издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вторая взятка оказалась поскромнее…»

Прокурор просит назначить экс-министру здравоохранения Иркутской области Якову Сандакову 14 лет колонии строгого режима и 800 миллионов штрафа.

Завершилось судебное следствие по уголовному делу бывшего министра здравоохранения Иркутской области Якова Сандакова, который обвиняется в тяжких коррупционных преступлениях: получении двух взяток в особо крупном и крупном размерах через посредника и лично (ч. 6 ст. 290 УК РФ), отмывании денег, полученных преступным путём, и злоупотреблении должностными полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ). Вместе с ним места на скамье подсудимых в Кировском районном суде Иркутска занимают Кристина Культихина и Дмитрий Кондрашов, которые, по мнению стороны обвинения, при содействии экс-министра обманным путём увели из региональной казны более 14 миллионов рублей.

Но прежде, чем стороны перешли к прениям, решался вопрос о судьбе ходатайства, озвученного защитником главного подсудимого. Адвокат просил выделить уголовное дело в отношении Якова Сандакова в отдельное производство и приостановить. В преддверии близящегося приговора бывший чиновник обратился, оказывается, с рапортом об отправке его на специальную военную операцию. И даже успел получить «добро» на призыв в качестве водителя, который сможет не только «участвовать в эвакуационных мероприятиях», но, будучи опытным врачом, «спасёт много жизней». Благие намерения профессора Академии постдипломного образования Сандакова были горячо поддержаны стороной защиты, однако прокурор не оценила его патриотический порыв, взыгравший накануне приговора. Суд отказал в удовлетворении ходатайства, согласившись с доводом государственного обвинителя: законодательством не предусмотрено приостановление производства по уголовному делу в этой стадии процесса.

Выступая в прениях, государственный обвинитель Елена Давыдова заявила, что считает вину всех троих подсудимых полностью доказанной. Она обратила внимание, что Яков Сандаков на протяжении всего следствия так и не признал вину ни в одном из инкриминируемых преступлений. По его словам, свидетели его оговорили, и он стал жертвой собственной доверчивости: подписывал документы, не вникая в детали, поскольку доверял всем своим подчинённым. В отличие от него Культихина и Кондрашов не только признали вину и заявили о раскаянии, но и частично погасили причинённый их незаконными действиями ущерб.

В любом случае, по мнению прокурора, собранные доказательства являются достаточными для подтверждения обвинения. Елена Давыдова перечислила свидетельские показания и документы, которые исследовались в ходе судебного следствия. Их список выглядел внушительно. Никакого оговора, по её мнению, не было.

В первом эпизоде, рассмотренном судом, речь шла о взятке в сумме 7 миллионов рублей, которые Сандаков, как утверждает прокурор, получил в феврале 2022 года. Это было вознаграждение за предоставление конкурентных преимуществ и помощь ООО «Эндомарскет» в заключении государственного контракта на поставку эндоскопических систем по региональной программе модернизации первичного звена здравоохранения Иркутской области на 2021-2024 годы.

 Вторая взятка оказалась поскромнее. Министр здравоохранения, по версии следствия, потребовал два миллиона рублей за продление срока полномочий главного врача Областного онкологического диспансера Романа Зубкова, который замещал тогда эту должность. Получил, правда, от президента ГБУЗ всего один миллион в конверте. На один год и продлил полномочия главврача.

Кроме того, прокурор считает доказанной вину Сандакова в отмывании денежных средств, полученных преступным путём (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). Речь идёт всё о тех же двух взятках на общую сумму 8 миллионов рублей. Чтобы придать вид правомерного владения этими деньгами, экс-чиновник затеял финансовые операции с ценными бумагами на торговой площадке ММВБ, а в дальнейшем использовал «отмытые» средства, смешав их с честно заработанными, на покупку квартиры в Москве.

 Нет у прокурора сомнений и в доказанности ещё одного коррупционного преступления, в котором оказались замешанными все трое подсудимых.

В июле 2021 года из федерального бюджета была предоставлена субсидия для оснащения в регионе лабораторий, осуществляющих диагностику инфекционных болезней.  Министерством планировалось закупить для Иркутской областной клинической больницы некий масс-спектрометрический автоматический анализатор. И тут на сцене появились Дмитрий Кондрашов, выполняющий управленческие функции в ООО «Адванта» и «Медиас», и коммерческий директор ООО «Адванта Групп» Кристина Культихина, ставшие подельниками иркутского чиновника от минздрава. Министр через посредника предоставил им конкурентные преимущества. В итоге с Министерством здравоохранения Иркутской области были заключены государственные контракты на поставку медицинского оборудования по заведомо завышенной цене. Тем самым бюджету Иркутской области причинён ущерб в особо крупном размере (после исследования в суде гособвинитель счёл необходимым снизить размер похищенной суммы с 18 до 14 миллионов рублей). Правда,  доказательств, что Сандаков поживился сам на этой афере, следствие не представило, звучала лишь фраза об иной заинтересованности: соображениях карьеризма, желании показать себя перед руководством эффективным руководителем. Однако у прокурора нет никаких сомнений в том, что действия троицы, связанные с поставкой анализатора по завышенной стоимости, повлекли нарушение прав и законных интересов общества и государства в лице министерства.

Затем государственный обвинитель Елена Давыдова начала озвучивать свои предложения о назначении наказания, которые, по её мнению, учитывают характер и степень общественной опасности совершённых Сандаковым деяний. Цифры прозвучали суровые, не зря он засобирался на СВО. За одну взятку прокурор попросила 11 лет заключения, за другую 10 – в окончательном варианте после частичного сложения наказаний за четыре преступления вышло 14 лет колонии строгого режима, 80 миллионов рублей штрафа и лишение на 10 лет права занимать должности на государственной службе. И это с учётом смягчающих обстоятельств: у Якова Сандакова, который разведён, трое малолетних детей и есть проблемы с собственным здоровьем. Остальным подсудимым прокурор предложила назначить сроки хоть и относительно небольшие, но реальные, с отбыванием в колонии общего режима. Все трое, заявила государственный обвинитель, должны быть взяты под стражу в зале суда.

Приговора осталось ждать недолго.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры