Мы все с тобой, дорогая наша «Молодёжка»!
Открытое письмо Олегу Желтовскому, приятелю 40-летней «выдержки» по поводу 100-летия газеты «Советская молодёжь».
Здравствуй, дорогой Олег!
В эти дни, когда наша газета отмечает свой юбилей, и у нас с тобой есть личный повод поднять рюмку, и таким образом салютовать 40-летию и по сей день «незамёрзших» личных отношений, оказавшихся, к счастью, неподвластными коррозии времени.
Как корреспондент «Молодёжки» с 1961 года, спешу сообщить тебе, её главному редактору, что твоя газета жива, живёт и, думаю, долго ещё будет жить в благодарной памяти её создателей и читателей. Да и оргкомитет, созданный для проведения этого светлого праздника, в котором твоя замечательная супруга, вместе с не знающей устали Ириной Выборовой, вкалывают, что называется, не покладая рук.
Я пишу тебе это письмо в первые майские дни, а за окном не поймёшь, что творится – то ли зима ещё не уходила, то ли осень уже пришла… Тепла все заждались. Иногда мне кажется, что и в переносном смысле тоже…
У твоей и нашей газеты богатая история. Из неё устремились к недосягаемым высотам Александр Вампилов и Валентин Распутин. Она же взрастила будущих писателей Альберта Гурулёва, Евгения Суворова, Владимира Жемчужникова, Леонида Мончинского, Арнольда Харитонова, Бориса Ротенфельда, поэтов Сергея Иоффе, Анатолия Кобенкова, Любовь Сухаревскую. Материалы её питомцев – собкоров центральной прессы Олега Воловича, Николая Кривомазова, Юрия Балакирева, Владимира Ивашковского, Игоря Широбокова – неоднократно назывались лучшими на летучках «Правды», «Известий», «Труда», «Комсомолки», «Советской культуры» и «Социалистической индустрии».
Ты, конечно, можешь со мной не согласиться, но, по-моему, нынешним молодым перьям ещё надо пахать и пахать, чтобы собирать журналистские урожаи только что перечисленных мною имён. Похоже, ветром перемен сдуло авторскую журналистику. Нынче правит бал информационная. Добротный очерк и пронзающий колючими стрелами иронии фельетон – редкость. Глубокая аналитика – редкость вдвойне.
Нынешняя журналистика будоражит нашу будничную жизнь ливнем вымышленных материалов, скороспелых выводов, суетливой поспешностью и текстовой небрежностью. Думаю, когда меняется общество, страна, да и её отношения между людьми, причём не всегда в лучшую сторону, то и журналистике приходится приносить в жертву какие-то свои принципы. Заказные материалы из нового цикла «Цена вопроса» — продукт нового времени. Можно сказать реальная капитализация отношений в нашем «цехе».
Ну, а что взамен? Или, как говорят гадалки, «чем сердце успокоится»? Так, у нас и тут нет проблем, «надо только выучиться ждать», как пел известный депутат Госдумы, и дождаться воскресения. А по выходным всё тот же Малахов, выйдя сухим из «Большой стирки» грязного белья от всей души жмёт на педали небезупречной художественной самодеятельности, орошая притомившийся от недельных хлопот многомиллионный электорат бодрящим душем из знакомой серии «но вы держитесь».
И мы держимся. А что нам ещё остаётся?
Сегодня студенты старших курсов, будущие журналисты, говорят, что наша профессия их не прокормит. Ты и тут можешь со мной не согласиться, но мы с тобой в своё время, тоже, будучи студентами, так потребительски на хлеб не смотрели. Конечно, о прокорме не грех думать. Особенно сегодня. Но прежде лучше всё-таки попробовать его заработать. Хорошо, когда мысль предшествует слову, плохо — когда не доходит до дела.
Нынче бытует мнение, дескать, престиж нашей профессии упал. Раньше напишешь критический материал, так после его публикации человека в лучшем случае с работы снимали или из партии исключали. В худшем, передачу ему носить приходилось. Сегодня зачастую пиши – не пиши, собака лает, а караван идёт. Да и если уже три десятка лет «утро красит жёлтым цветом» стены древней профессии, то, о каком её престиже может идти речь?
Слабо кричать на каждом перекрёстке «журналистика – четвёртая власть». Но кто из этой власти будет смело стоять до конца и отстаивать принципиальную позицию своего СМИ, если она не совпадает с точкой зрения официальной власти. У власти ведь тоже свои правила: «Кто на нас с пером придёт»…
Я пишу тебе эти строки с ощущением, что мы с тобой не расставались, как будто случайно выпал из календаря этот листок, на котором написано 5 октября 2022 года. Все мы, кто пришёл к тебе попрощаться в тот осенний день, тогда ещё раз убедились в справедливости истины: есть жизни, которые никогда не покроет трава забвения. Твоя – одна из них.
Прочёл я сейчас написанное тебе письмо, и подумалось, что отсутствует в нём бодрый настрой, полагающийся событию такого высокого ранга. Но, может, юбилеи потому и празднуют далеко не каждый год, чтобы осмыслив пережитое, человек смог поделиться наболевшим. Жизнь без боли не бывает. А в литавры-то и без меня есть, кому бить…
Извини за запоздалое свидание, расставаться мне с тобой не хочется, наверное, тут лучше сказать:
До скорого…