Украл и раскаялся
Каждое третье преступление в России связано с кражей
Ни один вор не считает кражу постыдным делом. Устойчивость его корыстных побуждений такова, что это становится уже образом жизни, а сам вор при удачных криминальных ходках начинает чувствовать себя суперменом. По данным Генеральной прокуратуры России, в прошлом году каждое третье преступление в стране было связано с кражей. Вот несколько воровских сюжетов, послуживших основой для уголовных дел, которые рассматривались в Свердловском районном суде Иркутска.
Золотая ты моя
В научных трудах, где рисуют психологический портрет вора, его называют охотником. Но в практике судов есть немало уголовных дел, когда человеку с загребущими руками совсем не требуется выходить на охоту. Нажива предоставляется ему вместе с комфортным бонусом: застольем в доме потерпевшего. Тот, кто ищет собутыльников, нередко сам приглашает в дом малознакомых, а то и вовсе незнакомых людей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Именно по этой причине лишилась своих золотых украшений и двух сотовых телефонов недальновидная хозяйка квартиры на улице маршала Конева в Иркутске, которая пригласила к себе «на чай» малознакомого ей мужчину – Владислава Сочнева (здесь и далее фамилии изменены). О его прошлой жизни она ничего не знала, а он отбывал наказание за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и кражу. В тот февральский вечер они, разумеется, вели беседы не под чай. В какой-то момент на полном доверии к собутыльнику женщина объявила, что немного поспит и оставила Сочнева наедине с собственным добром. Гость огляделся и увидел в вазе золотые украшения: две массивные цепочки, подвеску, серьги, кольцо. Драгоценности на сумму без малого 48 тысяч рублей тут же перекочевали ему в карман, как и два сотовых телефона, лежавших на самом виду. С этими вещами он скрылся. Но вскоре был задержан и предстал перед судом. Здесь и поведал об одной интересной своей особенности: если увидит золото, у него «сносит крышу». По приговору подсудимый получил 2 года лишения свободы в колонии строгого режима. При рецидиве преступлений более мягкое наказание ему не светило.
Заселяйтесь, будьте, как дома
Примерно так приветствовала арендаторов хозяйка квартиры в микрорайоне Юбилейном. Показала технику: телевизор, холодильник, микроволновую печь. Её ошибка состояла в том, что о временных жильцах она почти ничего не знала, пускала их к себе без договора. Между тем, Наталья Тюнина, которая заселилась в её квартиру, уже имела богатую уголовную биографию, где помимо обычных краж был и грабёж – открытое хищение чужого имущества. Первым делом Тюнина утащила из арендованной квартиры телевизор стоимостью свыше 14 тысяч рублей. Через два дня её добычей стала микроволновая печь за 4 тысячи. А потом настала очередь и холодильника стоимостью свыше 20 тысяч рублей. Его она спускала на лифте вместе со своим собутыльником Юрием Калгановым. Ворованное тут же сдавалось в скупку, на вырученные деньги покупались спиртное и продукты.
Эта пара и стала фигурантами уголовного дела. Оба сильно не хотели садиться за решётку, поэтому в суде раскаялись, попросили извинения у хозяйки квартиры и даже успели частично компенсировать нанесённый ей урон. При вынесении приговора было учтено, что Тюнина растит малолетнего ребёнка. В итоге она получила два года лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. А её напарнику присудили 200 часов обязательных работ.
Квалификация – домушник
Домушника никто не назовёт воришкой. Статус не тот. Михаил Сушкин, уже не раз сидевший за воровство, никого не посвящал в свои планы и считал себя волком-одиночкой. На дело в микрорайоне Юбилейный он обычно выходил в послеобеденное время. Никакого особого приёма по вскрытию замков у него не было, в ход шла незамысловатая отмычка в виде плоской прямоугольной пластины, которой он научился виртуозно пользоваться. И вот очередная входная дверь открылась. В чужом жилище вору даже не пришлось копаться в белье и книгах. Домушник сразу наткнулся на шкатулку с драгоценностями. Золотые и серебряные изделия – серьги, цепочка, кольца и подвески с бриллиантами, наручные часы – тут же перекочевали ему в карман. Общая сумма похищенного составила около 220 тысяч рублей.
Через несколько дней воодушевлённый такой удачей Сушкин вскрыл другую квартиру и снова не прогадал. На этот раз добыча потребовала объёмной сумки. В неё он запихнул две норковые шубы (одна со вставками из соболя), вязаную косынку со стразами и мехом норки, жилет из песца, норковую шапку. Попутно захватил золотые серьги и…телевизор. Сумма похищенного потянула на 310 тысяч рублей. Особенностью домушника было то, что он работал с молниеносной скоростью. В первом случае в квартире была установлена сигнализация. Когда на пульте дежурного прозвучал сигнал тревоги, сотрудникам потребовалось всего несколько минут, чтобы оказаться на месте происшествия. И всё равно они не успели схватить вора за руку. Двери в квартиру были открыты, нанесённый урон зафиксировала вызванная хозяйка.
В задержании Сушкина сыграли роль записи с камер видеонаблюдения. Он раскаялся, активно помогал в расследовании преступлений и розыске похищенного имущества, что позволило возвратить часть вещей их владельцам. В качестве смягчающего обстоятельства послужил факт, что у вора – правда, на стороне – растёт малолетний ребёнок. Но рецидив преступлений всегда влечёт более строгий подход к наказанию. Ближайшие три года охотник за чужим добром проведёт в колонии особого режима – практически в тюрьме.
Ещё одно уголовное дело о краже квартирного имущества группой лиц по предварительному сговору. Нашёлся воровской глаз, который отметил, что у соседей уже несколько дней не зажигается свет. Криминальный план на скорую руку компания из трёх человек обсудила за столом, когда как раз кончалось спиртное. Идея обокрасть соседку пришла в голову Юлии Сёминой. Сожитель Денис Мухин её поддержал, как и третий собутыльник, Анатолий Чиков. Так как выставить раму из окна на первом этаже им не удалось, разбили стекло камнем. Добро из квартиры пенсионерки тащили в три захода: телевизор, швейную машинку, мультиварку, беговую дорожку, часы, сушилку для белья, посуду, журнальный столик, утюг и даже сиденье для душа – на общую сумму около 77 тысяч рублей. По горячим следам все трое были задержаны, хотя успели с невиданной скоростью несколько вещей сдать в скупку. Условный срок получила лишь не судимая до этого Сёмина. У её сожителя Мухина, наркомана и алкоголика, уже были за плечами судимости, как, впрочем, и у Чикова. По приговору Свердловского районного суда Иркутска Мухин проведёт в колонии общего режима три года, у Чикова на общем режиме срок составил 3 года 6 месяцев.
Как показывает криминальная практика, залезая в чужую квартиру, вор всегда рискует застать в ней ненужного свидетеля. И тогда тайное хищение сразу становится грабежом, да ещё нередко с применением насилия. А это уже не статья 158 УК РФ, а более строгая – 161-я. Именно под эту статью Уголовного кодекса угодил отец двоих детей, монтажник по профессии Иван Белых, который ранним утром решил залезть через открытое окно в чужую квартиру на улице 4-я Железнодорожная. Как сам утверждал: «спьяна». Увидев на кровати пожилую женщину, пьяный воришка зачем-то надел её шапку и спрятался под кухонным столом. Это выглядело курьёзно, но каково было бабушке обнаружить такую картину? Белых потребовал с хозяйки квартиры деньги. Та вынула из косметички 500 рублей и тут же кинулась к порогу позвать кого-нибудь на помощь. Пришелец не позволил ей это сделать и опрокинул женщину на пол. Из той же косметички забрал остальные 8 тысяч и покинул жилище. Назначая наказание, суд учёл, что Белых уже привлекался к уголовной ответственности за кражу и езду в пьяном виде, но выводов для себя никаких не сделал. Нанесённый насмерть перепуганной женщине ущерб он погасил до приговора, после чего отправился на два с половиной года в колонию общего режима.
Самому молодому из воров, о которых здесь шла речь, исполнилось двадцать лет. Самому «пожилому» — сорок. Все пьющие, за малым исключением никто официально не работает. Их дети растут без отцов. Но в толпе эти типы – обычные прохожие, даже прилично одетые. И слово «вор» у них на лбу не написано.