издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Да будет час рассвета вечно свят...»

Иркутск бережно хранит память о поэтессе Елене Жилкиной

Послание Иннокентия Луговского к домовому, крохотная записка от художника Алексея Жибинова, письма знаменитого автора иркутских «Окон ТАСС» Александры Мадиссон, послания расстрелянного белорусского поэта Юрка Лявонны - всё это сохранил архив иркутской поэтессы Елены Жилкиной. Он был передан в 2022 году Музею истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова дочерью поэта, Татьяной Александровной Жилкиной. Архив пока до конца не разобран, и какие тайны и истории он хранит – ещё предстоит изучить. В мае в музее состоялась презентация книги Татьяны Жилкиной «Созвездие лет», посвящённой маме. В неё частично вошли воспоминания и письма из этого архива. А осенью музей планирует открыть большую выставку, чтобы показать предметы, когда-то принадлежавшие Елене Жилкиной. Корреспондент «Восточки» побывал в фондах музея, и увидел всё своими глазами.

Издание книги стало возможным благодаря связи, которые поддерживает Музей истории Иркутска с Татьяной Александровной Жилкиной. Татьяна Александровна живёт в Москве, но находится в переписке с музеем. Она сообщила директору Сергею Дубровину, что подготовила книгу о маме, Елене Викторовне Жилкиной, и руководитель Музея истории Иркутска взялся организовать подготовку книги к печати и поиск спонсоров проекта.

— Елена Викторовна Жилкина — это один из авторов, которые создавали летопись нашего города,  — сказала начальник управления комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутская Ольга Стрекаловская на презентации книги. — Она жила в Иркутске долгое время, любила его, и радостно, что её поэзия оживает уже в 21 веке. Я уверена, что среди жителей Иркутска творчество Елены Жилкиной найдёт новых поклонников, особенно это касается молодых. Музей истории Иркутска инициировал и подготовил  очень достойное издание, посвящено оно безгранично талантливому человеку. Известно, что Александр Вампилов и Валентин Распутина называли Елену Жилкину своей крёстной мамой. Мы благодарим Музей истории Иркутска за то, что были найдены силы, которые помогли осуществиться этому проекту. Это доктор исторических наук, профессор, генеральный директор издательства «Оттиск» Александр Александрович Иванов, журналист Андрей Степанович Амосов, главный библиограф отдела гуманитарной литературы Областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина Раиса Викторовна Сахаровская, предприниматели Татьяна Станиславовна Мунина, Сергей Анатольевич Небера.

На презентации в Музее истории Иркутска звучали стихи Елены Жилкиной в исполнении студентов Иркутского театрального училища, участников образцовой театральной студии «Зеркало». Преподаватель Иркутского художественного колледжа им. Копылова Ольга Грабовская со своими студентами сделали несколько портретов современников Елены Жилкиной. «Когда я рассказала о проекте нашим ребятам, они ничего не знали об этой поэтессе, — говорит Ольга Грабовская. — Я скинула макет книги, они с интересом прочитали его. Письма, стихи вдохновили ребят, это правда. И мы достаточно оперативно, в технике печатной графики, сделали ряд портретов. Хотелось бы сказать музею и всем участникам проекта спасибо за возможность познакомиться с творчеством этого прекрасного поэта. «Да будет час рассвета вечно свят…», потому что оно, как мне кажется, даёт вдохновение».

«Маленькая моя…»

На презентации книги был показан фильм о Елене Жилкиной режиссёра Марии Аристовой, в котором звучала подлинная живая запись, Елена Жилкина читала свои стихи, рассказывала о своей жизни — как девочкой жила в Лиственничном, как сама научилась работать вёслами, выходила на лодке на Байкал во время бурь и ничего не боялась. «Во мне запас какой-то храбрости жил очень долго, — говорила она. И с грустью добавляла: «Только житейские бури были страшнее, их оказалось у меня много». В 1946 году поэтесса попала в число тех литераторов, которых начали преследовать в связи с постановлением ЦК ВКПб о журналах «Звезда» и «Ленинград». Ведомственную квартиру пришлось покинуть, а на руках была дочка. В свое время Елена Жилкина рассказывала поэту Татьяне Суровцевой, как блуждала в эти печальные дни по набережной, искала жильё. «Нечего было есть, — вспоминала Елена Жилкина. — Я ездила по сёлам, пригородам Иркутска, зарабатывала какое-то гроши, чтобы себя кормить. Это было трудное время для меня. Потом была как-то амнистия, Ахматову тоже стали меньше ругать… Меня обвиняли в «ахматовщине». Раз я писала стихи, направленные как-то к Ахматовой, то я уже не была человеком».

В её судьбе есть ещё одна страница, открытая благодаря письмам, которые хранятся в Музее, и частично опубликованы в книге. Это переписка с Юрка Лявонны, белорусским поэтом, который был расстрелян в числе более сотни белорусских государственных и культурных деятелей в урочище Куропаты в ночь с 29 на 30 октября 1937 года. «Елена Жилкина и Юрка Лявонны встретились на форуме писателей национальных республик в Москве осенью тридцать четвёртого  года», — пишет дочь. Елена Викторовна сохранила его фото и сборник стихов, что подарил ей тогда Юрка Лявонны. На обороте фото надпись:

«И ты мне приснишься

Совсем голубой,

Как в дыме заката

Ушедшая шхуна…

Юр. 29.VIII – 35. Ленинград «.

Елена Жилкина сохранила его письма, в которых чувствуется, что Юрка Лявонны испытывал к сибирячке неподдельное чувство: «Маленькая моя! Вот уже «часы урочные пробили» — и мы на противоположных берегах нашей необъятной родины… Уже вторую неделю я не вижу тебя…». Его не станет меньше, чем через три года, а Елене Жилкиной предстоит прожить ещё очень долгую жизнь. И уже без него…

«Рукопись растят как ребёнка…»

— Я, как и многие иркутяне, конечно, слышал это имя, Елена Жилкина, —  говорит журналист Андрей Амосов. — Даже читал, наверное, несколько стихотворений, но более ничего о ней не знал. Наше образование построено так, что мало мы знаем о своей земле, о людях, которые составляют её гордость. Благодаря работе над этой книгой я познакомился с человеком, который для Иркутска сделал очень многое. Судьба её была очень трудной, впрочем, как у многих в нашей стране. Я бы хотел сказать спасибо всем, кто участвовал в создании книги. Это автор-составитель Татьяна Александровна Жилкина, её дочь Зоя, которые собрали очень много материала. Спасибо Музею истории Иркутска и директору Сергею Иннокентьевичу Дубровину, который горячо поддержал этот проект и нашёл финансирование, потому что в наше время без вливания средств ничего не получится. Спасибо Раисе Викторовне Сахаровской, которая была мотором всей этой идеи, на ней была и связь. Татьяна Александровна живёт в Москве, Зоя в Париже, мы в Иркутске. Нужно было всё координировать. На обложке вы видите работы замечательного художника, моего друга Андрея Бурлака. Больше спасибо Александру Александровичу Иванову и его типографии «Оттиск», которая очень трепетно воспринимает такие образовательные, просветительские проекты. И когда к ним приносишь рукопись, как ребёнка в детский сад, они начинают растить её внимательно и чутко до полноценной книги.

Представители научной библиотеки ИГУ рассказали, что на сайте факультета иностранных языков Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ есть страничка со «звуковыми автографами» известных выпускников. Среди них есть и живой голос Елены Викторовны. «Научная библиотека ИГУ дорога мне ещё со студенческих времён. Каждый становился здесь сильным и богатым. Мне интересна была поэзия, здесь бы праздник моей души», — говорила когда-то поэтесса. Теперь книги самой Елены Жилкиной находятся в фонде научной библиотеки ИГУ. И уже они стали праздником души для современных читателей. Книжечки стоят на полках рядом с изданиями её «птенцов» — Валентина Распутина, Александра Вампилова. Одно издание поэтессы находится в редком фонде библиотеки. Книга «Островок» была подарена ею профессору ИГУ Надежде Осиповне Шаракшиновой, есть дарственная надпись: «Надежде в знак дружбы от автора. Жилкина». Когда наследники Надежды Шаракшиновой передали её книги в фонды библиотеки, «Островок» тоже попал в редкий фонд вместе с ними. На презентации книги были и представители Гуманитарного центра – библиотеки имени семьи Полевых в Иркутске. У них хранится часть личной библиотеки Елены Жилкиной. Так наследие Елены Викторовны растворилось в самом Иркутске, по самым разным его литературным адресам, но не исчезло. Оно ждёт своего исследователя. На выставке в Музее истории Иркутска в нескольких витринах удалось показать лишь малую часть предметов, которые переданы дочерью Елены Жилкиной. А ведь в музее хранится большая часть архива поэтессы. Мы заглянули в фонды, чтобы познакомиться с ним.

Иркутская «ахматовка»

Сотрудники музея согласились показать нам те уникальные экспонаты, которые пока только готовятся к большой выставке, посвящённой Елене Жилкиной, которая откроется осенью. Первые экспонаты музей получил в далёком уже 1997 году. Дочь поэтессы тогда передала несколько её личных вещей после того, как мамы не стало. В фонды передан стол, за которым много лет работала Елена Жилкина, и её чернильница с лирой. С этой лиры потом был создан надгробный памятник поэту. В 1982 году Марк Сергеев писал об этом столе:

Сей старый стол

Прожил счастливый век:

За ним сидел

Добрейший человек.

И в тишине,

Простив друзьям грехи,

Писал свои

Счастливые стихи!

— В 1997 году мы получили более сотни книг с автографами писателей, — рассказывает старший научный сотрудник Музея истории Иркутска Ксения Никонова. В коллекции есть издания с автографами писателей Агнии Кузнецовой, Марка Сергеева, Валентина Распутина, Константина Седых, искусствоведа Алексея Дементьевича Фатьянова, которые называл Елену Жилкину «первой наставницей в области литературы». «Дорогой Елене Викторовне Жилкиной, земному воплощению Провидения в нелёгкой судьбе моей – с чувством глубокой признательности от себя и от дочки Аннушки, обязанной бытием своим в конечном счёте опять-таки Вам…», — так подписал в 1973 году свою книгу литературовед, профессор ИГУ Василий Прокопьевич Трушкин.

В 2022 году Татьяна Александровна Жилкина вновь списалась с музеем, и прислала пять больших коробок с документами мамы. Когда коробки вскрыли, то ахнули – Елена Викторовна сохранила документы, переписку с середины 20-х годов. Есть много материалов 1930-х, военного и послевоенного времени. Даже беглый просмотр сразу показал – мы можем узнать много нового о том, с кем она общалась, кому писала письма. Например, дочь передала в музей и ноты «Песни о советской женщине» Георгия Михайловича Шишкова, автор стихов – Елена Жилкина, ноты изданы в 1942 году в  Иркутске. Эти и несколько других книжечек нот Шишкова имеют дарственные надписи от автора. Есть в фондах музея теперь первая книжечка Елены Жилкиной «Верность» 1943 года, изданная «Бурмонгизом». Как писала газета «Восточно-Сибирская правда» 24 сентября 1946 года, худсовет областного комитета партии отказал в печати книжки в Иркутске, объявив её «художественно неполноценной». Поэтесса предложила «Бурмонгизу» свою бумагу, и опубликовала сборник в бурятском издательстве. Спустя два с лишним года такое самовольство больно ударило по Елене Жилкиной. Это посчитали «поведением, недостойным литератора». Статья, где описывалась эта история, появилась по итогам собрания работников литературы и искусства Иркутска, посвящённом знаменитому сентябрьскому 1946 года постановлению ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Собственно, с этого совещания и начались гонения Жилкиной, обвинения её в том, что она – «ахматовка». В газете было сказано довольно резко: «У нас есть ещё такие писатели, которые не могут носить это высокое звание». Выступал против Жилкиной на том знаменитом совещании поэт Анатолий Ольхон, надо сказать, что критиковал он и себя тоже, заявив, что в его сборнике «Окраины милой Отчизны» советский человек «не занял центрального места».

В Музее истории Иркутска есть трудовая книжка Елены Викторовны, и в ней есть та самая запись об увольнении из газеты «Советский боец» в 1946 году, когда начались гонения. Хотя запись и гласит: «Уволена по собственному желанию». После этого в книжке четыре года перерыва, и устройство в газету «Советская молодёжь». Эти четыре чёрных года в её жизни. В 1947-м она уехала в геолого-разведочную партию в Восточных Саянах, писала оттуда очерки. В 1948 году начали снова появляться её отдельные статьи в «Советском бойце». Эти были тяжёлые годы, обрушившиеся на неё внезапно. Ещё в марте 1946 года ей была объявлена благодарность с занесением в трудовую книжку, а уже с сентября – началась череда обвинений.

«Спередовая статя»

— Среди документов Елены Викторовны есть то самое удостоверение 1936 года кандидата в Союз писателей СССР, подписанное Максимом Горьким, — рассказывает Ксения Никонова. — Елене Викторовне на тот момент уже было 34 года. Это удостоверение можно было увидеть в витрине на презентации книжки. А вот то, что пока наши посетители не увидели, но увидят осенью, на большой выставке, посвящённой Елене Жилкиной. Это афиши литературных вечеров, в которых она участвовала. Есть плакаты военного времени, торжественный лист «Молодёжки» от 3 июня 1960 года, весь заполненный стихами, ко дню рождения Елены Жилкиной. Хотя известно, что родилась она 27 декабря по новому стилю, однако лист почему-то именно за это число. Сотрудники газеты называют Елену Жилкину «нашей редакционной мамой». «Стихами Вашими согретый, готов воскликнуть: «Многа лет-т-та-а-а…», написал один из авторов «Молодёжки».

Один замечательный плакат сделан вручную. К сожалению, без даты. Это «спецвыпуск по случаю савиршеналетия Жилкиной Елены» (орфография сохранена – авт.). Передовица гласит: «Гений чистой красоты в зоне пристального внимания. Краткое наставление в любви. Спередовая статя». К ножке Елене Жилкиной, стоящей на балконе, припадает блистательный Don grubiano (Дон Грубияно, так называется и сам «спецвыпуск»). На груди Дона надпись: «Влюблён по собственному желанию». Дон пишет: «Совершеннолетие. Не знаю в точности – это сколько, 23 или 18? Это не важно. Это хорошо – можно к ей теперича приставать…За личную жизнь! Ейную! А теперича налейте. За её!». Есть в этой рукописной газете и рубрики, например такая: «Рубаи и выпиваи». Есть и подлинная телеграмма, аккуратно вклеенная в «газету».  Кто-то из писателей отправился на телеграф и отбил от имени  Иркутской писательской организации такие строки: «А яблоко тире твое — Парис». Внизу на плакате надпись: «Присоединяюся. И. Ньютон».  Есть стихотворение «От Фета», где есть такие строки:

«Островок» в байкальской пене, —

Чудо бытия…

Я и Жилкина Елена.

Жилкина и я.

Есть посвящения от Блока, Арсения Тарковского, Твардовского, Лермонтова: «Когда звезда с звездою говорит, в Сибири Лена Жилкина творит». А Пушкин написал бы так:

— Один среди тайги сосновой,

Хрустальной рюмкою звеня,

Сижу. И другом дней суровых

Одна ты, Лена, у меня….

В числе документов есть и «Обращение к домовому квартиры №24, Богдана Хмельницкого, 1», написанное Иннокентием Луговским 8 марта 1966 года, начинающееся строчками:

— Я верю поверью такому:

Без ордера

В доску свой

Не подчиняясь домкому,

В доме живет домовой.

Иннокентий Луговской, видимо, передавал квартиру Елене Жилкиной, а потому составил стихотворное обращение к домовому, чтобы тот встретил с миром новую хозяйку:

А нынче прощай! Замену

Прими, добродушный бес:

Вручаю тебе Елену –

Коллегу по рифмам и без…

На листке – нарисованная мордочка домового.

Есть в коллекции плакат, который приглашает на «Вечер поэзии» датированный 4 июля (год не указан), но сказано, что вечер пройдёт «под предводительством Якова Белинского». В числе выступающих – Фазиль Искандер. Есть плакат 1948 года, очень старенький, достают его крайне редко – ветхая бумага не выдерживает. Это афиша литературного вечера в пединституте под названием «Комсомол и советская литература» от 2 октября 1948 года.

— У нас хранится целая коробка одних только писем, — рассказывает Ксения Никонова. — Это её собственные письма, и обращённые к ней послания, от самых разных людей. Нам передали достаточно мало фотографий Елены Викторовны, где-то они должны быть. Зато у нас есть её фото из фондов литератора Беллы Ильиничны Бендер-Левантовской и Василия Трушкина. Если говорить о письмах, то писали ей и поэты, и писатели, и художники, журналисты, читатели газет, друзья с фронта. Письма за 1930-е годы, военного времени, послевоенного. Её собственные, написанные из мест, где Елена Жилкина когда-то бывала. Есть и целая пачка её собственных писем дочери и маме. Видно, что она была общей любимицей, все пишущие обращаются к ней ласково, нежно: «Леночка!», «Дорогая Лена!». Хранится у нас и целый портфель записных книжек Елены Викторовны, в том числе и делегатские книжки, поскольку она была и депутатом. Хранится именной блокнот «Восточно-Сибирской правды», с золотым тиснением «Жилкина Е.В.». Книжки эти исписаны заметками, черновиками стихов. Видно, как выдавалась свободная минутка, она писала.

Отдельно лежат два чистых розовых конверта. В них собраны записочки, которые она получала и писала сама из роддома, когда на свет появилась дочь Таня. «Дорогая Леночка! Вчера не смогла навестить тебя, как чувствуешь себя, как Танюшка? Как пищит, как ест?».  Есть и записочка от художника Алексея Жибинова, написавшего великолепный портрет Жилкиной. Есть перепечатанные стихи, макеты обложек стихотворных сборников, иллюстрации, сделанные художниками. Все это было сохранено. Елена Жилкина сохранила свою студенческую книжку 1925-х года и подлинное свидетельство об окончании госуниверситета, датированное 1930 годом, что позволяет исправить ошибку, так как в биографиях указывается 1931год. Сами по себе документы уникальны. Например, справка университета от 1937 года, а на обороте видны какие-то другие надписи. Оказывается, бумаги не хватало, и для справки был взят дореволюционный лист с распоряжением Иркутского военного генерал-губернатора. Есть в архиве Елене Жилкиной и персональное приглашение на открытие музея Максима Горького, и множество других приглашений, открыток, рукописных и напечатанных на машинке стихов. Наверняка, есть среди них и не изданные. Большая папка посвящена Ивану Молчанову-Сибирскому и «Базе курносых», она тоже ждёт своего изучения, поскольку собраны и вырезки по истории «Базы», статьи, письма Молчанова-Сибирского, воспоминания о нём Анатолия Преловского, Ростислава Смирнова и других. Есть и необычные письма, написанные отточенным, «плакатным» почерком, явно писал художник, буквы заостренные, стилизованные. Как оказалось, это послания от художника, живописца и графика Александры Мадиссон, в годы войны они вместе с Еленой Жилкиной работали в иркутских «Окнах ТАСС». «Хорошая моя Елена Викторовна! Три дня я штудировала – не просто читала бегло – а именно отдельно штудировала вашу книжечку «Земные дни», — писала Александра Мадиссон в 1982 году. – И вот неудержимо потянуло написать вам впечатление от стихов…». Художница пишет, что несколько раз громко декламировала себе стихи подруги, «слушая музыку в них звучную». Мадиссон не только словами, но и графически пыталась передать своё впечатление – некоторые слова подчёркнуты рябью, как будто она хочет изобразить Байкал, который услышала в стихах Елены Жилкиной.

— Архив очень богатый, и все это нуждается во вдумчивом изучении, — убеждена Ксения Никонова. – Материалы ждут своего исследователя, мы знаем, что какая-то часть наследия Елены Жилкиной по-прежнему хранится в Москве, у Татьяны Александровны. Здесь же нужно браться за изучение полученных писем, афиш, документов. Я уверена, что нас ждёт много открытий. Часть из этих материалов, я надеюсь, иркутяне смогут увидеть на выставке этой осенью.

Только что в музей пришло письмо следующего содержания:

— Уважаемый Сергей Иннокентьевич! Пишет вам Зоя, дочь  Жилкиной Татьяны Александровны. Большая благодарность Вам от всей нашей семьи за поддержку в издании книги и организации презентации! Наша благодарность также коллективу Музея истории города Иркутска, студентам художественного училища имени Копылова, студентам областного колледжа культуры, артистам театральной студии «Зеркало» и режиссёру Екатерине Полесье. А также всем участвующим в этом замечательном деле. Всего Вам доброго. Семья Жилкиных».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры