издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Имя Победы

К 120-летию со дня рождения Главного маршала авиации Александра Голованова

  • Автор: Николай Кустов, автор и руководитель проекта «Память жива», председатель Совета ветеранов ИРОО «Союз ветеранов 23-го военного городка «Дальники», биограф Главного маршала авиации А.Е. Голованова

В этом году празднуется 110-летие отечественной Дальней авиации. А 7 августа исполнилось 120 лет со дня рождения Главного маршала авиации СССР Александра Евгеньевича Голованова, выдающегося лётчика и военачальника, инициатора создания, организатора, командующего Авиации дальнего действия нашего Отечества, в 1935-1937 годах - начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ СССР.

Александр Евгеньевич Голованов — участник Гражданской войны, боевых действий на Халхин-Голе, советско-финляндской войны, Великой Отечественной войны.

В 2025 году будет праздноваться 80-летие Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, огромный вклад в которую внёс Главный маршал авиации А.Е. Голованов и руководимая им Авиация дальнего действия, 18-я воздушная армия. Также в 2025-м исполняется 100 лет Иркутскому аэропорту, в развитии которого значительный след оставил и Александр Евгеньевич Голованов.

Родился Александр Голованов 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. По отцовской линии Голованов — потомок народовольца Ивана Александровича Соловьёва, а по материнской — дальний потомок уроженца Иркутска, выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, героя обороны  Севастополя в 1854 году. Отцом В.А. Корнилова был Алексей Михайлович Корнилов, в 1805-1806 годах — иркутский губернатор.

В мае 1919-го Голованов добровольцем поступил на военную службу в РККА, и до октября 1920-го воевал на фронте,  был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии. После ранения, в сентябре 1920 года он был демобилизован, после чего учился и работал в Нижнем Новгороде.

С 1924 по 1933 годы он работал в органах безопасности, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. С декабря 1931 года — в Наркомате тяжёлой промышленности, одновременно учился в аэроклубе. По окончании лётной школы ушел в авиацию, с 1933 по 1941 годы работал в Гражданском воздушном флоте СССР пилотом, командиром отряда, начальником Управления ГВФ и шеф-пилотом Аэрофлота.

В 1934-1935 годы был командиром особого отряда тяжёлых кораблей ТБ-3 Среднеазиатского управления ГВФ (Ашхабад), а в январе 1935 года Александр Евгеньевич был назначен начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ, в состав которого входила и воздушная трасса Улан-Удэ — Улан-Батор. В марте 1935-го по инициативе Голованова в Чите было создано авиационное звено в составе 5 почтово-пассажирских самолётов П-5. На них иркутские пилоты открыли первые регулярные авиалинии из Читы в Ципикан, Калакан и Нерчинск. 6 октября 1936 года Читинское авиационное звено П-5 было усилено отрядом трёх тяжёлых грузовых кораблей Г-2.  Усиление звена позволило открыть авиапассажирскую линию на самолётах П-5 по маршруте Чита — Хапчеранга. По состоянию на 1 января 1937 года протяжённость воздушных линий Читинской области, обслуживаемых самолётами П-5 и Г-2 составила 2050 километров.  26 октября 1937 года в соответствии с приказом начальника ВСУ ГВФ на базе Читинского аэропорта и его лётного подразделения было создано Читинское объединенное авиапредприятие с подчинением Восточно — Сибирскому управлению ГВФ.

В 1936 г. постановлением СНК СССР Голованов был введён в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ СССР. В 1938 году газеты писали о нём, как о «лётчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров.

В середине 1930-х годов Восточно-Сибирское управление ГВФ СССР было самым крупным во всем Аэрофлоте. Оно охватывало огромную территорию Красноярского края, Бурятию, Якутию, Иркутскую и Читинскую области. В состав этого управления входило 11 воздушных линий, свыше 35 аэропортов разных классов, 6 авиаотрядов. Под руководством начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ Александра Голованова в Восточно-Сибирском регионе были открыты новые авиалинии, в Иркутске построены жилые дома, здание иркутского сухопутного аэропорта, открыт первый детсад, на эксплуатацию поступала новая авиационная техника, совершенствовалась радиосвязь, досрочно выполнялись государственные планы.

После встречи в Москве со Сталиным, в феврале 1941 года Голованов был назначен командиром 212-го отдельного авиаполка дальнебомбардировочной авиации с присвоением ему воинского звания «подполковник». В дальнейшем этот авиаполк под командованием Александра Голованова стал основой для создания Авиации дальнего действия.

В Великой Отечественной войне он с её первых дней принимал участие в боевых действиях по бомбардировке объектов противника в качестве командира корабля. С августа 1941-го — командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, с декабря 1941-го — командир 3-й авиадивизии дальнего действия, подчиненных Ставке Верховного Главнокомандования СССР.

Постановлением Государственного комитета обороны 5 марта 1942 года была создана Авиация дальнего действия, которая подчинялась непосредственно Ставке. Командующим был назначен Александр Голованов.

Авиация дальнего действия под руководством Голованова действовала на всех фронтах и принимала участие во всех знаковых военных операциях Великой Отечественной войны – в сражениях за Москву, Ленинград, в Сталинградской и Курской битвах, в сражениях за Крым, Украину, Белоруссию, в разгроме немецких войск в Польше, Прибалтике, Кёнигсберге, в битве за Берлин. В годы войны Голованов по заданию Ставки организовал перегонку самолётов с заводов на фронт, отслеживал поставку по ленд-лизу по трассе «Аляска-Сибирь», проходившей и по территории Восточной Сибири.

Авиация дальнего действия оказывала помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Болгарии, Чехословакии, Народно-освободительной армии Югославии. Неоднократно с начала войны лётчики Авиации дальнего действия ВВС СССР летали на бомбардировку  Берлина, и на заключительном этапе войны участвовали в битве за столицу Германии. Голованов обладал твёрдым характером, особенно при отстаивании интересов Дальней авиации, при этом был отзывчивым, внимательным, доступным командиром. Он всегда благодарил экипажи самолётов за образцовое выполнение задания, не забывал отметить отличившихся, представить достойных к награде. Многие авиаторы получили высокое звание Героя Советского Союза.

По воспоминаниям ветеранов, он неоднократно включался в списки военнослужащих к присвоению звания Героя Советского Союза, но оно так и не было ему присвоено.

После окончания войны Александр Евгеньевич Голованов продолжил военную службу на командных должностях в Военно-воздушных силах. С 1946 по 1948 год руководил Дальней авиацией СССР. На воздушном параде 18 августа 1947 года в Москве командующий Дальней авиацией Голованов возглавил отряд серийных бомбардировщиков Ту-4.

С 1950-го Голованов — в распоряжении военного министра СССР. В 1950 году Главный маршал авиации  Голованов с отличием окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых сил СССР и курсы «Выстрел», в 1950-1953 годы успешно командовал 15-м гвардейским воздушно-десантным корпусом, штаб которого размещался в Пскове. После смерти Сталина попал в опалу, в 1953 году был уволен с военной службы в запас.

Александр Евгеньевич принимал активное участие в общественной работе, избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950), депутатом Псковского областного Совета депутатов трудящихся, членом пленума Псковского обкома КПСС и членом бюро Псковского горкома КПСС (1953), был участником юбилейной сессии Академии Наук СССР, посвящённой её 220-летию (1945).

В середине 1950-х Голованов участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолёта Ил-14, с 1958 по 1966 годы работал заместителем начальника Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации СССР по лётным испытаниям, участвовал в испытаниях самолётов Гражданской авиации СССР, в развитии управления воздушным движением.

В последние годы жизни Голованов работал над написанием мемуаров «Записки командующего Авиации дальнего действия (АДД)». Часто посещал Иркутск, встречался с ветеранами ГВФ.

Эти мемуары были изданы лишь в 1997 году, спустя более двадцати лет после смерти автора. Воениздат выпустил мемуары Голованова под названием «Записки командующего АДД». В полном объеме книга «А.Е. Голованов. Дальняя бомбардировочная…» была издана в 2004 году в московском издательстве «ООО «Дельта НБ».

Александр Евгеньевич награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Суворова I-й степени, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За отвагу», монгольским орденом «Красное Знамя I-й степени», польским орденом «Крест Грюнвальда I-й степени», знаками «Отличник Аэрофлота», «За безаварийный налет» 300 000 и 500 000 км…

Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов скончался 22 сентября 1975 года, с воинскими почестями похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Из воспоминаний Ивана Гавриловича Костюкова, участника Великой Отечественной войны, ветерана АДД, старшего адъютанта командующего Дальней авиации (1947-1948), полковника авиации в отставке: «…Почему надо оставить воспоминания о Главном маршале авиации Голованове? Да потому, что он был личностью знаковой, яркой, наделённой разносторонними дарованиями. Это был богатырь, отдавший свою жизнь служению народу… В моей памяти Александр Евгеньевич Голованов остался человеком чести и совести. Скажу даже больше: перебирая в памяти все те ушедшие годы, думаю – найти бы у него хоть одно качество отрицательного толка…Нет, не нахожу! А за свою уже 80-летнюю жизнь я видел многое. Для меня А.Е. Голованов стал учителем, примером того, каким должен быть мужчина…».

В 1999 году решением Командования Дальней авиации России дальнему сверхзвуковому ракетоносцу ТУ-160 авиабазы «Энгельс» присвоено почетное наименование «Александр Голованов».

7 мая 2010 года, в канун 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на здании Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 97), установлена мемориальная доска, увековечившая  его память на иркутской земле.

В честь Голованова названы улицы в Москве и Нижнем Новгороде, лицей № 3 в городе Дзержинский (Московская область), лицей в Москве, а в 2017 году — муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 43.

Имя Главного маршала авиации Голованова включено в число 52 выдающихся полководцев и военачальников нашего Отечества, о которых к 70-летию Великой Победы в 2015 году в России Фондом Памяти полководцев Победы издана уникальная книга «Имена Победы». Имя и фотографии Главного маршала авиации Голованова включены в изданный в 2018 году к 80-летию Иркутской области информационно-художественный фотоальбом «Я сибирской породы».

К 120-летю со дня рождения Главного маршала авиации Александра Голованова, к 110-летию Дальней авиации России, к дню Победы, Оргкомитет по проведению патриотической акции «Память жива», ИРОО «Союз ветеранов 23-го военного городка «Дальники» организовали проведение в апреле-мае 2024 года выставки «Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич. Память жива» в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского, а также к дням ВВС и Воздушного флота России — в июле 2024-го в  Хабаровске, в военном санатории.

А 7 августа 2024 года в Иркутске в Культурно-досуговом центре «Марат» открылась выставка «Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич. Дальняя авиация. Память жива». В рамках мероприятия прошла   презентация книги «А.Е. Голованов. Дальняя бомбардировочная…».  На выставке, которая будет работать до 27 сентября, представлены фотографии, книги, журналы, буклеты, знаки, модели самолётов Дальней авиации, другие экспонаты из архива организатора выставки, автора этой статьи Николая Кустова, а также модели самолётов Ту-160 Ту-22М3, Ту-95 МС из школьного музея гимназии № 44 г. Иркутска.

В 2024 году ветераны повторно инициируют присвоение выдающемуся лётчику и военачальнику нашего Отечества, Главному маршалу авиации А.Е. Голованову звания Героя России (посмертно).

Поздравляем всех с Днём ВВС и Воздушного флота России, и приглашаем иркутян и гостей Иркутска посетить эту выставку. Память о героях жива!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры