издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поверь в мечту!

Осенние открытия Иркутского музыкального театра имени Загурского

  • Автор: Елена Доронова

В 84-м театральном сезоне Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского начал своё движение по дороге первопроходцев. Рассказывая о событиях этой осени, невольно хочется начать со слова «впервые». На дворе октябрь, а таких явлений набралось уже немало.

Семнадцать звёздно-музыкальных дней

Впервые за девятнадцать лет именно столько шёл Международный фестиваль академической музыки «Звёзды на Байкале». Вдохновиться классическим искусством и зарядиться энергией музыкальной благодати в этом сентябре у публики появилось вдвое больше возможностей. Благодаря первооткрывателю фестиваля, его бессменному художественному руководителю, народному артисту России Денису Мацуеву на иркутском небосводе зажглось рекордное число звёзд – 500 музыкантов мирового уровня прибыли на главный музыкальный праздник Сибири. Среди них, конечно, и давние друзья фестиваля, его фактические резиденты – Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан во главе с Александром Сладковским и Российский национальный молодёжный симфонический оркестр под управлением Ивана Никифорчина, прима-балерина Большого театра России Екатерина Шипулина, обладательница дивного сопрано Хибла Герзмава и многие другие. Программа фестиваля удивляла именами великих композиторов, завораживала шедеврами мировой классики.

Подготовили организаторы и несколько уникальных вечеров. Мировую премьеру спектакля-концерта «Когда пришла к тебе любовь» в сопровождении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета представил артист театра и кино Игорь Костолевский, который приехал в Иркутск спустя 50 лет после съёмок фильма «Звезда пленительного счастья». Покорил сердца иркутян ансамбль Questa Musica под руководством Филиппа Чижевского, исполнив в смелой музыкальной интерпретации «Времена года» Антонио Вивальди. Настоящим подарком для иркутян стали финальные концерты Камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и легендарного дирижёра Владимира Спивакова, который после многолетнего перерыва вновь играл на скрипке, вернувшись к инструменту специально для иркутского слушателя. Неизменно радовал своим творчеством ярчайший представитель русской фортепианной школы, коренной иркутянин Денис Мацуев, к зрителю он выходил около десятка раз. Здесь тоже не обошлось без новшеств.

— Я для себя поставил задачу выучить за одиннадцать дней, наверное, самую монументальную, самую гениальную сонату Сергея Прокофьева – сонату №8. Это невероятно сложно. На этом фестивале я играю её впервые. Премьеры новых для меня произведений я всегда стараюсь делать в Иркутске. Выход на иркутскую публику – это встреча с любимыми и близкими людьми, от чего ответственность лишь возрастает. Это всегда экзамен, испытание, но всегда через сердце и душу, — сказал Денис Мацуев.

Сказка ожила в Изумрудном городе

На волне восторга и ликования юных зрителей прошли премьерные показы семейного мюзикла «Волшебник Изумрудного города» в сентябре. Сказочную повесть детского писателя Александра Волкова, вышедшую в свет ещё в 1939 году, в Иркутском музыкальном театре поставили впервые. К Гудвину, Великому и Ужасному, девочка Элли и её друзья шагают под музыку современного композитора Евгения Загота, так напоминающую мировые хиты диснеевской анимации.

— Евгений Загот сочинил замечательный мюзикл, можно сказать, мирового уровня. Мне кажется, это лучшее, что написано для детей за последние несколько лет. Да ещё и по одной их самых мудрых сказок нашего детства, в которой герои искали ум, доброе сердце и храбрость, но на самом деле всё это у них, конечно, было. Им не хватало лишь веры в себя. Наверное, главная мысль спектакля – верить в себя и свою мечту, тогда всё обязательно получится. Идти по дороге из жёлтого кирпича вовсе не страшно, тем более если рядом верные друзья, с которыми все трудности по плечу, – сказала постановщик спектакля, главный режиссёр театра Анастасия Гриненко.

Красочное, многофигурное действо в театре готовилось не один месяц. По эскизам художника Юлии Бабаевой (Республика Беларусь) пошивочный цех сотворил больше 140 костюмов, истратив километры ткани. Танцевальные номера с хореографом Дмитрием Якубовичем долгие репетиции отрабатывали все занятые артисты в двух составах – и балет, и хор, и солисты. Немало усилий приложила главный хормейстер театра Наталья Ладыгина. Специально для занятий по вокалу из Москвы пригласили педагога-репетитора Людмилу Подлесную. Ну и, наконец, сложнейшую музыкальную партитуру освоил симфонический оркестр под руководством главного дирижёра театра Виктора Олина.

— Музыка очень содержательная, захватывающая, «изобразительная» со всеми свойственными Евгению Заготу ритмическими и гармоническими сложностями, секвенциями, переходами, музыкальными квадратами, которые как раз характерны в жанре мюзикла. По качеству исполнения, требуемой подготовке, количеству затрат и репетиций – это музыка для большого, насыщенного, полноценного спектакля, – комментирует Виктор Олин.

Удивительный мир, расцвеченный всеми оттенками изумрудного, полный добра, любви, музыки и дружбы, уже встречает детей и их родителей на основной сцене театра.

Иркутск – Омск. «Большие гастроли» в Сибири

В октябре впервые театр имени Загурского отправился на гастроли в Омск. Как ни странно, проехав всю Россию и посетив немало заграничных стран, Иркутский музыкальный в гостях у одного из ближайших соседей в Сибири до сих пор не бывал. Омские театральные старожилы тоже не помнят выступлений на иркутской земле. А между тем областные центры роднит богатство культурных традиций, в том числе и в области музыкального искусства. Этот масштабный вояж венчает ещё одно начинание – театр имени Загурского впервые стал участником федеральной программы «Большие гастроли».

— Поездки музыкальных театров – очень дорогое удовольствие. Это всегда многочисленный коллектив, объёмные декорации. Вот, например, в Омск мы выехали в составе 150 человек, везли два контейнера с декорацией по железной дороге, отдельная фура перевозила люстру из спектакля «Декабристы». Мы очень рады, что попали во всероссийский проект, потому что театру гастроли необходимы, как воздух. Дома зрители любят артистов, даже боготворят. Другой город — это проверка сил. Здесь нужно постараться, появляется здоровый актёрский азарт, желание завоевать любовь незнакомой аудитории, – говорит директор Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского Татьяна Мезенцева.

— Для Омска гастроли – огромное событие. На гастроли, а особенно на такие, большие во всех смыслах, музыкальные театры выезжают крайне редко. Для нашего театрального мира – это праздник, которого мы очень ждали. Я с радостью приветствую иркутян. Надеемся, что это станет началом нашей дальнейшей большой дружбы, – выразила схожее мнение директор Омского государственного музыкального театра Нэлли Бут на открытии гастролей 10 октября.

Обменявшись большими коллективами (Омский музыкальный не уступил в количестве гастролёров), театры одномоментно в двух городах покоряли искушённых театралов в течение четырёх дней.

На омской сцене иркутяне представили три постановки, две из которых сыграли дважды. Взыскательная публика не скупилась на добрые слова и честные эмоции для приезжего театра. Ценители самых разных возрастов восхищались великолепными голосами артистов, талантливой сценографией и глубиной спектакля «Декабристы». Завсегдатаи отдали должное актуальности исторического мюзикла в преддверии 200-летия восстания на Сенатской площади, абсолютное большинство было тронуто историей пронзительной любви Сергея и Екатерины Трубецких, которая Омску оказалась так же близка и понятна, как и родному зрителю. Неожиданную интерпретацию хрестоматийной повести Александра Пушкина отмечали пришедшие на постановку «Пиковая дама». Показ пластического фарса омичи приурочили к юбилею великого русского поэта. Во время прощальной песни «Ветер перемен» в семейном мюзикле «Мэри Поппинс, до свидания!» и дети, и их родители осветили сцену фонариками телефонов, дружно подпевая артистам и не сдерживая слёз. Герои этого джазового мюзикла стали настоящими любимцами у омичей.

Семь показов пяти лучших спектаклей Омского государственного музыкального театра состоялось на основной и малой сценах в Иркутске. Два вечера подряд иркутяне аплодировали артистам мюзикла «Опасные связи», покорившем выдержанностью стиля и чистотой исполнения. Дважды омичи порадовали детей музыкальной сказкой «Огниво». В искреннем порыве люди вставали на монореквиеме «Записки о СВОих» под знакомые ноты военных песен. Лирическая комедия «Дачный роман» вернула зрителей в жаркое лето. А балет «Обнажённое танго» наполнил зал пьянящей атмосферой любви и страсти, увлекая изящностью и красотой танца.

В двух городах спектакли Иркутского и Омского музыкальных театров посетили почти 9 500 человек. Первый взаимный обмен творчеством стал настоящим подарком для жителей областных центров Сибири.

Довлатов. Про любовь в стиле джаз

К творчеству Сергея Довлатова, одного из самых узнаваемых и читаемых русскоязычных писателей XX века, впервые в Приангарье обратился именно Иркутский музыкальный театр. Уже в ноябре в региональном репертуаре появится спектакль «Довлатов. Про любовь» на основе сюжета повести «Филиал», которую нечасто увидишь на театральных подмостках. Русский журналист-эмигрант, находясь на конференции в Лос-Анджелесе, встречает свою первую любовь. Она появляется в его жизни спустя много лет как яркая вспышка, обжигая воспоминаниями о прошлом. Бесцеремонно и беззастенчиво, срывая покровы времени с его уставшей души, она будит в его сердце, казалось бы, уже забытые чувства.

Режиссёра из Санкт-Петербурга Наталью Карпинскую привлекла не только история главного героя, но и незримое присутствие самого автора – проявление того самого «таланта прямого разговора с читателем», которым, по мнению современников, обладал питерский самородок. Может быть, поэтому спектакль задуман в необычном, тоже новом для иркутской сцены, жанре – стендап в стиле джаз.

— В одном из интервью Довлатов говорил, что считает себя не писателем, а рассказчиком. Писатель, на его взгляд, пишет о том, во имя чего живут люди. А рассказчик – о том, как они живут. Из этих размышлений и родилась идея стендапа. Его проза очень музыкальна и, как говорил Бродский, «это скорее пение, чем повествование». Поэтому особую роль в спектакле играет джаз, большим поклонником которого был Довлатов. Все музыкальные композиции подобраны из плейлиста самого автора, – поясняет Наталья Карпинская.

В музыкально-драматической постановке в неразрывный узел сплетены прошлое, настоящее и будущее. События реальной жизни мгновенно сменяются картинами, всплывающими в памяти главного героя. Его переполняют эмоции и чувства, а случайными собеседниками оказываются зрители. Выходя к слушателю с рассказом от первого лица, в условном пространстве лобби отеля герой легко балансирует между ролью автора и персонажа, оценивает происходящее с ним сейчас, рефлексирует над прошлым.

— Сюжет повести очень напоминает отдельные страницы жизни самого автора. И, хотя Довлатов принципиально разделял автобиографию и истории своих героев, работая над  произведениями, невозможно отстраниться от непростой писательской и человеческой судьбы. Вся проза Довлатова – это ироничный взгляд на абсолютно абсурдный мир, во власти которого оказывается и любовь, – рассуждает режиссёр.

С большим интересом ждём спектакль «Довлатов. Про любовь», в камерной атмосфере которого встретятся он, она и … джаз. Премьера назначена на 14 и 15 ноября.

Фото Эоэллы Кириленко и Омского музыкального театра

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры