Из неизданного Маяковского
В январе 1925 года организатора и вождя Красной Армии Льва Троцкого, начавшего после смерти Ленина стремительно терять влияние, сменил на посту председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам Михаил Фрунзе.
Троцкий ещё остаётся в Политбюро, но получает несколько второстепенных должностей: председатель Главного комитета по концессиям (Главконцесском), председатель особого совещания при ВСНХ по качеству продукции, председатель Электротехнического комитета.
Возможно, именно последняя должность, как и сохранившаяся в тот момент широкая популярность Троцкого, сформировали ассоциативный ряд у Владимира Маяковского, которого тогда уверенно называли автором этой эпиграммы, но впоследствии её, по понятным причинам, не включали ни в одно собрание сочинений.
«Заменить ли горелкою Бунзена
Тысячевольтный ОСРАМ?
Что после Троцкого Фрунзе нам,
после Троцкого Фрунзе – срам!»
Уже в октябре того же года Фрунзе странно умирает на операционном столе, то ли по халатности врачей, то ли по чьему-то злому умыслу, а во главе Красной Армии становится верный сталинец Климент Ворошилов, который уже и в сравнении с Фрунзе — срам.
Но эпиграмм на этот счёт больше никто не пишет.