издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как у «Аистёнка» появился свой «Лев на каникулах»

  • Автор: Анастасия Бреева, Фото: Елена Воробьёва и Олег Лавренчук

Иркутский театр кукол «Аистёнок» готовится завершить свой 89-й сезон. Перед уходом в отпуск коллектив подготовил новый спектакль – «Лев на каникулах». Авторы постановки – екатеринбургский режиссёр Антон Нестеренко и иркутский театральный художник Евгения Шабанова. Для их тандема спектакль стал четвёртой совместной работой, причём в Иркутске они взялись за материал, с которым уже работали в другом городе. Что собой представляет «перенос» постановки, какие нюансы при этом следует учитывать, и кто главнее в постановочном процессе – режиссёр или художник, рассказала Евгения Шабанова.

Творческий союз Антона Нестеренко и Евгении Шабановой существует с 2020 года. Вместе они успели поработать на сценах омского и сургутского театров кукол, а теперь их общий спектакль появился в репертуаре «Аистёнка». Евгения давно хотела, чтобы Антон посотрудничал с иркутскими кукольниками, ведь успехи молодого режиссёра не раз были отмечены на фестивалях, а сургутская версия спектакля «Лев на каникулах» получила хвалебный отзыв от критиков Союза театральных деятелей России.

На создание спектакля Антона Нестеренко вдохновила сказка чешского писателя Милоша Мацоурека «Бонифаций и его племянники». Многим история циркового льва, который приехал отдохнуть к себе на родину в Африку, известна, благодаря советскому мультфильму «Каникулы Бонифация». Режиссёр создал свою авторскую пьесу, в которой присутствуют новые герои и ещё одна сюжетна линия, помимо той, где герой хочет навестить свою бабушку.

В Иркутске в отличие от Сургута подготовка заняла всего три месяца. Для постановки спектакля с нуля этого времени мало, но для переноса вполне достаточно. Ведь режиссёр и художник взяли те же наработки, которые они использовали в другом театре. Евгения Шабанова отметила, что она не пыталась точь-в-точь повторить свою предыдущую работу. Во-первых, ей хотелось учесть недочёты первой версии спектакля, а, во-вторых, художник всегда оставляет место для творчества мастерам-бутафорам. Этому её научил многолетний опыт работы в театре.

«В росписи я позволяю бутафорам проявить свою фантазию. Хотя, конечно, смотрю, чтобы никто не «ушёл» в другую сторону. Это проверено не на одном спектакле – когда предоставляешь мастерам поле для деятельности, результат получается лучше. Это живой процесс. К тому же, получив пространство для творчества, люди понимают, что им доверяют. А когда тебе доверяют, ты не можешь сделать хуже. Для меня каждый спектакль – это всегда соавторство не только с режиссёром, но и с актёрами, бутафорами, со всеми участниками постановки», – рассказала Шабанова.

Однако иркутский «Лев на каникулах» отличается не только росписью декораций. Для одного из главных персонажей, льва Бон-Бона, решили изготовить не три, как в сургутском спектакле, а четыре дубля куклы. В том числе отдельную планшетную куклу для циркового номера, где «артист» демонстрирует свои эффектные клыки. Изменения также коснулись декораций, одежды персонажей, и даже текста пьесы. Реплики добавлялись или убирались режиссёром в зависимости от личностных особенностей актёров.

Почти все время, проведённое в Иркутске, Антон посвятил репетициям и практически не взаимодействовал с цехами. Евгения считает это большим упущением для обеих сторон и надеется, что у режиссёра ещё будет возможность приехать в гости к «Аистёнку» и поработать с его мастерами. Зато бутафорам активно помогали студенты – учащиеся областного художественного колледжа им. И.Л. Копылова. Молодые люди участвовали в создании кукол и реквизита для спектакля.

Некоторые театральные художники считают, что у них более значимая роль в постановочном процессе, по сравнению с режиссёрами. У Евгении на этот счёт другое мнение: «Безусловно, они оба полноправные авторы. Но, на мой взгляд, режиссёр всё же главнее, так как именно от него исходит инициатива постановки и выбор того или иного художника. Крайне редко предложение поступает от самого художника. У меня, например, может быть бесчисленное количество предложений по образам и художественным решениям спектакля, но только режиссёр, поскольку он глубже работает над пьесой, может собрать всё воедино, выбрать из предложенного то, что действительно нужно. Режиссёр задаёт смысловой вектор, а художник выбирает средства выражения».

Также Евгения Шабанова призналась, что вряд ли согласится вновь заниматься переносом своих спектаклей. А если возьмётся, то учтёт свою главную ошибку – думать, что во второй раз работать над одной и той же постановкой проще. «Когда ты знаешь, что нужно делать, ты спокоен. И я сначала была спокойна. А потом поняла, что нет, нельзя так. Люди, которые изготавливают реквизит, многого не знают. А мне кажется, разве тут может быть что-то непонятно? Иркутский «Лев на каникулах» стал для меня в некоторой степени переломным. Нельзя относиться к тому, что ты сделал, как к завершённому, ведь всегда есть над чем ещё поработать», – отметила Евгения.

Несмотря на первый опыт переноса спектакля и недостаток времени, из Иркутска Лев отправился на каникулы без опозданий. Успевшие побывать на новой постановке зрители говорят, что история о добром цирковом льве создаёт то самое лёгкое и радостное настроение, которое всегда ждёшь с приходом лета.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры