Прикосновение к истинному искусству
В Иркутской центральной городской библиотеке им. А.В. Потаниной открылась выставка репродукций картин Николая Рериха "Мир через Культуру. Актуальность Пакта Рериха в настоящее время". Выставка организована Рериховским культурным творческим объединением и Иркутским региональным отделением Международной лиги защиты культуры.
Открывая выставку, заведующая библиотекой Людмила Тараканова и представители Иркутского рериховского объединения Евгения Гильманшина и Евгения Анкилова рассказали об истории возникновения Пакта Рериха и его актуальности в наше время.
89 лет назад, 15 апреля 1935 года в Вашингтоне представителями двух десятков государств был подписан Пакт Рериха — документ, с которого началась официальная охрана культурных ценностей. Впервые идея о том, что памятники истории и культуры необходимо защищать, возникла у Николая Константиновича Рериха – художника, философа, общественного деятеля — в начале XX века. В 1929 году Рерих обратился к правительствам разных стран с проектом международного договора. Документ представлял собой сборник правил, которые необходимо соблюдать всему мировому сообществу, чтобы защитить культуру человечества от разрушения. В памяти у всех ещё были живы воспоминания о невосполнимых утратах памятников культуры в Первую мировую войну.
Пакт Рериха был поддержан Альбертом Эйнштейном, Бернардом Шоу, Гербертом Уэллсом, Томасом Манном, Рабиндранатом Тагором и многими другими выдающимися представителями искусства и науки. Для его распространения были созданы специальные комитеты.
К сожалению, даже подписанный Пакт Рериха не смог предотвратить культурную катастрофу Второй Мировой войны. Но его идеи в настоящее время живы во многих правовых документах в области культурного наследия различных государств и в Гаагской конвенции ЮНЕСКО 1954 года. По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.
Николай Рерих писал: «Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, прежде всего, заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных… Если Красный Крест печётся о телесно раненных и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье».
Знамя мира, знамя культуры, которое предложил Николай Константинович, представляет собой три красных круга, опоясанных красным кольцом на белом фоне. Он изобразил его на многих своих картинах: Мадонна Орифламма, Мадонна Защитница, София Премудрость и других. Этот символ имеет много значений: прошлое, настоящее и будущее в круге вечности; наука, искусство и религия в круге культуры…
Евгения Анкилова и Евгения Гильманшина провели для гостей экскурсию по выставке. Иркутяне узнали об истории создания картин, о технике темперной живописи, в которой написано большинство картин Николая Константиновича, о Центрально-Азиатской экспедиции, предпринятой профессором Рерихом в 1923-1928 годах, во время которой он написал около 500 полотен.
Выставка продлится до начала июня.