Пара фраз, залетевших отсюда…
Романс «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось» широко известен многим поколениям российских театралов, видевших постановку в Ленкоме, Иркутском музыкальном театре и не только в них. Каноническое исполнение — Николай Караченцов и Елена Шанина.
29 февраля 1996 года состоялась премьера рок-мистерии на музыку А. Рыбникова «Юнона» и «Авось», совместной постановки Иркутского музыкального театра и Театра пилигримов под руководством Владимира Соколова. Постановщик спектакля — главный режиссёр нашего музыкального театра Наталья Печерская. Музыкальный руководитель — Николай Сильвестров, первые исполнители главных ролей: Николай Резанов — Вячеслав Варлашов, Николай Мальцев; Кончита — Елена Бондаренко, Эльмира Ахметзарипова; Федерико — Виктор Лесовой, Владимир Антипов.
Иркутская постановка по-прежнему в репертуаре Музыкального театра.
Основой либретто Андрея Вознесенского к рок-опере «Юнона и Авось» 1981-го года была его поэма 1970-го под названием «Авось».
Несомненно, авторы, первый из которых композитор Алексей Рыбников, довольно далеко ушли от литературного источника, и тексты в «Юноне и Авось» в значительной степени оригинальные. Вот и строк романса «Я тебя никогда не забуду» в «Авосе» не было.
Но он не был и специально написан. Андрей Андреевич приспособил в рок-оперу сокращённое на две строфы собственное стихотворение «Сага», опубликованное в 1977 году, но написанное намного раньше, и связанное с обстоятельствами его личной жизни. Между Вознесенским и актрисой Татьяной Лавровой был роман, оба были связаны браками, отношения и расставание были довольно мучительными.
В этой стройной версии есть один дискуссионный аспект. Почему в «Саге», посвящённой москвичке Лавровой, москвич Вознесенский упоминает петербургские Адмиралтейство и Биржу?
Но ответа нам уже не найти.
Вот полная версия стихотворения до превращения в романс:
Сага
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадёжные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернёмся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминёмся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнётся бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».