издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Славороссов и Камов

В 1918 году в Сибирский Томский технологический институт был зачислен (вторым по вступительным баллам) иркутянин Николай Камов, в неполные 16 лет ставший самым юным студентом тогдашнего Томского политеха.

По стечению обстоятельств соседом юноши по парте стал не просто взрослый (32-летний), но совершенно легендарный человек Харитон Семененко, которого весь мир (это не преувеличение) знал под псевдонимом Славороссовъ.

Один из пионеров русской и мировой авиации, велогонщик, механик.

В приморском курорте Фиуме его полёты поразили воображение и определили судьбу мальчика, сына вице-губернатора барона Лодовико Орос ди Бартини. Роберто Бартини впоследствии приехал в Россию и стал известным советским авиаконструктором.

23 января 1913 года, за один день, Славороссов на моноплане Капрони-80HP установил десять мировых рекордов полётов, в том числе рекорд высоты.

Историк авиации Жан Мортан писал:

«Его как выдающегося авиатора знают все. Он соединяет в себе педантизм профессионала лётчика с творчеством высоко художественной натуры. Бывало, прикованный к небу, следишь с напряжённым вниманием за воздушными эволюциями Славороссова. Чего, чего тут не было! И мёртвая петля, и скольжение на крыло, и падение на хвост, и множество других вариаций. Но всё это проделывалось без резкостей, без угловатостей, с той законченной пластикой, в которой чувствуется художественная натура авиатора».

После начала Первой мировой войны русские лётчики, работающие в Париже, вступили добровольцами во французскую армию. Славороссов получил патент военного лётчика и был назначен сержантом, занимался ответственными разведывательными полётами.

Вернувшись, после демобилизации по инвалидности, в Россию, поступил на авиационный завод Лебедева. Там он стал заведовать сдачей самолётов «Морис Фарман».

После Томского мехмата, завершив образование в Академии Военно-воздушного Флота, Славороссов был направлен в Российское (акционерное) общество добровольного воздушного флота «Добролёт». Затем был главным инженером авиационного завода, а также преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации. Готовился к проекту перелёта через Тибет.

В 1930 году был арестован начальник Главвоздухофлота Константин Акашев, с которым Славороссов дружил во Франции. Вслед за ним арестовали Харитона Никаноровича, объявив его французским шпионом.

Более десяти лет, до смерти в 1941-м, великий русский лётчик находился в заключении, сначала в лагерях, затем в «шарашке» — конструкторском бюро в Медвежьегорске. Посмертно реабилитирован в 1963 году.

Славороссов был учителем в лётном деле замечательного поэта-футуриста, прозаика, художника и знаменитого авиатора Василия Каменского.

Считается, что Каменский придумал само слово «самолёт».

Это не совсем так, в России самолётом называли особый вид плашкоутов (паромов), но лётчик-футурист и впрямь первым применил это слово к привычным уже аэропланам и сумел навсегда внедрить русское название, получившее всеобщее признание.

Нет никаких сомнений в том, что стремление работать в авиации родилось у инженера Камова, будущего выдающегося вертолётостроителя, Героя Социалистического Труда и лауреата Госпремии, в значительной степени вследствие тесного общения с Харитоном Славороссовым.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры