Сцена имени Наталии Королёвой
родилась на театральной карте отечества
На прошлой неделе в Иркутске тихо, без пафоса и фанфар, совершилось событие, по большому счёту, сенсационное. Камерная сцена Иркутского академического драматического театра им. Н. Охлопкова получила новое имя. Ей присвоено имя выдающейся актрисы, народной артистки России, лауреата Российской национальной премии «Золотая маска», Почётного гражданина Иркутской области, театрального педагога, наставника специального Щукинского курса охлопковцев Наталии Королёвой. Так приказом Министерства культуры Иркутской области в ответ на инициативу коллектива театра увековечена память мастера, чья славная биография внезапно оборвалась 3 октября минувшего года.
Под сенью новой вывески над входом задерживали шаг пешеходы, вчитывались, чуть медлили на приветливом круглом крылечке, прежде чем вернуться в суету обывательской круговерти. Большая часть этих внимательных иркутян – театралы, и для них имя Наталии Васильевны значимо и драгоценно. Яркая актриса универсального дарования Наталия Королёва навсегда вписана в золотую летопись театрального Иркутска, куда волею судеб приехала в 1983 году, будучи уже состоявшейся в профессии, завоевав зрительские сердца в театрах Свердловска, Новочеркасска, Архангельска. Наш город стал для неё домом, Охлопковский тетар – храмом, местом свершений и небывалого расцвета, успеха, признания и заслуженного творческого счастья. За сорок лет служения иркутской Мельпомене она сыграла здесь блестящую плеяду незабываемых ролей. Самыми яркими из которых стали образы старухи Анны и старухи Дарьи из распутинских шедевров «Последний срок» и «Прощание с Матёрой», именно тихим и сокровенным голосом Наталии Васильевны в последние годы говорил с нами великий русский писатель, наш земляк и властитель дум. Роль Анны в исполнении Наталии Королёвой сам автор считал идеальным воплощением своей материнской темы, своего духовного завещания.
Но были в многогранной актёрской копилке Наталии Васильевны и характеры острые, темпераментные, игривые, бойкие, даже причудливые. Были надломленные и бесповоротно трагические, гротесковые и пронизанные невероятной жизненной правдой. Таланту артистки были подвластны самые разные краски, интонации и регистры воздействия на зрителя. Именно на Камерной сцене во всей полноте раскрылись тончайшие грани её дарования, её мастерское владение полутонами, её безусловная подлинность, трепетный лиризм и красноречивая ирония. Здесь сыграны Хороших в драме Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» — и роковая Иокаста в «Эдипе-царе» Софокла, блистательная Эстер в «Священных чудовищах» Жана Кокто — и забавная Ева в притче Алексея Василевского «Веселись, негритянка!». Этот безумный, живой спектакль, кстати, был одним из первых, полюбившихся публике на едва успевшей открыться малой сценической площадке драмтеатра после капитальной реконструкции 2000 года. Здесь состоялась в 2019 и последняя в обойме актрисы премьера – «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, которую ещё играть бы и играть…
Судьба распорядилась по-своему. Для любимицы публики на пике карьеры, на творческом взлёте прозвучали прощальные аплодисменты. Но каждый раз, приходя на спектакли Камерной сцены, мы будем вспоминать несравненную приму, большого виртуоза Наталию Васильевну Королёву, умевшую вызвать у нас и жизнь, и слёзы, и любовь.
Подобных прецедентов немного. Именные сцены и театры впору считать по пальцам, не только в России, но и в мировой практике. Есть Камерная сцена Большого театра имени Бориса Покровского. Есть Музыкальный театр имени Фёдора Шаляпина в Санкт-Петербурге. В Омском государственном академическом театре драмы Камерная сцена носит имя народной артистки РСФСР Татьяны Ожиговой. Теперь вот и в театральном Иркутске есть артистическая площадка с освящённым любовью и пиететом гением места.
— Есть понятие легенды, — рассуждает коллега и партнёр Королёвой заслуженный артист России Яков Воронов. – Она из разряда легенд. Всегда безупречная на подмостках, в каком бы амплуа не приходилось выступать. Всегда требовательная, прежде всего, к себе, а затем – и к товарищам. С высочайшей планкой отношения к любимому делу. Я играл с ней первую версию «Поминальной молитвы». Как-то ей стало плохо во время спектакля – и я на руках принёс её в гримёрку. Был потрясён, и не я один, но ту постановку Наталия Васильевна доиграла. Это святое для настоящего мастера – доиграть спектакль, не подвести зрителя. Полностью погружённая в профессию, она и в педагогике была настоящим мэтром. Ей было что сказать, чем поделиться. Как надо служить нашему ремеслу «по чесноку».
— С уходом Наталии Васильевны изменилась внутренняя атмосфера в театре, появилось и не уходит ощущение невосполнимой пустоты, — делится заслуженный артист России Степан Догадин. – Мы потеряли целую россыпь важных спектаклей, где нашу приму, увы, заменить нельзя. Мы все потеряли близкого человека. Я играл с ней несколько «семейных» историй, учился у неё, равнялся на неё. Дело своё любила безгранично. Играла самозабвенно, со вкусом, с наслаждением. В последнее время не торопилась на поклоне. «Дай ещё постоять, — говорила в финале «Последнего срока», — ещё послушать аплодисменты»… Помню, как в «Волках и овцах» мы все подбирались, притихали перед ней – Мурзавецкой, готовясь к выходу. Перед её авторитетом, перед её мастерством. Будем помнить. И стараться не уронить честь нашего партнёрства.
— Мы примерно в одно время были приняты в труппу, — вспоминает заслуженный артист России, председатель регионального отделения СТД Владимир Орехов. – Нам поручили главные роли в спектакле «Печка на колесе». Старались поддерживать друг друга, вместе присматривались к новой среде обитания, делали первые шаги на охлопковских подмостках. С тех пор наше партнёрство всегда было отмечено какой-то дружеской, родственной ноткой. Я и мужа её играл, и соседа, и поклонника… Мы часто обменивались радостями как дачники. У меня в огороде прижился подаренный Наташей многолетний куст лесных лилий, щедрый на радость. Особенно пышно и долго он цвёл в прошлом году… Пусть цветёт и дальше, как солнечный привет от коллеги и друга.
— В истории российского театра имя Наталии Васильевны, безусловно, связано с выдающимися открытиями, неоспоримыми победами, — говорит журналист, авторитетный театральный критик Арнольд Беркович. – Прежде всего, с изумительным воплощением образов героинь Валентина Распутина, которых мы не найдём в таком ярком качестве и наполнении на иных подмостках. Автор сам это отмечал и с радостью приветствовал. Наши с актрисой встречи, интервью, передачи всегда были содержательны, захватывающи, выходили далеко за пределы сценических образов и задач, охватывали широкие вопросы жизни, культуры, бытия. То, что Камерная сцена Охлопковского театра теперь увековечит память яркого мастера, то, что частица её души навсегда будет присутствовать в этом месте, оправданно и замечательно.
Вот как вспоминает о Королёвой её многолетняя поклонница, экс-министр культуры Иркутской области, заместитель директора Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского Вера Кутищева:
— Наталья Васильевна Королева! В её творческом портрете есть всё: красота, талант, мудрость, любовь — всё, что сделала она своим трудом, безграничной сердечностью и душевной красотой. Всем, что подарил ей Господь, она щедро делилась с теми, кто шёл с нею по жизни, со своими дорогими зрителями. Как надо жить, любить и творить на этой земле — она поведала своей жизнью. И осталась великая Память!