Рогаля, филиале Музея истории г. Иркутска им. А.М. Сибирякова, открылась её первая персональная выставка под названием «Когда-то вчера. Когда-то сегодня». Как рассказывает сама Олеся Стасевич-Болдырева, около года назад случился переход – появилось желание оставить стезю архитектора, и развиваться профессионально как художник.

— Я — архитектор, рисование для меня всегда было занятием любимым, родным, — рассказывает Олеся Стасевич-Болдырева. — Просто раньше я не рассматривала живопись как отдельный вид своего творчества, но около года назад, понимаете, как будто прорвало, я пришла к пониманию — мне есть, что показать, начала писать осмысленно. Архитектор всегда рисует, это наше привычное состояние. Становиться художником я никогда не планировала, но, видимо, пришло время.

«Эта выставка – живописная фиксация свершившихся в конкретных точках времени и пространства событий в жизни автора, как фрагментарный опыт между прошлым и будущим», — так представили выставку сотрудники Городского выставочного центра имени Виталия Рогаля. — 29 работ, выполненные маслом и акварелью. Автор приглашает зрителя вернуться к забытому прошлому, генетически встроенному в код жизни каждого». «Выставка очень интересная, мы никогда не берём на наши выставки художников, у которых нет своего оригинального языка, почерка, — сказала заведующая ГВЦ им. Виталия Рогаля Рита Дроздова. – Судить строго эти работы не надо, поскольку как художник Олеся Стасевич-Болдырева сегодня дебютирует. И дебютирует очень успешно. У нее большой потенциал, который ещё ждет своего раскрытия. С выставок в нашем центре начинали очень многие известные художники Иркутска, и не только его. Они тоже приходили с первыми выставками, волновались. А потом мы наблюдали в течение нескольких лет, как они растут. И я вижу – у Олеси Алексеевны есть желание, потенциал. Открывается новая страница её жизни, и я надеюсь, она будет успешной и радостной». Рита Дроздова вручила художнице благодарственное письмо от директора Музея истории Иркутска Сергея Дубровина.

«Каждая моя картина имеет свою историю и судьбу, — рассказывает художница. —  Самая любимая из них — «Мальчик со свистулькой». Несколько лет назад мы побывали в белорусской деревне, помогали проводить праздник. Как вы знаете, в Иркутской области есть места компактного проживания белорусов, и вот в одном из таких местечек мы и организовывали праздник. У меня самой часть корней белорусские, потому всё это мне очень близко. Мы приехали в деревню с внуком, а у него была свистулька, которая была нужна по сюжету нашего представления. Деревня отдалённая, сотовая связь не везде ловит. Местный мальчик увидел свистульку, набрался храбрости и говорит: «Тётенька, а подарите эту свистульку моей малой!». Интересное выражение! «Малая» — это его сестрёнка. Мой внук вручил ему эту свистульку, мальчик её взял и начал на ней наигрывать. И я начала рисовать, хотелось поймать выражение его лица. Эта история имела продолжение. Его друг, что стоял рядом, вдруг понял, что зря не догадался попросить игрушку. И спросил с грустью: «А вы ещё сюда приедете?». Приехать у меня не получилось, но очень врезалась в память эта история и глаза мальчика. Эта картина, пожалуй, самая любимая на выставке».

Ещё одна картина, которая дорога художнице, носит название «Сёстры». В деревне Тургеневка, на празднике Олеся Стасевич-Болдырева увидела маленький сюжет: старшая сестра делала какое-то внушение младшей. А в глазах младшей было написано: «Это моя жизнь, что хочу, то и делаю!». «Вот этот ее самостоятельный, озорной взгляд я и хотела передать в картине, — говорит художница. – Мне очень нравятся такие жизненные истории». На выставке много пейзажей, но всегда, на каждой картине – какое-то настроение, сюжет, история. «Я часто путешествую и не ленюсь брать с собой карандаши, краски, — рассказывает художница. — Бывала в Италии, Испании, Турции, всегда вместе со мной принадлежности для рисования».

На выставке несколько картин, на которых запечатлены улочки и набережные Стамбула. «Это очень интеллигентный город, — говорит художница. – Мне очень хотелось запечатлеть знаменитый Галатский мост через бухту Золотой рог, на котором любят располагаться рыбаки. Причём, там с удочками стоят даже женщины в чадре. Практически на всех моих картинах расположились коренные жители Стамбула, очень любимые турками товарищи — коты и кошки. Это целый мир, своя жизнь людей и кошек, мне очень нравится, как там относятся к животным. Их очень много, они полноправные обитатели и магазинов, и лавочек, и кафе, они «дежурят» рядом с рыбаками, ждут свою рыбу. Я была поражена, какой небольшой на самом деле пролив Босфор. В некоторых местах до противоположного берега просто «рукой подать». И на этом пространстве огромное количество кораблей, которые умело расходятся. Ощущение большой городской пробки, только на воде. Как идут по запруженным улицам автомашины и автобусы, так на Босфоре толпятся корабли. Очень хотелось передать это настроение, запечатлеть корабли Босфора, и надеюсь, мне это удалось. Из окна нашей гостиницы была видна мечеть Айя София. Я привыкла писать архитектурные объекты, но жизнь всегда вносит какие-то свои живые коррективы. На стену Софии села стая сорок. Ну как можно было не нарисовать этих птиц? Это же очень интересно, и картина благодаря этим сорокам ожила».

— Работы, которые вы видите на выставке, достаточно чётко говорят, что перед вами все-таки архитектор, который начинает мыслить, как художник, — сказал заслуженный архитектор России Игорь Козак. – Художники немного по-другому видят мир, архитекторы всё же создают пространство и впечатление от него. В работах Олеси Алексеевны эта архитектурная школа, на мой взгляд, ясно присутствует. Есть экспрессивные работы, которые по динамике, композиции – сугубо архитектурные. Я думаю, что коллегу можно поздравить с удачным дебютом, потому что каждая, даже самая маленькая работа несёт своё настроение, свой сценарий. Очень важно, что работы не похожи друг на друга. Мне понравилась небольшая акварель, с большим количеством деталей, приёмов, разнообразных сюжетов. Мне кажется, мы ещё увидим выставки Олеси Алексеевны в этом зале, это прекрасное начало.

Открытие выставки сопровождалось маленьким музыкальным концертом. С классическими произведениями выступили студенты Иркутского областного музыкального колледжа имени Фридерика Шопена Диана Акантьева, Симеон Таланкин, Екатерина Попова, Ангелина Бухарова. Молодым артистам помогали педагог Светлана Коновалова и концертмейстер Елена Ковалёва.

«Я человек-фонтан, мне просто очень многое интересно», — говорит Олеся Алексеевна. В этом году она стала победителем «Конкурса живописного портрета» в номинации «Групповой портрет» (Москва) и выставки-конкурса «Красота России» в номинациях «Природа России» и «Этно Россия». Архитектуры и живописи ей оказалось мало, и Олеся Стасевич-Болдырева начала пробовать себя и в литературе. В 2023 году она стала финалистом Национальной литературной премии «Писатель года» в трёх номинациях. Сейчас художница реализует ещё один проект совместно с дочерью, которая занимается изготовлением ювелирных украшений. Олеся Алексеевна начала расписывать платки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры