Школа для местных дум
На площадке Законодательного собрания перед муниципалитетами выступили ведущие региональные эксперты
Вопросы создания муниципальной нормативно-правовой базы, реализации на территориях инициативных проектов населения, межбюджетные отношения, антикоррупционные ограничения для чиновников и использование нейросетей в работе депутатов обсуждались на парламентской школе, которая прошла на базе Законодательного собрания Иркутской области 23 октября. Перед представителями муниципальных дум и специалистами исполнительной власти выступили эксперты Заксобрания, правительства региона, областной прокуратуры, КСП, вузов и Молодёжного парламента.
— Снова открывается очередное заседание в нашей парламентской школе, — сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Новичкам, тем, кто впервые вступил в парламентское сообщество, эти занятия будут, безусловно, полезны. Мы постараемся дать вам систематизированные знания, которые пригодятся в работе на местах. Те, кто участвует в работе школы не в первый раз, познакомятся с современными трендами и новинками законодательства. Депутатам всех уровней необходимо быть политически, юридически грамотными. И не забывать, что функция у нас представительная – работать в интересах народа. Меньше думать о кабинетной работе, и больше – о живом общении с людьми. Слышать людей, а затем их эмоциональный заряд превращать в законодательные акты муниципального уровня. А также помогать областным парламентариям претворять инициативы с мест в региональные законы. Приглашённые эксперты расскажут об актуальных вопросах общественно-политической жизни региона и страны, поскольку каждый парламентарий должен идти в ногу со временем.
Работа школы проходила в расширенном формате. Часть участников присутствовала в зале заседаний, часть подключилась по видеоконференцсвязи. Вместе с коллегами из муниципальных дум и главами муниципалитетов работали депутаты ЗС, представители Молодёжного парламента Иркутской области, правительства региона, областной прокуратуры, КСП, вузовского сообщества. Вёл заседание председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению ЗС Виталий Перетолчин.
«Перед государством стоит массив вопросов: оборона и безопасность, общественный порядок, экономика, социальные отношения. А самый низовой срез этих вопросов мы отдаём непосредственно населению, чтобы они сами, либо через сформированные органы власти могли их реализовывать, это и есть основная идея местного самоуправления, — считает начальник отдела конституционного права Иркутского института муниципальной правовой информации имени М.М.Сперанского Роман Хертуев. — Человек на месте должен решать – водокачку ему построить, дороги отсыпать, или уличное освещение сделать. При осуществлении этой деятельности органы местного самоуправления вправе, а иногда и обязаны издавать муниципальные правовые акты. Необходимо правильно разработать правовой акт, экспертировать его, принимать, вводить в действие. Работа эта должна быть такого качества, чтобы прокуратура не видела оснований для прокурорского реагирования». Роман Хертуев отметил, что ряд полномочий муниципалитетов не предполагает создания муниципальных правовых актов – например, предоставление земель в пользование, или торги госимуществом или муниципальным имуществом. Для другого блока полномочий такие акты обязательны. Например, при установлении налогов. Муниципалитеты обязаны различать эти направления.
При осуществлении законотворческой деятельности местные власти должны учитывать не только федеральное законодательство, но и областное. Существенное влияние на работу муниципалитетов окажут принимаемые сегодня областные законы о преобразовании районов в муниципальные округа, подчеркнул эксперт. Здесь интересна норма, которая устанавливает продолжение действий муниципальных правовых актов муниципалитетов, которые прекратят своё существование. В 2026 году будут продолжать действовать уже в муниципальных округах акты, принятые думами упразднённых муниципалитетов. Такое в правовой практике не новость – на территории РФ действуют отдельные акты, принятые ещё в СССР. При этом дума вновь образованного округа должна будет оперативно провести ревизию всех актов, принятых в сельских поселениях, и признать их утратившими силу. «Это большая работа, которая ляжет на плечи муниципальных органов власти нового округа», — отметил эксперт.
Старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Иркутской области Ксения Готина рассказала о взаимодействии органов прокуратуры и муниципалитетов в области нормотворчества. «Правовые акты муниципальных образований являются фундаментом нормотворческой деятельности, и работа органов прокуратуры от стадии разработки до реализации является одним из приоритетных направлений нашей деятельности». Поскольку законодательство меняется постоянно, прокуроры осуществляют регулярный надзор за изменениями и соответствии, в том числе, и муниципальных правовых актов федеральному и региональному законодательству. Проводятся межведомственные совещания, рабочие группы, семинары, прокуроры принимают участие в работе представительных органов власти, информируют муниципалитеты о несоответствии документов законодательству. В 2023-м и первом полугодии 2024 года прокуратурой рассмотрено свыше 24,3 тысяч нормативно-правовых актов муниципалитетов. Более 9 тыс. – от дум, более 14 тыс. – от исполнительной власти. 948 получили отрицательное заключение. Если муниципалитеты не предоставляют свои акты для экспертной оценки, или предоставляют их поздно, это может повлечь прокурорские протесты и представления. Прокуратура вправе разрабатывать и направлять муниципалитетам модельные правовые акты, на базе которых муниципалитеты разрабатывают свои документы и инициативные правовые акты. В 2023-м и первом полугодии 2024 года были внесены более 800 проектов. За 2023 и 2024 годы прокуратура внесла более 3 тысяч представлений, информаций о необходимости приведения муниципальных документов в соответствие с законами.
Вопросы межбюджетных отношений в своем докладе осветила заместитель министра финансов Иркутской области Ольга Дмитриева. Она рассказала о распределении полномочий, межбюджетном регулировании, которое осуществляется в распределении полномочий по уровням бюджетной системы РФ. Бюджетная система Иркутской области состоит из консолидированного бюджета, в который входит областной бюджет, бюджеты муниципалитетов, включая бюджеты 10 городских округов, 32 муниципальных районов, 56 городов, 354 сельских поселений. Всего 452 бюджета, 42 – второго уровня. Вся отчётность консолидированного бюджета концентрируется в минфине Иркутской области.
На процессы межбюджетных отношений серьёзно влияет проводимая сегодня муниципальная реформа. В 2023 году на карте Иркутской области появились Усть-Илимский и Чунский муниципальные округа, в 2024-м преобразование начали Заларинский, Балаганский, Жигаловский, Качугский, Иркутский, Нукутский районы. Первые два округа уже будут работать с окружным бюджетом с 2025 года, остальные – с 2026-го. Ольга Дмитриева рассказала об особенностях предоставления дотаций, субсидий, субвенций из областного бюджета местным. В частности – о предоставляемых муниципалитетам 2-го уровня дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности местных бюджетов. Она отметила, что в регионе вводится процедура заключения электронных соглашений на предоставление субсидий. В 2024 году заключено уже 217 электронных соглашений. Представители территорий интересовались вопросами бюджетной поддержки до конца текущего года, поощрениями при объединении в муниципальный округ. Как заверила Ольга Дмитриева, практика поощрений будет продолжена. А вот дополнительных средств для муниципалитетов до конца года не предусмотрено. Глава бюджетного комитета ЗС Александр Лаутин напомнил, что на сессии областного парламента ЗС в своем постановлении предложило внести ещё одну корректировку бюджета для того, чтобы помочь территориям. И депутаты будут этого добиваться.
Председатель Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлия Махтина остановилась в своём докладе на взаимодействии дум территорий и муниципальных КСП и отдельных инструментах межбюджетного регулирования. В Иркутской области действуют 50 контрольно-счётных органов, подотчётных представительным органам власти, в том числе 47 – как юрлица. Контрольные органы наделены правами отслеживания законности и эффективности использования средств местного бюджета, экспертизы бюджетных проектов и муниципальных актов, касающихся расходных обязательств. Отдельно Юлия Махтина остановилась на вопросе полной передачи контрольно-счётных функций с уровня поселений на уровень районов, также проблеме финансового обеспечения этих полномочий.
Глава КСП отметила важность реализации на территориях инициативных проектов, то есть проектов, которые создаются и реализуются населением для решения вопросов местного значения. Напомним, идея инициативных проектов была разработана на федеральном уровне, внесена и поддержана Законодательным собранием. Реализация проводится совместно с правительством Иркутской области. Юлия Махтина подробно рассказала, кто на местном уровне может выступить с инициативным проектом, в какие сроки он реализуется, как ставится проблема, которую предстоит решить, рассчитываются необходимые расходы. Она пояснила, каковы критерии оценки проекта на каждом из этапов конкурса, рассказала о возможности субсидирования муниципалитетов из областного бюджета на эти цели. На один проект могут быть получены средства в размере не более 2 млн. рублей. В 2023 году субсидии были предоставлены 164 муниципалитетам в объеме 500 млн. рублей, в 2024 – планируется помочь 216 муниципалитетам на общую сумму 867,4 млн. рублей. «Институт инициативных проектов является одной из эффективных форм вовлечения населения в осуществление местного самоуправления», — считает Юлия Махтина. Она призвала муниципалитеты больше использовать возможности контрольно-счётных органов, которые являются помощникам муниципальной власти в выявлении нарушений бюджетного законодательства.
Представители территорий назвали инициативные проекты очень эффективным способом работы с населением, и просили увеличить прогнозную сумму финансирования на 2025 год. Сейчас она составляет 500 млн. рублей. Александр Лаутин сообщил, что сегодня проекты находятся на экспертизе, и депутаты будут бороться за то, чтобы все прошедшие конкурс проекты были профинансированы, даже если общая сумма превысит заложенные в бюджет 500 млн. рублей.
Начальник управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений правительства Иркутской области Наталья Царёва рассказала о запретах и ограничениях для муниципальных чиновников, которые устанавливает антикоррупционное законодательство. О практике работы с муниципалитетами сообщила прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Иркутской области Анна Урусова. Только в этом году было выявлено 119 муниципальных чиновников, которые допустили нарушения антикоррупционного законодательства, в прошлом году их было 592. Однако и в этом году число остаётся значительным, подчеркнула эксперт. 28 — привлечены к юридической ответственности, у 18 человек досрочно прекращены полномочия. Одно из самых распространённых нарушений – непредоставление или неполное предоставление сведений о доходах. Прокурор призвала очень ответственно относиться к заполнению декларации о доходах, поскольку позже исправить неточности и пробелы будет очень сложно, особенно когда дело дойдёт до суда. Во многих случаях небрежное отношение к сведениям о доходах служит основанием для прекращения полномочий чиновника.
Доктор экономических наук, профессор кафедры государственного управления и управления человеческими ресурсами Байкальского государственного университета Елена Метелёва коснулась вопросов эффективности взаимодействия местного сообщества и повышения гражданской активности населения. Депутат Молодёжного парламента при Заксобрании Кирилл Простакишин поделился с коллегами из муниципальных дум основами использования нейросетей и искусственного интеллекта, которые могут существенно облегчить труд депутата или муниципального чиновника. «При помощи нейросетей и искусственного интеллекта вы можете лучше распределять свое время, экономить его и направлять на более важные задачи, минимизируя рутину», — считает Кирилл Простакишин. Депутат рассказал, какие нейросети можно использовать, как нейросети могут помочь в политической деятельности, осветил вопросы безопасности.
«Презентации выступивших экспертов будут размещены на сайте Законодательного собрания во вкладке «Местное самоуправление», сообщил Виталий Перетолчин. «Все озвученные тезисы можно изучить ещё раз, ознакомиться более подробно, — сказал депутат. – Вы можете задать вопросы через наш отдел по взаимодействию с представительными органами власти, вам помогут выйти на экспертов. Надеюсь, что сегодняшнее наше мероприятие было полезным и своевременным, поскольку только что состоялись сентябрьские выборы, появилось много новых лиц в муниципальной власти. Думаю, что депутаты местных дум почерпнули много полезной информации, которая пригодится в дальнейшей работе. Мы намерены продолжить эту практику, потому призываю заранее готовить свои вопросы и предложения. Областной парламент прислушивается к просьбам муниципалитетов, и делает всё, чтобы организовать продуктивное взаимодействие на нашей площадке».