Корабли с иркутскими именами
В Музее истории города Иркутска готовится к изданию уникальная книга о кораблях, которые прославили себя в годы войны
«Иркутск», «Байкал», «Ангара», «Лена», «Бурят» «Иркутский рыбак», «Ленский речник» – судна с такими названиями в годы Великой Отечественной войны ходили по Волге, спасали тысячи людей, доставляя грузы по летней Дороге жизни на Ладоге, участвовали в обороне Сталинграда, обеспечивали горючим и грузами магистраль «Аляска-Сибирь». В Музее истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова готовится к изданию уникальная книга – она рассказывает о кораблях, которые прославили себя в годы войны и носили иркутские имена. Заведующий экспозиционно-выставочным отделом Музея истории города Иркутска Георгий Шутов собрал материалы о 53 суднах, названия которых связаны с нашим краем. Кропотливый труд продолжался больше года.
«Глаза загорелись»
– История появления на свет этой книги достаточно интересна, – рассказывает директор Музея истории Иркутска Сергей Дубровин. – Наш музей много лет занимается восстановлением истории участия иркутян в Сталинградской битве. И как всегда, кажется, что мы уже всё знаем. И героев пофамильно, и какие подвиги они совершили. И ход событий восстановлен. Мы спокойно работали над списками служащих на Волжской военной флотилии, искали имена иркутян. И вдруг вижу – на Волге ходил корабль с названием «Иркутск». Начали мы углубляться в тему, и поняли – это была канонерская лодка. Мы знали, что большинство судов на Волге тогда были гражданскими, но во время войны были переданы Волжской военной флотилии. И тут уникальный момент – мы обнаружили фото канонерской лодки «Иркутск». Конечно, глаза у всех загорелись, я связался с Георгием Шутовым, и сказал: «Интереснейшая тема, давай будем искать». Почему корабль с нашим, иркутским названием ходил по Волге? Георгий Георгиевич начал поднимать материалы, и тут ждала еще одна находка – обнаружился румынский трофейный корабль, который был передан СССР и получил имя «Ангара». По традиции, если кораблям дают название какого-то географического объекта, то он должен символизировать собой мощь, силу, красоту. Потому так далеко от Иркутска и ходили корабли с именами «Лена», «Ангара», в честь могучих сибирских рек. Тогда мы и поняли – канонерская лодка не одна, таких кораблей наверняка много, почти каждый имеет уникальную историю. Надо делать книжку.
– Наш музей уделяет особое внимание теме «Иркутск – город трудовой доблести», – добавляет Георгий Шутов. – Научное обоснование присвоения городу этого почётного наименования проводили наши сотрудники, и собранный материал лёг в основу нескольких книг. Но с их выходом в свет процесс не остановился, к нам поступает всё больше и больше материала. Действительно, мы взялись за Волжскую военную флотилию, узнали про канонерскую лодку «Иркутск», и вышли на множество других кораблей, судов, гражданских и военных. В книгу вошла информация о 53 кораблях и суднах с названиями, связанными с Приангарьем. Вот только краткий список: «Иркутск», «Ангара», «Байкал», «Бурят», «Лена», подводная лодка «Иркутский рыбак», торпедные катера «Речник Ангары» и «Ленский речник», буксир и сухогруз «Иркутск», наливная баржа «Байкал». И тут нас ждали неожиданные находки. Сергей Иннокентьевич уже упоминал про румынскую канонерскую лодку, которая после передачи нашему флоту стала «Ангарой». Но мы теперь знаем и о том, что штабной корабль ВМФ Черноморского флота «Ангара» во время войны был штабным кораблем фашисткой Германии, и в своё время на его борту бывал сам Гитлер.
Необычная судьба у буксира «Иркутск». В 1941 году по заказу итальянской судоходной компании был построен буксирный теплоход «Пьемонт». Во время войны он служил на реке Дунай, доставляя баржи с горючим для германских и венгерских войск. После капитуляции Италии в результате договора с силами союзников, 7 сентября 1943 года судно перешло под контроль германского командования. А в 1944 году теплоход затонул на Дунае, подорвавшись на мине. Впоследствии его подняли, как трофей передали советскому Дунайскому государственному пароходству. И тогда буксир получил название «Иркутск». Существовала и канонерская лодка «Лена», этот корабль в 1944 году был захвачен советскими войсками на территории Польши, в апреле 1945 года после переоборудования и перевооружения в канонерскую лодку получил имя великой сибирской реки.
Как «Беллавенчур» стал русским
Музей истории Иркутска носит имя купца, мецената Александра Михайловича Сибирякова, потому при составлении книги никак нельзя было обойти вниманием суда, названные в его честь.
– Практически всё своё состояние Александр Михайлович вложил в исследование Северного морского пути, развитие судоходства по сибирским рекам, – рассказывает Георгий Шутов. – Драматическая судьба у ледокольного парохода «Александр Сибиряков», который был мобилизован в начале Великой Отечественной войны в состав Северного флота. С 1909 по 1916 год пароход назывался «Беллавенчур», поскольку был заложен по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип», и спущен на воду в 1909 году. Базировался в порту Сент-Джонс в Ньюфаундленде, занимался промыслом тюленей. В 1915 году был куплен Министерством торговли и промышленности Российской империи для зимних рейсов в Беломорье, и в 1916 году получил название «Александр Сибиряков». В 1932 году, под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина и начальника экспедиции академика Отто Юльевича Шмидта, пароход совершил первое в истории сквозное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. Судно было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 году Воронин и Шмидт повторили попытку на «Челюскине», и это судно е до 1933 года носило название «Лена». До начала Великой Отечественной войны, ледокол работал в Арктике как снабженческое судно. В августе 1941 года он вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»), на нём было установлено вооружение, однако не очень мощное. Капитану ледокола А. Качараве было присвоено воинское звание – лейтенант. В июле 1942 года ледокол вместе с пароходами «Г.Седов» и «Сакко» вышел из Архангельска для обслуживания полярных станций. 26 июля суда достигли порта Диксон, ледокол должен был провести суда по сложному восточному участку Северного морского пути, расталкивая лёд. Направляясь к мысу Оловянный в заливе Миддендорфа Карского моря, ледокол был атакован немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер». Силы оказались неравными, флагманский тяжёлый крейсер по вооружению серьёзно превосходил ледокольный пароход. В этом неравном бою ледокольный пароход был потоплен, часть команды взята в плен. В честь членов экипажа были названы острова, а капитан Качарава был награждён в 1945 году орденом Красного знамени. Координаты места гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» объявлены местом боевой славы. А в 1945 году имя «Александр Сибиряков» получил переданный по репарациям из Финляндии ледокол «Яакарху».
Та самая, канонерская
История книги началась с канонерской лодки «Иркутск», и автору удалось достаточно хорошо её восстановить. «Как выяснилось, это бывший речной колёсный пароход, построенный в 1924 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, – рассказывает Георгий Шутов. èèè
– До 1929 года он носил название «Центросоюз», в 1942 году был мобилизован и поставлен в «Красное Сормово» для переоборудования в канонерскую лодку. После этого лодка «Иркутск» вошла в состав Волжской военной флотилии. В 1942-1943 году судно проводило караваны судов по Волге, обеспечивая их безопасность под налётами фашистской авиации. Мы сумели подтвердить это по материалам «Хроники боевых действий Волжской военной флотилии в Великой Отечественной войне Советского Союза» за 1942-1945 годы, и по другим источникам. Так у нас получилось восстановить историю канонерской лодки, которая носила название в честь нашего города Интересна судьба экипажа «Иркутска». В послевоенное время капитаном судна стал Леонид Васильевич Пушкарёв. Перед войной его отец служил матросом на этом колёсном пароходе, и брал с собой сына, когда тот был ещё подростком. В 1941 году при возращении из ледового плена пассажирского парохода «Советская республика» юнга судна Леонид Пушкарёв обморозил себе ноги, однако это не помешало ему после войны стать капитаном бывшей канонерской лодки «Иркутск», отлично показать себя на службе в гражданском мореходстве, получить звание Героя Социалистического труда.
Имя «Иркутский рыбак» носила настоящая подводная лодка типа «Малютка» (М-203). В 1944 году приказом наркома Военно-морского флота ей было присвоено название «Иркутский рыбак». Лодка достраивалась на средства, собранные населением, в том числе иркутскими рыбаками, и вошла в состав Каспийской военной флотилии. Была передислоцирована в Одессу, затем – в Балаклаву, а в 1948 году была передана для обучения экипажей военно-морских сил Народной республике Болгарии. В 1940-х годах на ней готовили болгарские экипажи, хотя числилась она в 85-м отдельном дивизионе подводных лодок Одесской военно-морской базы. «Иркутский рыбак» вернулся в СССР в 1958 году.
Интересная судьба и у сухогруза «Ангара» («Серп и молот»). Плавмастерская участвовала в эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Во время эвакуации «Ангара» попала под вражескую бомбардировку и затонула у острова Гогланд. Ветеран контрразведки «СМЕРШ» и 6 отдела 3 Главного управления КГБ СССР, старший лейтенант в отставке Анна Николаевна Сафронова вспоминала эти события. В тот момент она находилась на плавмастерской «Серп и молот». «8 августа 1941 года мы получили приказ об эвакуации. Упаковали в металлические ящики секретные документы и шифркоды, после чего все сотрудники Особого отдела НКВД флота погрузились в порту на плавмастерскую «Серп и Молот», – рассказывала она. – Отходили под непрерывными бомбёжками. В наш «Серп и Молот» тоже попало несколько бомб, я оказалась в воде, и в числе других была подобрана катером, который высадил нас на остров Гогланд».
В музее на Поклонной горе
Истории некоторых судов, включенных в книгу – это память о героических подвигах наших соотечественников. Некоторые ещё не до конца изучены. Например, судьба «Речника Ангары» сама по себе – целый детектив. Это был торпедный катер с маркировкой ТК-131. Был построен на деньги, которые собрали иркутские речники в помощь фронту. В начале двухтысячных годов катер этого типа был восстановлен по чертежам. Известно, что в «Парке Победы» на Поклонной горе в Москве стоит макет катера ТК-131. На сайте Музея Победы есть история о том, как катер ТК-131 вместе с торпедным катером ТК-141 «Одесский Комсомолец» в 1945 года в боях на Балтике потопили германский эсминец. «Под плотным огнём орудий противника катер ТК-131 «Речник Ангары» лейтенанта Н. Короткевича, прикрывшись дымовой завесой «Одесского Комсомольца» А. Аксёнова, взял повреждённый катер на буксир и начал выводить его из боя, – рассказывается на сайте «Музея Победы». – Однако немецкий сторожевик, переоборудованный из рыболовецкого судна, стреляя из всех орудий, преградил путь советским торпедным катерам. И сразу же с обоих катеров по противнику был открыт огонь из крупнокалиберных пулемётных установок. Вскоре немецкий сторожевик загорелся, а затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь его обломки. Путь к своей базе торпедным катерам был открыт».
– Я нашёл наградные документы капитана катера Никодима Андреевича Короткевича, и там указано, что он командовал другим судном – ТК-145, а поскольку через некоторое время он погиб, и в документах о безвозвратных потерях тоже указан как командир ТК-145, – рассказывает Георгий Шутов. – Но «Музей Победы» в своём рассказе называет именно его командиром того самого «Речника Ангары». Мы дружим с «Музеем Победы», сделали туда запрос, пока ответа не получили. Возможно, судно переименовывалось, возможно лейтенант Короткевич действительно командовал ТК-131, но числился на другой должности… Мы указываем в книге и данные архивов Минобороны, и приводим историю с сайта «Музея Победы», как она есть. Будем исследовать дальше».
Иркутские речники были не единственными, кто собирал средства на постройку кораблей. В начале 1943 года сотрудники Ленского речного пароходства перечислили на строительство эскадры торпедных катеров имени Героя Советского Союза Ильи Кузина 55 тыс. 571 рубль. Красноармейский завод в Киренске перевёл на строительство торпедных катеров 21 тыс. 594 рубля. И один из построенных на эти средства катеров – ТК-195 получил название «Ленский речник». 7 июля 1944 года он вступил в строй Краснознаменного Балтийского флота. В ноябре 1944-го катер принимал участие в Моонзундской десантной операции, Земландской наступательной операции, обеспечивал с другими судами блокаду курляндского плацдарма в 1945. Он потопил два фашистских корабля и один тральщик.
Скромный баркас «Лена»
За спиной сражающихся солдат – всегда идёт, может быть, незаметная, но очень важная работа – обеспечение боеприпасами, продовольствием, горючим. Без этой тяжёлой, отлаженной работы невозможна победа. И судна с иркутскими именами ходили на самых важных военных маршрутах. Гражданский сухогруз «Лена» в годы Великой Отечественной возил пассажиров, грузы в Баренцевом, Белом и Карском морях. В сентябре 1942 года в составе каравана доставил в губу Белушья грузы и персонал для строительства Новоземельской военно-морской базы. Сухогруз «Двина» в своё время был переименован в «Байкал». До 1932 года он работал на Балтике, а потом перешёл на Тихий океан. В 1944 стал «Байкалом», с 9 августа по 3 сентября 1945 года входил в состав действующей армии в качестве транспорта.
– Основное количество судов с «иркутскими» названиями работали, конечно, на благо народного хозяйства, – рассказывает Георгий Шутов. – Экономика была поставлена на военные рельсы, все работали на фронт. В том числе и суда Восточно-Сибирского речного пароходства, и многие другие пароходства Сибири, Севера, Северо-Запада нашей страны. Помимо канонерской лодки «Иркутск», ещё ряд судов с иркутскими именами ходили по Волге. Они входили в состав трёх волжских пароходств во время войны. В пароходстве «Волготанкер» работала наливная баржа «Ангара» 1909 года постройки. Там же – наливная баржа «Байкал» грузоподъёмностью 10 тыс. 400 тонн. А ещё и пароход «Бурят», построенный ни много, ни мало, в 1883 году. Он исправно возил нефть ещё в Великую Отечественную и погиб во время бомбёжки в Шадринском затоне в июле 1942 года.
Маленькое, но легендарное судно работало в Нижне-Волжском речном пароходстве. Это скромный паровой буксир «Лена». Про него рассказывается в книге «Волгари в боях за Сталинград». Буксир работал на волжских переправах в черте Сталинграда в 1942 году. Фашисты взорвали все мосты, и единственный путь снабжения защитников города и эвакуации населения был по Волге на кораблях. До войны в команде баркаса было 16 человек, часть экипажа ушла на фронт. А в те страшные дни капитан с частью команды оказался в командировке. На судне осталось пять человек, а из всей машинной команды – один механик Никифор Петрович Беспутчиков. «Ждать возвращения капитана и остальных членов команды некогда было. Командование баркасом взял на себя помощник капитана Н. И. Зверев, – рассказывается в книге. – Пять суток под непрекращающейся бомбёжкой бессменно несла вахту отважная пятёрка, совершив за это время 60 рейсов и доставив фронту нужные пополнения и боеприпасы». Эта информация подтверждается материалами Министерства обороны РФ, размещёнными на сайте «Память народа» – Зверев с товарищами остались на судне впятером. Он сумел расставить людей, и обеспечить бесперебойные перевозки. Наградные документы на помощника капитана Никиту Осиповича Зверева и механика Никифора Петровича Беспутчикова сохранились. Оба были награждены орденом Красного знамени. Вот выдержка из наградного листа Никифора Беспутчикова: «… Из всей машинной команды на судне остался только один тов. Беспутчиков. Судно вынуждено было остановиться. Тов. Беспутчиков один в течение трёх дней бессменно нёс вахту, работая на всех машинах и механизмах, сделал за это время 60 непрерывных рейсов в условиях бомбёжки… Судно за эти три дня доставило фронту десятки танков, автомашин, много боеприпасов и большое количество войск для обороны Сталинграда». Как видно, в книге сказано о пяти днях и 60 рейсах, а в наградных документах сказано, что 60 рейсов было совершено за три дня.
Оборона Ленинграда
Корабли с иркутскими именами участвовали в обеспечении летней Дороги жизни в осаждённом Ленинграде . Четыре судна Северо-Западного речного пароходства, действовавшие во время Великой Отечественной войны, назывались «Ангара», «Байкал», «Иркутск» и «Лена». Большого объёма информации о них нет, но с учётом того, что все гражданские суда Северо-Западного речного пароходства, а именно 114 судов и 391 баржа были переданы летом 1941-го на судоремонтные предприятия Кронштадта, Шлиссельбурга и Новой Ладоги, эти суда участвовали в спасении ленинградцев. Все они прошли через Дорогу жизни на Ладоге. В сентябре 1941 года все суда Северо-Западного пароходства работали во фронтовых условиях в составе Ладожской военной флотилии. Они доставляли в Ленинград продукты, боеприпасы, снаряжение, военную технику, эвакуировали людей и ценное промышленное оборудование. Эта работа требовала подлинного мужества от речников. «У нас в книге есть фото – последние дни навигации на Ладоге, 19 ноября 1941 года, озеро уже покрывается льдом, а речники все ведут и ведут баржи, – рассказывает Георгий Шутов. – В январе 1942 года возникла уникальная ситуация, когда по льду начала работать первая зимняя Дорога жизни, в это же время работали и буксиры. С 20 декабря 1942 по 7 января 1943 года были открыты и зимняя, и летняя Дорога жизни». Под непрерывными бомбёжками, при огромном личном напряжении личного состава флотилия в 1942-1943 годах перевезла через озёра из тыла страны в Ленинград и обратно 1 млн. 300 тыс. тонн продовольствия, боезапаса, оборудования фабрик и заводов, эвакуировало раненых и население, доставляла пополнение для Ленинградского фронта (1 млн. 33 тыс. 660 человек). Были перевезены 137 паровозов и 4,5 тыс. вагонов.
Сибирские пароходства
Если говорить о сибирских пароходствах, то их помощь фронту была неоценима – они обеспечивали поставки оружия, техники, продовольствия. «При подготовке книги мы много работали со статистическими журналами Восточно-Сибирского речного пароходства за 1941-1945 годы, переданными пароходством в музей, – рассказывает Георгий Шутов. – В нашем распоряжении были статистические данные по Ангаре, Байкалу, Баргузину, Селенге, данные о пассажирских перевозках, доставках грузов по различным портам. В войну действовала магистраль «Аляска-Сибирь», которая проходила по северу Иркутской области. Речники Восточно-Сибирского речного пароходства осуществляли снабжение этой магистрали. На Ангаре существовал порт Заярск. Мы должны понимать, что в военные годы города Братска ещё не было, а существовало небольшое село. Порт Заярск же в какой-то момент даже стал районным центром, поскольку это был важный пункт, куда доставлялись грузы на север: бензин, продовольствие. Всё это нужно было для снабжения Алсиба. Через Заярск снабжались все золотодобывающие предприятия Иркутской области и Якутии. Мы нашли постановление Госкомитета обороны от 9 октября 1941 года №739 об организации и оборудовании воздушной линии Красноярск – Уэллен. Это как раз участок Алсиба, с этого постановления, подписанного Сталиным, началась организация воздушного моста Аляска-Сибирь, по которому перегоняли американские самолёты, поставляемые по ленд-лизу. В соответствии с этим постановлением народный комиссариат речного флота СССР был обязан перевезти по Ангаре и Лене 2 тыс. тонн авиабензина и 160 тонн авиамасла. Иркутский облисполком обязали организовать для главного управления военно-воздушного флота автотранспорт для переброски вперёд до 1 марта 1942 года бензина и авиамасла по трактам в Заярск и Усть-Кут».
В Восточно-Сибирском пароходстве работали баржи и самоходные наливные судна «Ангара» и «Лена» и наш знаменитый ледокол «Ангара». Летом 1941 года ледокол должен был получить капитальный ремонт, но война изменила планы, «Ангара» взяла на себя повышенные обязательства, и стала водить вместо двух, по четыре-пять барж. В октябре 1941 года экипаж «Ангары» первым в бассейне рапортовал о выполнении навигационного плана. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Василием Петровичем Кубасовым, делала всё возможное и невозможное, чтобы изношенная техника не подвела. «Сорок лет «Ангара» ходила без ремонта, и ещё походит», – говорил Кубасов. Легендарный капитан «Ангары», который командовал ледоколом с 1942 по 1952 год – Георгий Васильевич Лазо. Каждый рейс ледокол перевозил 250 тонн груза, трюмы в основном загружали омулями. «Ангарой» перевозили в войну и Очаковский рыбоконсервный завод. На капитальный ремонт ледокол «Ангара» ушёл только в 1949 году.
Суда Енисейского речного пароходства с началом войны работали на нужды фронта на Енисее и в Карском море. К 1942 году Норильский комбинат остался единственным в СССР, выпускавшим никель. Енисейские речники работали в интересах этого комбината. Никель – это важная составляющая брони. Благодаря действиям енисейских речников была сорвана в 1942 году операция «Вундерланд» в Карском море. В 1943 году на внутренних арктических коммуникациях было перевезено 548 тыс. тонн военных грузов, 266 тыс. человек военных и гражданского населения. И это несмотря на то, что подводный флот Германии пытался заткнуть Енисей «минной пробкой». Это был наибольший годовой показатель за время войны. В навигацию 1942 года с Енисея на Обь были переведены три парохода, винтовой газоходный катер через заброшенный Обь-Енисейский канал, который в свое время строил Александр Сибиряков. Экспедиция проходила под грифом «совершенно секретно» под руководством НКВД СССР. Цель – разведка резервного пути для переброски продукции Норильского комбината на заводы Урала и Сибири.
Память об Александре Сибирякове
В составе Енисейского речного пароходства работали паровой туер и паровой буксир с одним и тем же названием – «Ангара». Паровой буксир «Ангара» участвовал в нескольких экспедициях в Карском море. Караваны с хлебом, лесом шли с Енисея, Оби через Карское море в Европу, обратно загружались технологическим, промышленным оборудованием. Буксир работал в Карском море до середины 1960-х годов, перевернулся и затонул он в 1965 году. Паровой туер «Ангара» был построен в 1887 году Александром Сибиряковым, сначала носил имя «Святой Иннокентий», потом «Бурлак», а затем – «Ангара». Такой тип судна способен преодолевать сложные речные участки, где есть пороги и сильное течение, буксируя суда. На Енисее туер работал с 1903 до 1962 года, и работал отлично, исправно. Он заступил на службу в 1903 году на самом трудном участке реки Енисей – Казачинском пороге. И более полувека служил людям. Разрезали его только в 1969 году.
Судна с иркутскими именами ходили в зоне Иртышского бассейнового водного управления. В 1941-1942 годах только в Омскую область было эвакуировано более сотни промышленных предприятий. Регион выпускал танки, самолёты, моторы для фронтовой авиации, валеную обувь, покрышки для тыла и фронта, поставлялись на фронт хлеб, мясо, молоко, овощи.
К началу войны протяженность путей Ленского управления речного пароходства составляла 5 тыс. 640 км. По этой водной трассе перевозили бензин, масло для нужд Алсиба, товары, оборудование для золотодобытчиков. Ленские речники доставляли снабжение для Северного морского пути. К январю 1941 года здесь работало свыше 180 теплоходов и пароходов, 430 барж. Большой толчок к развитию дали поставки по ленд-лизу, а в годы Великой Отечественной Северный морской путь был артерией, по которому шли караваны с востока страны и обратно. С 1942 год на восточный район Севморпути легла главная тяжесть арктических перевозок, проходило снабжение всего северо-востока необходимыми товарами. Работали в Ленском речном пароходстве лихтер «Ленский первый», первое судно в своем классе, сухогруз «Лена».
Был среди них и легендарный парусный пароход «Лена», владельцем которого когда-то являлся Александр Сибиряков. С этим судном связана уникальная история. Александр Михайлович снарядил первую свою экспедицию в Северный ледовитый океан на двух шхунах – «Вега» и «Лена». Это знаменитая экспедиция 1878–1880 годов, которую возглавил Адольф Эрик Норденшёльд. «Веге» впервые удалось пройти весь Северный морской путь, судоходный маршрут между Азией и Европой через Северный ледовитый океан. «Лена» же ушла вверх по реке в Якутск, выполняла задачу разведки угля на Алдане. Позже Сибиряков продал «Лену» золотопромышленнику Шмотину. Пароход переходил из рук в руки, пока не оказался у иркутской купчихи Анны Громовой. На «Лене» в 1902 году отправилась экспедиция по спасению барона Толля, гидрохимиком и картографом экспедиции, как известно, был Александр Колчак.
– О судах, прославивших и наш край, можно рассказывать часами. По некоторым судам практически нет информации, только дата постройки и буквально две-три строчки в реестре. Мы постарались собрать и эту, пусть и весьма скудную, информацию в книге. – говорит Георгий Шутов. – Рассказы о кораблях у нас ещё и дополнены и списком Героев Советского Союза, которые так или иначе были связаны с речным флотом нашего региона. Думаю, что книга будет интересна широкому кругу читателей, и станет достойной частью проекта по увековечиванию памяти о трудовой доблести города Иркутска.