издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Плюсы и минусы муниципальных преобразований

Актуальные вопросы создания в регионе муниципальных округов и финансового обеспечения их функционирования обсудили 16 мая на Форуме депутатов Иркутской области. Председатель Законодательного Собрания Александр Ведерников отметил, что в регионе образовано на сегодняшний день два муниципальных округа – Чунский и Усть-Илимский. Площадку дискуссионной сессии он предложил использовать для того, чтобы помочь муниципальным образованиям определиться с выбором, прояснить дорожную карту, проанализировать плюсы и минусы преобразований.

«Среди регионов СФО больше всего муниципальных округов в Кемеровской области, и мы хотим провести семинар с приглашением соседей, чтобы коллеги рассказали, на какие грабли они наступили, следуя в этом направлении», — сказал спикер. Александр Ведерников рассказал об  идеях стимулирования добровольного согласия на переход в формат муниципального округа. Таким стимулом может стать, к примеру, списание муниципальным округам бюджетной задолженности. Председатель регионального правительства Константин Зайцев подчеркнул в свою очередь, что каждый муниципалитет должен сам сделать выбор с учётом мнения населения. «Мы не собираемся насильно или с помощью «плюшек» подталкивать вас к решению», — заявил он.

Об огромной работе, предшествовавшей созданию первых в регионе муниципальных округов, рассказал председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Виталий Перетолчин. Он отметил взаимодействие правительства региона, управления по региональной политике в части консультаций органов местного самоуправления, оперативное реагирование на возникающие трудности. «Сегодня во всех муниципальных районах эта тема широко обсуждается, — сказал докладчик. — В сентябре в двух муниципальных округах будут уже сформированы органы местного самоуправления. Мы видим, что главы, местные депутаты, население поддерживают преобразования, но у них есть и опасения». Пока остаётся открытым вопрос о том, какой будет структура администрации муниципальных округов в сельских поселениях. Но как бы ни назывались новые подразделения – отделы, комитеты, управления, департаменты, – важно сохранить кадры сельских поселений и зарплату сотрудников. Докладчик предложил закрепить это положение в нормативных актах правительства. По его мнению, следует также учесть большую удалённость населённых пунктов от центра и разработать для органов местного самоуправления рекомендации по управлению структурами новой администрации. Вновь образованным муниципальным округам сейчас предстоит огромная работа по подготовке соответствующих нормативно-правовых актов, поэтому есть смысл разработать типовые документы. Такая работа началась. Главное, что новшество позволит жителям сёл решать гораздо больше вопросов, чем было раньше, до создания муниципальных округов.

Об этом говорил на форуме и Алексей Емелин, осуществляющий полномочия начальника управления губернатора Иркутской области по региональной политике. Сейчас в регионе 433 муниципальных образования, в том числе 340 сельских поселений. В связи с созданием муниципальных округов в Чунском районе прекращают деятельность 11 муниципальных образований, в Усть-Илимском – 7.  Что это даст? «Основная цель преобразований – создание условий для социально-экономического развития территорий», — подчеркнул докладчик. Главный плюс он видит в выстраивании вертикали власти на местах. При объединении в муниципальный округ решение многих насущных проблем для населения упрощается. К примеру, предоставление коммунальных услуг, благоустройство, заготовка дров. Кроме того, в муниципальном округе есть возможность усилить кадровый потенциал в таких важных сферах, как, например, подготовка проектно-сметных документаций, проведение конкурсных процедур. Пока, отметил Емелин, органы местного самоуправления и селяне опасаются, что возникнет проблема отдалённости от власти: ведь Дума поселения прекратит полномочия, до административного центра расстояние увеличится. Но докладчик заверил, что власть будет доступной. Процесс оптимизации управления не должен привести к ухудшению условий для жителей сельских населённых пунктов. По словам Алексея Емелина, сегодня рассматривается несколько вариантов управления и взаимодействия с жителями территории. Возможно, вместо администрации поселения будет создан территориальный орган администрации муниципального округа. Либо начнёт работу многофункциональный центр по принципу одного окна с приёмом документов от жителей. Есть ещё вариант с сельскими старостами, которые обеспечат взаимодействие с органами местного самоуправления. Главное, что все сельские населённые пункты сохранят свой статус, а их жители – льготы (например, сельский тариф по оплате электроэнергии). Важно, чтобы инициатива объединения исходила от населения либо от местных органов власти. В Иркутской области инициаторами первых преобразований выступили Думы муниципальных районов.

2024 год для двух муниципальных округов региона считается переходным периодом: до избрания мэра на выборах 8 сентября, в единый день голосования, действующие главы поселений и Думы продолжат исполнять полномочия. Бюджеты новых муниципальных округов на 2025 год будут утверждены представительными органами первого созыва, их начнут учитывать как единые. Сейчас идёт работа по внесению изменений в порядок установления предельного уровня софинансирования для муниципальных округов. Об экономической эффективности преобразования можно будет говорить не ранее чем через год.

Мэр Чунского районного муниципального образования Николай Хрычов поделился опытом первопроходца:

— Мы первыми прошли этот путь, и тем, кто идёт за нами, в последующем будет проще. Они на нашем примере увидят, нужны или нет эти новшества. Наше решение было  взвешенным. Прежде, чем его принять, мы провели сельские сходы. Они были неформальными. На них пришло более 2,5 тысячи человек. В итоге «за» объединение  проголосовали более 95 процентов участников таких собраний.

Главным плюсом реформы мэр считает появление единого консолидированного бюджета: «У сельских поселений сейчас нет возможности купить технику для содержания дорог, например. А когда мы все объединимся в одну семью, сможем решать равномерно значимые вопросы. Будут созданы общие службы — дорожная, аварийная, единая служба благоустройства». Кроме того, Николай Хрычов уверен в высокой эффективности управления округом. «У нас появится дополнительная возможность участвовать в федеральных субсидиях, в этом вопросе численность населения имеет значение», — сказал он. Первопроходец нисколько не сомневается, что недавно появившийся на карте региона муниципальный округ будет уверенно и крепко стоять на ногах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры