Дорожная карта
Проблемы пассажирских перевозок стали предметом обсуждения депутатов ЗС
Региону нужна продуманная, открытая прозрачная система развития транспортной сети, уверены депутаты Законодательного собрания Иркутской области. Об этом было заявлено 15 мая на депутатском часе, посвящённом проблеме автомобильных перевозок на межмуниципальных маршрутах. Определённое движение в этом направлении уже есть – правительством региона подготовлена программа комплексного развития транспортной системы региона, одобренная экспертным советом при минтрансе РФ. Парламентарии считают, что нужно укорить решение вопроса о введении единой социальной карты, которая позволила бы оплачивать и услуги транспорта, рассмотреть вопрос субсидирования нерентабельных маршрутов.
— Год назад организацию пассажирских перевозок мы уже обсуждали на муниципальном часе. Правительству региона были даны депутатские рекомендации. Сегодня мы хотим знать, что конкретно было сделано для развития общественного транспорта, комфорта пассажиров, безопасности перевозок, — сказал, открывая обсуждение, спикер ЗС Александр Ведерников. — Конечно, движение есть, приобретено 109 комфортных автобусов для Иркутска и других территорий региона. Запущено 95 садоводческих маршрутов. Завершается работа по организации транспортных перевозок в агломерации. Летом региональный минтранс предполагает выпустить соответствующий документ. Депутаты ЗС настаивали на его необходимости и скорейшем принятии. Пока в процессе решения тема регулируемости маршрутов. В области более 250 межмуниципальных маршрутов, а регулируются из них только 20. Это чуть больше 5%. В других регионах до 45-50%. Это датируемые маршруты, которые позволяют избежать ситуации, когда перевозчик бросает невыгодный маршрут. Работа в этом направлении идет медленно, но депутатский корпус не снимает её с контроля. Невысокими темпами движется и работа по созданию электронных транспортных карт для оплаты проезда. Буксует тема социальных маршрутов. У каждого льготника сегодня минимум три карты, а нужна всего одна, в которую будет «зашито» всё. Посмотрите опыт других регионов, там явный прогресс. Нам бы хотелось узнать, каким путём мы движемся. Главный вопрос повестки – безопасность и бесперебойность дачных маршрутов. Но нам бы хотелось, чтобы в выступлениях министров прозвучали и эти темы.
Александр Ведерников призвал посмотреть, возможна ли оптимизация региональных маршрутов, использования банковских карт при социальных расчётах, в том числе за транспорт. «В других регионах давно это введено, когда же у нас будет такая услуга? И какое министерство за это будет отвечать? — спросил спикер. — Это глобальный проект, минтранса, минцифры. И есть банковские решения на эту тему». По мнению главы парламента, такая объёмная тема, как транспортные перевозки, требует межведомственного взаимодействия. «Региону необходима комплексная программа по модернизации общественного транспорта, направленная на долгосрочное планирование. Это нужно для привлечения федеральных средств на обновление общественного транспорта, обустройства комфортных остановок и других, связанных с этим вопросов. Люди должны почувствовать изменения», — сказал Александр Ведерников.
«В Иркутской области автобусы, троллейбусы, трамваи занимают 50% перевозок, — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. – В 2023 году услугами перевозок жители области воспользовались 100 млн. раз. Востребованность транспорта налицо. Я согласен с Александром Ведерниковым, что эта тема крайне важна для качества жизни, поэтому акцент на изменение структуры транспортной системы в правительстве определён. Сеть маршрутов в области складывалась в советское время, и большую модернизацию получила в 1990-е годы. В 2015 году был принят федеральный закон №220, который вступил в полную юридическую силу в 2022 году. Это дало возможность полностью изменить подходы для формирования транспортной системы. Сейчас определены 3 направления – совершенствование маршрутной сети, обновление подвижного состава, приоритет движения пассажирского транспорта на дороге. В 2023 году в общем реестре числилось 314 маршрутов, ранее доходило до 367. Сокращения удалось добиться после комплексного анализа маршрутов, эта работа проводилась в рамках формирования новой транспортной модели. На втором этапе предстоит детальная проработка каждого маршрута, для этого в министерстве создан оргкомитет, в который вошли и представители областного парламента. Особое внимание уделяется Иркутской, Братской и Ангарской агломерациям». Весь объём разрабатываемых мер сведён в региональную программу комплексного развития транспортной сети, сообщил министр.
С содокладами выступили мэр Черемховского района Сергей Марач и вице-мэр Иркутска Андрей Южаков. В Черемховском районе работают 13 межмуниципальных маршрутов, которые соединяют 64 населенных пункта, два маршрута – регулируемые. Есть проблема с тем, каким образом обслуживать нерентабельные маршруты, поскольку перевозчики часто отказываются работать, а отсутствие конкуренции не позволяет отказаться от их услуг. Больная тема – обеспечение дорогами нужного качества, рост цен на ГСМ, который влечёт повышение тарифов. Это снижает пассажирский поток, в результате чего маршрут становится нерентабельным. «В 2023 году в Иркутске было перевезено более 25 млн. пассажиров, — рассказал, в свою очередь, вице-мэр Андрей Южаков. — Из них 11 млн. человек – автобусным транспортом». В столице Приангарья 9 садоводческих маршрутов, на которых работают 25 автобусов. 95% пассажиров на таких маршрутах – льготники. «В предыдущие годы было очень много жалоб на работу автобусов. Теперь, благодаря правительству региона и депутатам ЗС, произошли серьёзные изменения – по бюджетному кредиту Иркутск приобрел восемь десятков автобусов, часть их них ушла на садоводческие маршруты. В областном центре стоит проблема большого количества межмуниципальных маршрутов, которые составляют конкуренцию городскому транспорту. Кроме того, на не приносящие прибыли садоводческие маршруты не идут частники. В этом году в Иркутске заработала транспортная карта на 3 вида транспорта – трамвай, троллейбус, автобус, что позволяет говорить о прогрессе», — отметил Южаков.
О ситуации с перевозками в Иркутском районе рассказал заместитель мэра Юрий Витер. В этом районе в летний период в различных садоводствах проживает около 250 тыс. человек. Работают 19 садоводческих маршрутов. Львиная часть дорог, подъездов к садоводствам – в собственности лесного фонда, и муниципалитет не имеет прав выделять средства на их ремонты и поддержание, подчеркнул заместитель мэра. При этом подъезды к садоводствам и некоммерческим товариществам – это 85% дорог района. Необходимо переводить подъездные пути из лесного фонда в муниципальный и увеличивать софинансирование на содержание таких дорог, считает Юрий Витер.
Депутат Дмитрий Ружников отметил, что садоводческие маршруты, судя по всему, никогда не будут рыночными. «Никто из перевозчиков не будет зимой держать транспорт на парковке, и выходить потом на торги, забирая летний период, — сказал парламентарий. – Поэтому встает вопрос комплексной стратегии – мы будем поддерживать эти перевозки за счёт бюджета, или искать другие пути? Например, формировать несадоводческую сеть маршрутов, которая будет затрагивать и садоводства». Максим Лобанов заявил, что переход таких маршрутов к рентабельности будет постепенным, и в долгосрочной перспективе садоводческие маршруты предлагается сделать круглогодичными.
Депутат Антон Малышев поднял вопрос о перевозках жителей Смоленского муниципального образования – на фоне повышения тарифов, в этот муниципалитет ходит только 50% из заявленного перевозчиком транспорта. «По данному вопросу хотелось бы сделать дорожную карту, и закрыть его, потому что мы уже полгода вместе с правительством не можем решить проблему», — сказал Антон Малышев. По словам депутата, дважды уже переносилась встреча правительства, общественности, депутатов с перевозчиком, и повлиять на ситуацию рабочая группа, созданная при правительстве, пока не может. Максим Лобанов заверил, что встреча будет 30 мая.
Парламентарий Валерий Ус отметил, что нужно четко понимать, каков процент износа дорог общего пользования, потому что появление новых автобусов на таких маршрутах грозит быстрым износом транспорта. По словам Максима Лобанова, 95% всей сети дорог региона активно используется, и значительная часть нуждается в улучшении. Депутат Денис Ягодзинский напомнил, что обсуждение стратегического развития транспортной сети должно проходить при согласовании с муниципалитетами. Вопрос подвоза населения в Иркутском районе подняла депутат Галина Кудрявцева. «Мы постоянно обсуждаем проблему с профильным министерством, но пока сдвинуть все с мёртвой точки не можем, — сказала она. – Сейчас серьёзная ситуация в Гороховском, Ревякинском, Никольском муниципалитетах Иркутского района. Можно перечислять и перечислять. Мы должны более конкретно обсуждать вопрос регулируемых маршрутов, поскольку ясно, что они не рентабельны». По мнению депутата, каким-то «сквозным транспортом» проблему с нерентабельными поездками не закроешь, нужны более чёткие и продуманные действия.
Депутат Алексей Распутин отметил, что для целостного понимания проблемы необходимо ввести интегральный показатель, который позволил бы понять, в каком состоянии сегодня межмуниципальные пассажирские перевозки, идёт улучшение или ухудшение состояния. «В области в год совершается 100 млн. поездок. И чем больше у нас поездок, тем лучше организована сеть, включая способы оплаты, и состоянии подвижного состава, — убеждён депутат. — Чем качественнее у нас организация общественного транспорта, тем меньше пробок, лучше состояние дорог». Максим Лобанов поблагодарил парламентариев, сказав, что они задают «максимально верные и правильные вопросы». Сегодня в регионе пассажиропоток довольно стабилен, чего не было после пандемийного спада. А правительством региона разрабатывается вся нормативная база, которая позволит ввести чёткие критерии оценки качества перевозок, заверил Лобанов.
Необходимо серьезно подойти к вопросу сохранения дорог, которые используются в том числе и хозяйствующими субъектами для вывоза своей продукции, считает депутат Владимир Смагин. Правительство ранее уже начинало работу с предприятиями по вопросу их участия в процессе поддержания дорожного полотна в надлежащем виде, однако сейчас тема как-то отошла на задний план, отметил Смагин. Спикер Александр Ведерников попросил правительство к следующему обсуждению подготовить конкретные цифры, как и в каком объёме предприятия возмещают ущерб на основе заключённых с дорожной службой договоров.
Парламентарий Олег Попов предложил решить проблему с единым проездным билетом, отдав вопрос на аутсорсинг технически продвинутым частным компаниям, которые уже успешно реализуют такие проекты в других регионах. По словам и.п. министра цифрового развития и связи Иркутской области Владимира Лойчица, сейчас по этому вопросу создана рабочая группа, которая рассмотрела разные варианты – услуги Сбера, национальной платёжной системы, опыт Санкт-Петербурга, Сахалина. Затраты на проект предполагаются в диапазоне от 32 до 87 млн. рублей. Однако пока решение не принято. Депутаты же считают, что необходимо более оперативно решать эту проблему, поскольку она касается не только транспорта. В частности, неоднократно парламентариями поднимался вопрос о едином социальном портале. «Какие-то правовые возможности мы уже упустили, но есть механизмы, которые позволят решить вопрос сейчас, — убеждён спикер Александр Ведерников. – Даже если потом придется переделывать, нужно делать уже сейчас. Мы запаздываем, потому приходится брать уже готовые решения с опытом внедрения, у других регионов. Нам нужны планы и графики, необходимо понимать, когда у наших людей будет единая карта жителя». Александр Ведерников считает, что жители Иркутской области достойны иметь те услуги, которые давно уже внедрены в других субъектах.
Депутат Александр Вепрев поинтересовался, когда будет окончательно завершена работа по комплексному развитию транспортной системы региона. От этих решений зависит и инвестиционные программы предприятий, к примеру, только перевозка работающих на авиазаводе – это около 10% пассажиропотока областного центра. И предприятия хотели бы знать, когда комплексная программа появится, чтобы формировать и свои планы. Максим Лобанов сообщил, что работа закончена, одобрена экспертным советом при Минтрансе РФ. В частности, по Иркутску-II, где располагается авиазавод, сформирована отдельная модель транспортного планирования.
По мнению спикера ЗС Александра Ведерникова, отсутствие в регионе субсидирования невыгодных для частников маршрутов привело к тому, что часть населённых пунктов осталась с нестабильной, а часто и отсутствующей системой автобусного сообщения. Тогда как в других регионах выделяются средства на регулируемые маршруты, государство помогает муниципалитетам справляться с этой проблемой. «Нужно сегодня построить максимально открытую, честную, хорошо работающую систему, и после будем требовать от перевозчиков соблюдать правила игры», — убеждён Александр Ведерников.