Большая прогулка
Приключения «охлопковцев» на волжских берегах
Свой юбилейный, 175-й театральный сезон охлопковцы ознаменовали замечательным стартом - большими гастролями по Волге. С 18 сентября по 10 октября многолюдная группа артистов и сопровождающих сотрудников Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова находилась в творческой поездке, организованной по инициативе руководства коллектива и лично директора Анатолия Стрельцова. Сибирские лицедеи показали свои спектакли в городе-герое Волгограде, в Астрахани и в столице Дагестана Махачкале.
Анатолий Стрельцов признаётся, что давно мечтал совершить с коллегами творческий вояж по городам великой русской реки. По выражению нашего земляка Евгения Евтушенко, «Волга для России – гораздо больше, чем река». «Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной», — начертано на мемориальном камне в самом начале водной артерии, которая питает одиннадцать областей и четыре республики нашей большой страны. Для театральной братии Волга – матушка вдвойне: именно в Поволжье – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове — начиналась театральная история русской провинции. Наконец желанное путешествие состоялось. Иркутские артисты блеснули своими талантами в городах, где гастролировать им ещё не приходилось. Турне было организовано исключительно на собственные средства театра. В завершение поездки шестеро «охлопковцев» во главе с директором отправились добровольцами в зону СВО. Фронтовая бригада: Алексей Орлов (I), Алексей Орлов (II), Артём Довгополый, Артём Фальковский и завмуз Антон Трубянов дали 7 концертов в прифронтовой зоне на Авдеевском направлении.
Первым городом на маршруте гастролёров стал Волгоград. Он произвёл на сибирских гостей неизгладимое впечатление. Практически весь отстроенный заново после кровопролитных сражений Великой Отечественной, величавый, красивый, зелёный и приветливый, он насквозь пронизан исторической памятью. Чуть ли не каждый дом украшен мемориальными знаками, артефактами доблестной биографии сталинградцев. Почти официально уравнены три названия города: Царицын, Сталинград и Волгоград. Нашу творческую команду здесь ждали с большим интересом. Билеты на Иркутский академический были распроданы задолго до приезда. Все наши спектакли прошли с аншлагами и, можем признать, не кривя душой, – с большим успехом. Иркутяне выступали на сцене Нового экспериментального театра, где показали свои жизнеутверждающие постановки «Любовь и голуби», «Двенадцать стульев» и «Поминальная молитва», а также дали концерт в военном госпитале для раненых в боях специальной военной операции. Гости с далёких берегов Ангары, конечно, посетили Мамаев курган и поклонились бессмертному подвигу советских бойцов, отдавших жизнь в борьбе с гитлеровскими захватчиками. Волгоград — живое воплощение державной силы СССР, красивый памятник советского мужества останется с нами навсегда. Заслуженный артист РФ Степан Догадин на прощание записал видеообращение в Телеграме, в котором поблагодарил хозяев за душевную встречу.
Муза дальних странствий влекла гастролёров дальше – в Астрахань, навстречу курносой стерляди и крутобоким арбузам. А если серьёзно – на сцену одного из старейших театров отечества – Астраханского драматического театра. Основан он в 1810 году, а здание, в котором он размещается по сей день, выстроено домовладельцем, видным общественным деятелем и меценатом Николаем Ивановичем Плотниковым в 1889 году. На этой сцене оставили след Комиссаржевская и Ермолова, Шаляпин и Собинов. И вот настал черёд актёров иркутской драмы. И они не ударили в грязь лицом, вызвали бурю аплодисментов и восторженные отклики зрителей. Астраханцы смогли оценить мастерство гастролёров в спектаклях и в музыкально-поэтической композиции «Под управлением любви», приуроченной к 100-летию Булата Окуджавы. А наша артистическая ватага с интересом и пиететом прошла по мостовым древнего астраханского Кремля.
Финальной точкой на пути иркутских паломников стала многонациональная Махачкала. Здесь проживают не менее пятнадцати национальностей, представлены все мировые религии, кроме буддизма. В столице Дагестана охлопковцы работали в Государственном республиканском русском драматическом театре им. М. Горького, где 1 октября открылся Восьмой Международный театральный фестиваль «Русская сцена». В рамках этого фестиваля дополнительно к большим комедийным полотнам были показаны малые формы из цикла «Голос русской поэзии» — «Твардовский: Василий Тёркин. Книга про бойца» и «Пушкин: Любовь. Болдино. Карантин». К тому же, во дворе уникального Театра поэзии города Махачкалы под открытым небом состоялась премьера специально поставленного поэтического спектакля «Концерт-посвящение Расулу Гамзатову» — великому аварскому и советскому стихотворцу. Автор постановки – заслуженный артист РФ Яков Воронов выбрал самые проникновенные строки поэта, доверил артистам очень сложный и выразительный музыкальный материал, филигранно выстроил последовательность номеров. Знаковым событием премьеры стало присутствие дочери Расула Гамзатова Салихат.
— Нам приходилось видеть концерты памяти Расула Гамзатова на многих столичных сценах, где блистали известные, именитые исполнители, — поделилась наследница поэта. – И мы приятно удивлены, насколько мастерски показала себя труппа из Иркутска. Какие голоса, какие искренние чувства!
Салихат Гамзатова, директор Дагестанского музея изобразительных искусств, кандидат искусствоведения, побывала и на финальном спектакле охлопковцев «Двенадцать стульев». Ей понравилась оригинальная версия популярной истории, пережившей столько экранизаций и постановок. Салихат подарила иркутским артистам книги отца с памятными надписями и заверила их, что в стольном граде Дагестана им будут рады вновь.
Конечно, добравшись до Каспия, иркутские лицедеи не могли не посетить древнейшую крепость в отрогах Табасаринских гор Нарын-Кала, под крыльями стен которой благоденствует удивительный город Дербент, напоминающий с любовью созданную декорацию к исторически-приключенческому фильму.
В редких паузах от рабочей суматохи успели наши путешественники и порыбачить в волжских водах, и поплавать в каспийских волнах, и побродить по нехоженым улочкам незнакомых прежде мест, и пообщаться с тамошними обитателями.
Как образно выразился Анатолий Стрельцов, затевалась большая прогулка не ради денег, но в итоге принесла странникам настоящие сокровища. За 6 тысяч километров от дома им рукоплескали около 6 тысяч новых зрителей. А значит, у Иркутского академического прибыло опыта, успеха, а главное – друзей, единомышленников, творческих партнёров.