«Давайте работать системно»
На площадке областного парламента обсудили бюджеты муниципалитетов
82 мэра и председателя местных дум приняли участие в заседании Совета по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований при Законодательном собрании Иркутской области, который состоялся 23 октября. 42 участника работали в режиме видеоконференцсвязи. Основные вопросы повестки: формирование муниципальных бюджетов, кредитование, обеспечение зарплат педагогам, прогноз на будущий финансовый год. Областные парламентарии настаивают – в бюджет Иркутской области должны быть внесены корректировки, которые позволят муниципалитетам завершить финансовый год и выплатить зарплаты работникам образования.
В работе Совета приняли участие представители регионального правительства, министерства финансов, министерства экономического развития и промышленности, КСП Иркутской области, депутаты Законодательного собрания. На заседании присутствовали министр финансов Наталия Бояринова, заместитель министра экономического развития и промышленности Светлана Васильева, исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская, председатель ИРО «Всероссийский Совет местного самоуправления» Борис Алексеев.
— На повестке важные темы – исполнение местных бюджетов в 2024 году и основные подходы к формированию областного бюджета на плановый период 2025-2027 годов, — сказал председатель Заксобрания Александр Ведерников. — В октябре мы приняли поправки в региональный бюджет, решили одну из важных задач – увеличили субвенцию на образование. Для того чтобы помочь муниципалитетам, депутаты настаивают на ещё одной корректировке бюджета. Нам необходимо понимать порядок цифр, поэтому областной парламент рекомендовал правительству провести мониторинг, в том числе и по выплатам территориями зарплат работникам муниципальной сферы за декабрь, услуг ЖКХ, софинансирования субсидий на строительство и капремонт. Очевидно, что нужно увеличивать средства на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, компенсацию заимствований из дорожных фондов. Хочу отметить хорошую командную работу муниципалитетов и правительства. Очень важно грамотно планировать свои доходы и расходы. Нам важно использовать грамотно каждый рубль межбюджетных трансфертов, чтобы люди чувствовали заботу властей и видели позитивные изменения. Только вместе можно добиться положительных результатов.
Как отметил Александр Ведерников, при работе над формированием бюджета на 2025-2027 годы депутаты последовательно выступают на стороне муниципалитетов. «Мы по-прежнему будем добиваться увеличения средств на строительство и капремонты социальных объектов, — заявил он. – В зоне нашего внимания обеспечение пожарной безопасности и антитеррористической защищённости школ и детских садов, поддержка культуры и спорта в территориях, здравоохранение».
— За 9 месяцев текущего года собственные доходы местных бюджетов уверенно демонстрировали положительную динамику, — сообщила министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова. – На 1 октября 2024 года они увеличились на 22% или на 7,7 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В бюджеты поступило более 42 млрд. рублей собственных доходов. Положительная динамика наблюдается по всем основным доходным источникам. НДФЛ в местных бюджетах увеличился на четверть, налог, взимаемый по УСН, — на треть, земельный налог – на 9%. По динамике собственных доходов наши муниципалитеты находятся на пятой позиции в СФО, и на 50-й – по России. Объём передачи средств из областного бюджета в местные – около 8 млрд. рублей. Общий объём расходов местных бюджетов за 9 месяцев 2024 года составил чуть более 122 млрд. рублей, что выше уровня 2023 года на 13%. За три года рост расходов местных бюджетов увеличился более чем на 30 млрд. рублей. Сегодня остатки на счетах местных бюджетов составляют 12.5 млрд. рублей. Совокупный профицит 9 месяцев – 5 млрд. рублей. 29 муниципалитетов 2-го уровня закончили 9 месяцев с профицитом, 13 – с дефицитом. Общий объём межбюджетных трансфертов составил 123 млрд. рублей, 63 из них – на вопросы местного значения. У муниципалитетов, несмотря на рост собственных доходов, есть кредиторская задолженность. Это касается 9 территорий второго уровня и 32 – первого.
Глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Юлия Махтина рассказала о результатах ежеквартального мониторинга исполнения местных бюджетов. «Доходы муниципалитетов исполнены за 9 месяцев 2024 года на 70% к плану, расходы – на 64%, — сообщила она. — Доходы и расходы местных бюджетов действительно демонстрируют рост, на 14% и 13% соответственно. Общий объём доходов на 1 октября составлял 127,3 млрд. рублей. При этом 69 % из них – это безвозмездные поступления. Налоговые и неналоговые доходы составляют меньше трети – 31%. Рост собственных доходов был обеспечен поступлением налогов на 7,6 млрд. рублей, превышение — 26%. Налог на имущество физлиц дал рост 34%, по НДФЛ прирост составил 5,1 млрд. рублей». Юлия Махтина обратила внимание глав муниципалитетов на необходимость более качественного администрирования местных бюджетов, проведение мероприятий по собираемости налогов. По отдельным городским округам и муниципальным районам КСП отмечен большой рост кассового исполнения бюджета, а план на 2024 год не скорректирован, отметила глава КСП. Например, в Ангарском городском округе прогноз поступлений ниже, чем факт. В Иркутском районе фактические поступления за 2023 год составили 2,6 млрд. рублей, а план на 2024 был утвержден на 4,4 млрд. рублей. «КСП указывает на необходимость более качественного планирования доходов», — подчеркнула Юлия Махтина.
123 млрд. рублей составляет общий объём межбюджетных трансфертов на 2024 год, более 50% — это субвенции. Более 90% предоставляемых из областного бюджета субвенций идут на образование – около 56 млрд. рублей, отметила аудитор. Сейчас КСП проводит проверку использования местными бюджетами средств, направленных на образование. Будет проведена и оценка методики расчёта нормативов на зарплату, выработаны рекомендации по её совершенствованию. Субвенция должна предоставляться с учётом выплаты заработной платы работникам образования за декабрь в декабре, подчеркнула эксперт.
«Один из проблемных для муниципалитетов вопросов — сумма задолженности, — сказал мэр Иркутска Руслан Болотов. – У нашего города она не увеличилась за последние несколько лет, но ситуация с предоставлением кредитных ресурсов заслуживает изучения. Вся хорошая картина по кредитам может перевернуться в следующем году. Город четыре раза пытался взять заимствования, не выходит. Все прекрасно понимают, что в условиях ужесточения кредитно-денежной политики, муниципалитеты резко могут уйти в ближайшие полгода в наращивание муниципальных долгов. Эту проблему надо решать централизованно. Я благодарен минфину за те меры, которые в свое время позволили заместить часть коммерческих кредитов на бюджетные. Это существенно снизило нагрузку на обслуживание муниципального долга. Но риски, которые сейчас формируются, требуют нового системного, консолидированного подхода».
Александр Ведерников отметил, что сейчас областной парламент ждет от КСП оценку, насколько сбалансированы местные бюджеты, и вопрос заимствований, безусловно, тоже будет обсуждаться. Он отметил, что хотелось бы прояснить картину и по областным заимствованиям. Министр финансов подтвердила, что займы сегодня достаточно затратны, поскольку приходится выплачивать большие проценты. Но даже в таких условиях трудно заимствовать – банки просто не идут на предложенные условия. Наталия Бояринова высказала ряд предложений, которые могут быть урегулированы на федеральном уровне, и помогут субъектам: это отмена условий заёма «ключевая плюс 1», перенос сроков уплаты казначейских кредитов, передвижении на более ранний срок налоговых выплат при выпадании дня выплаты на выходной. Александр Ведерников попросил сформулировать все предложения, предоставить их в областной парламент, и обещал озвучить их на бюджетной комиссии Совета законодателей России, членом которой он является.
Главы муниципалитетов, выступавшие на Совете, просили о финансовой помощи. Председатель Думы Аларского района Алексей Попик проинформировал, что в районе сложилась критическая ситуация по выплате зарплаты и компенсации коммунальных услуг. Дополнительная потребность до конца года составляет 13 млн. рублей. По зарплате работников культуры – ещё плюсом 21 млн. рублей. Субвенция на образование, выделенная району, полностью использована. «В районе есть воинская часть, около 600 человек ушли на СВО, что спровоцирует в будущем ежемесячное недополучение по НДФЛ на 3-4 млн. рублей», — сообщил мэр Аларского района Роман Дульбеев. «Здесь очень важно соблюсти дух конструктивного взаимодействия между ветвями власти, — сказал Александр Ведерников. – Муниципалитету нужно проработать тему с минфином. Если там не сработало, можно отправляться на площадку Заксобрания, и мы поможем». Наталия Бояринова пригласила руководство Аларского района в минфин для обсуждения ситуации.
Первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук отметил, что не первый год тема с субвенциями на образование является больной для территории. На 1 января 2024 года у района из-за необходимости выплат учителям сформировалась кредиторская задолженность в 33 млн. рублей, и вопрос по ней не решён к концу года. Очередной прирост учеников с 1 сентября 2024 года в районе — более 1,8 тысяч человек. На этот рост финансирование не предусмотрено, как и не было предусмотрено в прошлом году, потому и образовалась кредиторка. «Нужно корректировать субвенцию, исходя из количества контингента, который сложился на 1 сентября текущего года», — считает Игорь Жук. Не хватает району выделяемых средств на отлов бродячих животных, а областная ветеринарная служба ссылается на то, что у неё установлен мораторий на новые расходные обязательства. Вице-мэр Иркутского района заметил, что необходимо решать вопросы по балансировке муниципалитетов, так как сейчас все показанные профициты являются «техническими», а к концу года вполне вероятен выход на реальный дефицит. «Содержание муниципалитетов в «чёрном теле» не привело к тому, что они изыскали собственные ресурсы, Иркутский район, к примеру, решая вопрос об обеспечении зарплат, показал кредиторку в 33 млн. рублей, — сказал Александр Ведерников. – Когда они в ЗС перед принятием бюджета на следующий год говорили, что им не хватает денег на выплату педагогам, значит, это проверено временем – они не лукавят, у них нет лишних денег».
Наталия Бояринова настаивает на том, чтобы данные по изменению количества учащихся доставлялись министерством образования в сжатые сроки после начала учебного года. А в методику расчёта необходимо внести коррективы по миграционным потокам, которые, в первую очередь, касаются Иркутского района. Александр Ведерников призвал минфин взять на себя работу по изменению методик, поскольку надеяться на другие ведомства просто нельзя. Это работа, которую способны сделать только профессиональные финансисты. «Тогда всё сдвинется с мёртвой точки и начнёт работать в пользу муниципалитетов», — убеждён спикер ЗС.
«В Иркутском районе патовая ситуация уже второй год, — отметила вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова. – То же самое в Иркутске. Здесь не кредиторская задолженность, но «хвост» по заработной плате учителей с предыдущего года. Этот «хвост» никак не учитывается в методике следующего финансового года. Это есть нарушение бюджетного законодательства. Перед корректировкой бюджета на сессии ЗС 16 октября был довольно сильный накал страстей, мэры высказывались откровенно. Мы провели уже два совещания на площадке ЗС по поручению спикера. Если минфин не может сам скорректировать методику, мы предложим вариант, как это можно сделать. Он уже обсуждался с представителями минобразования и минфина, сегодня его пишут и направят в правительство». «Я прошу минфин серьёзно подключиться к работе, областной парламент делегирует специалистов КСП, чтобы мы каждый год не натыкались на эту проблему. Давайте подойдём к проблеме системно, исправим огрехи, и дальше их уже никогда не будет», — сказал Александр Ведерников.
Он отметил, что необходимо скорректировать и работу по планированию бюджета. Когда 20 млрд. рублей ежегодно не совпадают с плановыми показателями, которые были заведены ранее при формировании казны области, это вызывает вопросы к качеству планирования. Наталья Бояринова объяснила это непредсказуемостью налоговых поступлений, в текущем году, например, сильно увеличился НДФЛ, однако «провалился» налог на прибыль.
«Нами систематически ведется анализ практики формирования местных бюджетов, — сказал председатель комитета по бюджету и налоговой политике ЗС Александр Лаутин. – По результатам этого мониторинга и сегодняшнего заседания подготовлен проект решения, который мы предлагаем утвердить с учётом предложений, внесенных министром финансов Наталией Бояриновой». Завершился Совет по взаимодействию с муниципалитетами обсуждением перспектив бюджета-2025 и планового периода на 2026-2027 года. Все специалисты сошлись во мнении: необходимо усилить взаимодействие всех уровней власти, чтобы пройти непростой финансовый период с минимальными потерями.