издательская группа
Восточно-Сибирская правда

От Тевье до Егора Прокудина

К 70-летию народного артиста России Владимира Яковлева

  • Автор: Арнольд Беркович

В творческой труппе Иркутского музыкального театра им. Н.М.Загурского народный артист России Владимир Яковлев занимает ведущее место. Он в совершенстве владеет способностью воссоздавать на сцене комедийное, делая это с предельной серьёзностью. Его творческие находки, кажется, рождаются прямо на сцене и вновь проявляются в следующем спектакле, совершенно с другим набором трюков, жестов, мимики и интонаций.

Страсть к актёрству зародилась у Яковлева с ранней юности. И случилось это тогда, когда  в  посёлок Мамакан на севере Иркутской области, где жила тогда семья Яковлевых, на гастроли приехал Иркутский театр музыкальной комедии, с блистательной опереттой Имре Кальмана «Принцесса цирка». В то время театр славился своими исполнителями. Это были Григорий  Муринский, Мария Морозова, супруги Коржановские, Виктор  Жибинов, Вера Пясковская, Маргарита Кувшинова, Евгений  Васильев, а во главе театра стоял Николай Загурский .

Такой звёздный состав, потрясающая музыка и режиссура Александра Орлова не оставили  равнодушным активного участника мамаканской художественной самодеятельности  Володю Яковлева. Он был буквально поражён театральным действом. А ещё ему поручили ответственную работу: открывать и закрывать занавес мамаканского клуба, где  проходили гастроли. И вот, театр уехал, а у Володи появилась мечта о большой сцене. Но мама с папой сказали: «Получи нормальную специальность, а уж потом занимайся, чем хочешь».

После школы Владимир окончил с красным дипломом ПТУ в Ангарске. Отслужив в  армии, в 1975 году он поступил в Иркутский политехнический  институт, отучился там четыре года на автомеханика. Но тяга к искусству взяла своё, и Яковлев уходит из  политеха в Иркутский театр музыкальной комедии, сначала на должность… монтировщика сцены. Папа с мамой перестают с ним общаться, но он уже принял решение.

И вскоре началось стремительное восхождение от рядового артиста до заслуженного, и, наконец, до народного артиста России. Его первой заметной ролью был Громобой в оперетте Штрауса «Летучая мышь». Она была небольшой, но стала из-за яковлевской  изобретательности очень яркой. С листом железа в нужный момент он появлялся на сцене  и, производя громовые раскаты, дабы напугать грозой героиню оперетты Розалинду, и  сопровождая всё это уморительной мимикой, невольно становился одним из главных  действующих лиц спектакля.

И так в течение тридцати лет Яковлев исполнял эту роль! Были у него и другие  персонажи «подшофе», и зритель на ура принимал яковлевских «алкоголиков» .

Но всё изменилось с приходом в театр на должность главного режиссёра Натальи Печерской, которая сумела разглядеть потенциальные возможности артиста.

— Что же ты играешь всё одно и то же? Надо расти, — сказала она Яковлеву и дала  Яковлеву роль в спектакле «Целуй меня, Кэт!» — мюзикле Портера по пьесе Шекспира  «Укрощение  строптивой». Роль, казалось, выходила за пределы творческих  возможностей актёра, требовала передачи шекспировских страстей. И в какой-то момент,  растерявшись, он идёт к Печерской отказываться от роли. Но слышит в ответ: «Если ты  отказываешься, я вообще снимаю спектакль с постановки. Надо работать». Владимир  работал до изнеможения, репетируя по 8-10 часов в день. И спектакль состоялся!

С годами Владимир Яковлев обрёл бесценный опыт анализировать каждый образ. Он в совершенстве владеет способностью воссоздавать на сцене комедийное, делая это с предельной серьёзностью. Его творческие находки, кажется, рождаются прямо на сцене и вновь проявляются в следующем спектакле, совершенно с другим набором трюков, жестов, мимики и интонаций.

Сегодня на счету народного артиста России Владимира Яковлева более 200 ролей, от наивно комических до остро гротесковых, от шаржа до размышленческих. Это Гай Юлий Цезарь в музыкальной драме Журбина «Цезарь и Клеопатра», Фрэнк Хаймер в мюзикле Поли «Бонни и Клайд», Тевье в мюзикле Бока «Скрипач на крыше», Егор Прокудин в музыкальной драме Самойлова «Блудный сын»…

Остановимся на двух образах из этого перечня .

Тевье-молочник . Обретённая с годами мудрость позволила артисту раздвинуть  национальные границы персонажа. В своих монологах, размышлениях о судьбе человека, его взаимоотношениях с Богом, государством и семьёй Яковлев смог выйти на высокие философские обобщения, и конкретный образ приобрёл интернациональное звучание.

Егор Прокудин. Шукшинский персонаж из его «Калины красной», главный герой и  повести, и киноверсии, которые легли в основу музыкальной драмы композитора  Самойлова. Обогащённая музыкой, повесть Шукшина сохранила всю сюжетную драматургию вплоть до гибели героя. Владимир Яковлев в этом спектакле предстаёт как  сложившийся драматический артист. Быть может, в этом артисту помогло его участие в  своё время в спектаклях Иркутского академического драматического театра.

Владимир Яковлев – личность неуёмная: ему всегда нагрузка в 25-30 спектаклей в месяц  казалась небольшой. И потому он принимает участие в постановках уже упомянутого  драмтеатра, Иркутского театра кукол «Аистенок», параллельно работает в Санкт-Петербургском театре музыкальной  комедии, где за роль князя в оперетте Легара «Граф  Люксембург» был отмечен высшей национальной театральной премией «Золотой софит». Владимир проехал с Иркутским театром более 80 городов, оставляя в памяти зрителей яркие воспоминания  об своём самобытном таланте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры