Охлопковская рекордсменка Зоя Соловьёва
27 марта – Всемирный день театра
Многие, конечно, помнят одиозного «тренера» самодеятельного драмкружка из комедии «Берегись автомобиля» в исполнении непревзойдённого Евгения Евстигнеева, который уверял нас, «… насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы днём, понимаете, работала у шлифовального станка». Кто ближе знает актёрский цех, кто наблюдал этот подвижнический труд в формате «двадцать четыре на семь», тот понимает: никакие станки и галеры, никакие табачные плантации не сравнятся с ремеслом лицедея.
В Иркутском академическом драматическом театре им. Н.П. Охлопкова на традиционном собрании под Новый год оглашаются наработанные «трудодни». В 2023 году, например, охлопковцы подарили землякам дюжину премьерных постановок, сыграли 452 спектакля, на которые пришли 158 тысяч зрителей. Гордо звучат имена персональных рекордсменов. По итогам 2023 года, третью ступеньку в сценическом соревновании поделили Алёна Бочкарёва и Иван Алексеев, отработавшие по 199 спектаклей. Второе место вырвал у конкурентов буквально «одной левой» Николай Стрельченко. С угрожающей травмой связок он умудрился сыграть 201 спектакль. Зрители даже видели его в «Двенадцати стульях» с медицинской перевязью на правой руке. «Безумству храбрых поём мы славу!». Пальма первенства в показателях «намолота» по праву принадлежит на сегодня Зое Соловьёвой. С отрывом от соперников по сцене в добрую полусотню «очков» она отбарабанила на охлопковских подмостках 251 спектакль! Напоминаем, что календарь содержит только 365 дней, из которых в минувшем году рабочими были официально квалифицированы 247. Замечательная артистка, выпускница легендарной «Щуки», самая голосистая в богато одарённой охлопковской семье, Зоя Соловьёва не уложилась в этот внушительный лимит. Подчёркиваем, что в рекорд вошли только выходы актрисы на зрителя. А сколько неучтённых, закулисных упражнений и практик, сколько пахоты в репетиционном зале и вокальной студии, сколько творческих поисков на территории бессонницы? И не сосчитать.
Свой путь на сцене старейшего театра региона Зоя отсчитывает с 2010 года. Тогда абитуриентка из села Олонки Боханского района поступила учиться на целевой охлопковский спецнабор в столичный Театральный институт им. Бориса Щукина. Ребят почти сразу начали вводить в постановки. К моменту получения выстраданного диплома из четырнадцати принятых на учёбу студентов к финишу пришли только девять. Сегодня в труппе Иркутского академического служит «великолепная шестёрка» щукинцев. Среди них – наша героиня. В послужном списке Зои около шестидесяти постановок, а ролей – и того больше. Раза в полтора, если учесть все образы в спектаклях-концертах, где «охлопковская соловушка» неизменно выступает одним из главных украшений. Для наглядности можно вспомнить сумасшедшую версию «Елизаветы Бам» Даниила Хармса, где артистка воплотила сразу шесть персонажей, таких, как Скрипка, Барабан, Гитара и Сирена плюс ещё две символические Головы. Или привести в пример «Двенадцать стульев», где, кроме культового образа мадам Грицацуевой, Зоя Соловьёва успевает перевоплотиться в беспризорницу и старуху из богадельни, торговку и барышню на балу, а также в подружку Эллочки Людоедки. Какая смена масок, какое жонглирование разноплановыми амплуа, какая скорость переключения регистров! И сколько энергии. Где кроется её могучий источник?
— В какой-то момент, самой не верится, я хотела было бросить учёбу, — признаётся «многостаночница». – На третьем курсе. Вымоталась просто. Интенсив занятий у нас был колоссальный. Это формально только мы числились заочниками. Учились на два города, практически без каникул. С девяти утра до трёх часов — лекции: история, теория театра, французский язык. Потом до бесконечности — мастерство. С нами занимались Наталия Васильевна Королёва, Александр Анатольевич Булдаков, Геннадий Викторович Шапошников. Московские профессора начитывали нам дисциплины по скайпу. Мы летали в столицу, там тоже были лектории, потом экзамены сдавали. Учёба была почти круглосуточная. Мы не знали студенческой бесшабашности. Мои олонские подружки из других учебных заведений бегали по ночным клубам, куролесили. Они перестали мне звонить. Ты, мол, всё равно не берешь трубку, всё время занята. Нас рано стали вводить в спектакли, конечно, на самые скромные роли, в массовку. Но вот на четвёртом курсе пошли работы уже серьёзные. И тут я поняла, что вытянула счастливый билет в путешествие на всю жизнь. Путешествие в удивительный мир театра, бескрайний, безгранично богатый, всегда новый. Спасибо маме, что привела меня сюда, угадала, где моё призвание!
Мама Анна Степановна — сама творческий человек. Шила чудесные платья олонским девчонкам на выпускные вечера, в трудные девяностые пекла парадные торты на заказ, свадебные — с лебедями, необыкновенной красоты. Уже много лет заведует сельской столовой. Всю жизнь, можно сказать, солирует в народном хоре «Ангара». Самую младшую дочку Зою брала с собой на репетиции. Там девчушка и пристрастилась к пению, прорезался настоящий большой талант. Зоя стала яркой звёздочкой в сельском фольклорном коллективе «Веселушки» под руководством Ольги Казачковой, который выступал на всех массовых гуляниях в районе, на Сурхарбане. Активно участвовала она и в творческой жизни школы, входила в команду КВН, девятиклассницей заняла второе место в конкурсе «Мисс Боханского района». И в деревне, и в семье понимали безусловно — растёт артистка. На отборочный кастинг в «охлопковскую Щуку» после одиннадцатого класса она опоздала. Выручил дополнительный добор. Во время творческих искусов в комнату экзаменаторов вошёл красавец с усами, стал расспрашивать бойкую претендентку.
— Деревенская, говоришь? А баня-то есть у вас?
У Зойки, знамо дело, баня была в почёте, она и в гости не растерялась пригласить, пообещала лёгкого пару. И песню спела, звонко, красочно, с огоньком:
Так в Сибири повелось
Каждую субботу:
Любят париться в мороз
До седьмого пота.
Будем париться, париться,
Чтобы не состариться.
Из парной — да в снег!
Банька сибирская — лучше всех!
Впечатление произвела на всех, а пуще всех — на усатого. Это оказался, читатель уже догадывается, директор театра Анатолий Андреевич Стрельцов. Так начался для олонской девчурки путь на большую сцену, в большую театральную жизнь.
Сегодня Зоя Соловьёва — опытная и яркая актриса, неутомимая и безотказная, всегда отзывчивая на любой креатив. Она не делит свои роли на большие и маленькие.
— Все роли люблю, — признаётся моя собеседница. — Раз меня назначили, мне доверили — я выложусь по полной, чтобы это сыграть. Практически каждый день занята, у меня весь репертуар отмечен маркёром, а я и рада.
Зоя держит себя в завидной спортивной форме. Любит командные игры, зимой часто катается на коньках, летом — на велосипеде. Много внимания уделяет развитию своих вокальных данных, берёт индивидуальные уроки у серьёзных педагогов в дополнение к обязательным певческим занятиям в театре. Каждый её выход в спектаклях-концертах публика встречает с восторгом. В драматических постановках она тоже часто поёт. Замечательный голос — не единственный козырь в её арсенале. Зрители ценят в своей любимице яркую характерную актрису, всегда органичную, искреннюю, которой безоговорочно веришь. Веришь её забавной Одри из эксцентричного ситкома «Примадонны» и бойкой Варваре из «Грозы» Островского, глубоко сопереживаешь Поле-пьянчужке из абрамовского «Дома», и всей душой одобряешь прямолинейную, остроумную Дорину из мольеровского «Тартюфа». Её не забыть в пластически невероятной роли ведьмы в «Макбете», в откровенно карикатурном образе Юлиньки из «Доходного места». Недавно она дебютировала в роли Кормилицы в постановке «Ромео и Джульетта», где прежде была одним из домочадцев Монтекки, и сразу завоевала симпатии зала. Вообще, появление Зои на сцене всегда вызывает у зрителя тёплые позитивные чувства, на неё отрадно смотреть, ею хочется любоваться.
Дома, в родной деревне, в большой и дружной семье, ею гордятся, с волнением и радостью ждут после закрытия театрального сезона. Когда приезжает — вся родня собирается на «встретины», человек до двадцати, а то и больше. Тут, конечно, и радушное угощение, и сердечные объятия, и долгие вечорки с задушевными песнями. У девушки много сестёр, братьев, родных и всячески-юродных, уйма племянников. Всех она объединила в виртуальную группу, чтобы никто не терялся из поля зрения, завела обычай делать фотоотчёты о семейных посиделках: кто был, чем хвастал, о чём шутили, у кого какие новости в биографии. А ещё Зоя составила и продолжает развивать родовое древо, думает записать цикл семейных преданий.
Полны, содержательны, чудесны плодотворные дни охлопковской чемпионки. А иначе и быть не могло. Ведь само имя Зоя на эолийском диалекте древних греков значит «жизнь». Жизнь, посвящённая театру. А значит, впереди ещё много новых ролей, успешных спектаклей и бурных аплодисментов.