От Тевье до Егора Прокудина
К 70-летию народного артиста России Владимира Яковлева
В творческой труппе Иркутского музыкального театра им. Н.М.Загурского народный артист России Владимир Яковлев занимает ведущее место. Он в совершенстве владеет способностью воссоздавать на сцене комедийное, делая это с предельной серьёзностью. Его творческие находки, кажется, рождаются прямо на сцене и вновь проявляются в следующем спектакле, совершенно с другим набором трюков, жестов, мимики и интонаций.
Страсть к актёрству зародилась у Яковлева с ранней юности. И случилось это тогда, когда в посёлок Мамакан на севере Иркутской области, где жила тогда семья Яковлевых, на гастроли приехал Иркутский театр музыкальной комедии, с блистательной опереттой Имре Кальмана «Принцесса цирка». В то время театр славился своими исполнителями. Это были Григорий Муринский, Мария Морозова, супруги Коржановские, Виктор Жибинов, Вера Пясковская, Маргарита Кувшинова, Евгений Васильев, а во главе театра стоял Николай Загурский .
Такой звёздный состав, потрясающая музыка и режиссура Александра Орлова не оставили равнодушным активного участника мамаканской художественной самодеятельности Володю Яковлева. Он был буквально поражён театральным действом. А ещё ему поручили ответственную работу: открывать и закрывать занавес мамаканского клуба, где проходили гастроли. И вот, театр уехал, а у Володи появилась мечта о большой сцене. Но мама с папой сказали: «Получи нормальную специальность, а уж потом занимайся, чем хочешь».
После школы Владимир окончил с красным дипломом ПТУ в Ангарске. Отслужив в армии, в 1975 году он поступил в Иркутский политехнический институт, отучился там четыре года на автомеханика. Но тяга к искусству взяла своё, и Яковлев уходит из политеха в Иркутский театр музыкальной комедии, сначала на должность… монтировщика сцены. Папа с мамой перестают с ним общаться, но он уже принял решение.
И вскоре началось стремительное восхождение от рядового артиста до заслуженного, и, наконец, до народного артиста России. Его первой заметной ролью был Громобой в оперетте Штрауса «Летучая мышь». Она была небольшой, но стала из-за яковлевской изобретательности очень яркой. С листом железа в нужный момент он появлялся на сцене и, производя громовые раскаты, дабы напугать грозой героиню оперетты Розалинду, и сопровождая всё это уморительной мимикой, невольно становился одним из главных действующих лиц спектакля.
И так в течение тридцати лет Яковлев исполнял эту роль! Были у него и другие персонажи «подшофе», и зритель на ура принимал яковлевских «алкоголиков» .
Но всё изменилось с приходом в театр на должность главного режиссёра Натальи Печерской, которая сумела разглядеть потенциальные возможности артиста.
— Что же ты играешь всё одно и то же? Надо расти, — сказала она Яковлеву и дала Яковлеву роль в спектакле «Целуй меня, Кэт!» — мюзикле Портера по пьесе Шекспира «Укрощение строптивой». Роль, казалось, выходила за пределы творческих возможностей актёра, требовала передачи шекспировских страстей. И в какой-то момент, растерявшись, он идёт к Печерской отказываться от роли. Но слышит в ответ: «Если ты отказываешься, я вообще снимаю спектакль с постановки. Надо работать». Владимир работал до изнеможения, репетируя по 8-10 часов в день. И спектакль состоялся!
С годами Владимир Яковлев обрёл бесценный опыт анализировать каждый образ. Он в совершенстве владеет способностью воссоздавать на сцене комедийное, делая это с предельной серьёзностью. Его творческие находки, кажется, рождаются прямо на сцене и вновь проявляются в следующем спектакле, совершенно с другим набором трюков, жестов, мимики и интонаций.
Сегодня на счету народного артиста России Владимира Яковлева более 200 ролей, от наивно комических до остро гротесковых, от шаржа до размышленческих. Это Гай Юлий Цезарь в музыкальной драме Журбина «Цезарь и Клеопатра», Фрэнк Хаймер в мюзикле Поли «Бонни и Клайд», Тевье в мюзикле Бока «Скрипач на крыше», Егор Прокудин в музыкальной драме Самойлова «Блудный сын»…
Остановимся на двух образах из этого перечня .
Тевье-молочник . Обретённая с годами мудрость позволила артисту раздвинуть национальные границы персонажа. В своих монологах, размышлениях о судьбе человека, его взаимоотношениях с Богом, государством и семьёй Яковлев смог выйти на высокие философские обобщения, и конкретный образ приобрёл интернациональное звучание.
Егор Прокудин. Шукшинский персонаж из его «Калины красной», главный герой и повести, и киноверсии, которые легли в основу музыкальной драмы композитора Самойлова. Обогащённая музыкой, повесть Шукшина сохранила всю сюжетную драматургию вплоть до гибели героя. Владимир Яковлев в этом спектакле предстаёт как сложившийся драматический артист. Быть может, в этом артисту помогло его участие в своё время в спектаклях Иркутского академического драматического театра.
Владимир Яковлев – личность неуёмная: ему всегда нагрузка в 25-30 спектаклей в месяц казалась небольшой. И потому он принимает участие в постановках уже упомянутого драмтеатра, Иркутского театра кукол «Аистенок», параллельно работает в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, где за роль князя в оперетте Легара «Граф Люксембург» был отмечен высшей национальной театральной премией «Золотой софит». Владимир проехал с Иркутским театром более 80 городов, оставляя в памяти зрителей яркие воспоминания об своём самобытном таланте.