издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Что в карточке тебе моей?

Владельцы карт, как правило, становятся потерпевшими из-за собственной беспечности

Карманники, или «щипачи», ещё не так давно были элитой уголовного мира. Но нынче эта воровская специализация не является востребованной. Вместо купюр в сумках и карманах потенциальные жертвы носят теперь пластиковые карточки. Деньги с банковских карт тоже, конечно, воруют, только для этого ловкость рук вовсе не нужна. Владельцы карт, как правило, становятся потерпевшими из-за собственной беспечности. В судебной практике Свердловского районного суда Иркутска десятки вариаций на эту тему.

Вот тебе пин-код, Киса!

Октябрьским вечером прошлого года сорокалетняя Вероника Глотова​ (здесь и далее фамилии изменены) гуляла вместе со своим знакомым Владиславом Веткиным в квартире на улице Ереванской в Иркутске. Как это нередко бывает, в разгар выпивки спиртное на столе закончилось. В магазин отправился тот, кто ещё мог стоять на ногах, а именно Глотова. Веткин передал ей свою банковскую карту, сообщив пин-код. Под новую порцию горячительного напитка вечер закончился бесконфликтно, вот только карточку своему собутыльнику женщина передать «забыла». И в ту же ночь решила проверить её на «ликвидность». В первый заход сняла в банкомате 3300 рублей. Во второй раз банковская карта собутыльника «похудела» на 9600 рублей. Очень кстати подоспела информация о зачисленной ему пенсии. Только тогда, обнаружив пропажу карточки, Веткин заволновался и обратился в отделение банка. Здесь и узнал о незаконных снятиях. При пенсии в 14 тысяч рублей похищенная сумма была для него значительной.

Возможно, Глотова думала, что разберётся со своим знакомым без​ серьёзных последствий: мол, сойдёт за «междусобойчик» с общим на время бюджетом. Но попала под уголовную статью о воровстве с мерой пресечения «заключение под стражу». После задержания подозреваемая во всём созналась – а куда денешься, когда тебе показывают кадры записей с камер видеонаблюдения банкоматов. При вынесении приговора суд учёл несколько смягчающих наказание обстоятельств. Подсудимая – мать двоих детей, младший из которых инвалид. Раньше к уголовной ответственности не привлекалась. Ворованные деньги женщина добровольно возвратила владельцу и извинилась перед ним. Условное наказание – 2,5 года лишения свободы в колонии с испытательным сроком два года – Глотову, разумеется, устроило. Вот только синдром зависимости от алкоголя остался при ней, а значит – и вероятность попадания в другие нехорошие истории.

На блюдце с золотой каёмкой

Подняв с тротуара потерянный кем-то кошелёк во дворе дома по улице Костычева в Иркутске, Наталья Резникова, как ни в чём не бывало, закинула его себе в сумку, которую носила через плечо. С бьющимся сердцем отошла подальше и рассмотрела содержимое находки. Вначале была разочарована тем, что денег в кошельке не оказалось. Ксерокопия пенсионного документа и скидочные карточки – неужели это всё? И тут Резникова увидела банковскую карту с пришпиленным к ней листочком, на котором были выведены четыре заветные цифры. Видимо, её хозяин страдал забывчивостью и не мог держать пин-код в уме. Женщина, уже успевшая отсидеть в колонии за воровство, без раздумий решила воспользоваться подаренным ей шансом. Уже через 20 минут она стояла у ближайшего банкомата в магазине «Слата». Четыре цифры не подвели: в несколько заходов банкомат исправно выдал Резниковой 47 тысяч рублей. Дальнейший шопинг с такой суммой оказался очень приятным. На радостях она купила даже игрушки для дочери, в отношении которой была лишена родительских прав.

Пропажу денег со счёта Юрий Шубин обнаружил через два часа, когда прочитал банковские СМС-сообщения в сотовом телефоне. Кинулся к кошельку, а его не оказалось. Вспомнил, что, когда выходил из магазина, затолкал портмоне в задний карман брюк. По-видимому, оно оттуда выпало. Таким образом, потерпевший совершил две ошибки, из-за которых вору было комфортно обчищать его счёт: неправильно хранил кошелёк и предоставил злоумышленнику цифры пин-кода. Пусть с опозданием, но карта была заблокирована, а в полицию поступило заявление. В ходе оперативно-розыскных мероприятий личность Резниковой была быстро установлена – помогли записи с камер видеонаблюдения. В отделении полиции задержанная посмотрела о себе маленькое «кино» — эпизод, где «героиня» в розовой футболке и голубых шортах степенно входит в холл магазина и проводит операции по снятию денег в банкомате.

В суде она не пыталась каким-то образом себя оправдать. Для такой ситуации нашёлся только один аргумент: «Я же не крала кошелёк, мужчина сам его обронил». Когда взвешивалась степень вины подсудимой, выяснилось, что отягчающих обстоятельств было больше, чем смягчающих. У Резниковой выявили синдром зависимости от опиоидов средней стадии. Она состоит на учёте у психиатра-нарколога, по месту жительства участковым характеризуется неудовлетворительно. Из колонии, где отбывала срок, тоже пришла отрицательная характеристика. И, наконец, самый серьёзный фактор – рецидив преступления. В колонии общего режима воровке на этот раз предстоит провести два с половиной года.

Детский восторг халявщика

В судебной практике очень много историй о том, как люди, нашедшие банковские карточки, буквально теряют голову от возможности легко отовариться за чужой счёт. Лимит стоимости покупки в одну тысячу рублей их не смущает: ведь без введения пин-кода можно многократно прикладывать карту к терминалу, лишь бы на счёте не кончались деньги. Внешне это может выглядеть легкомысленной игрой, но далеко не каждый знает, что в этот момент он совершает умышленное тяжкое преступление: тайное хищение чужого имущества, совершённое с банковского счёта.

Июньским днём Илья Баиров нашёл банковскую карту на скамейке в сквере в Улан-Удэ. Как позже выяснилось, во время командировки иркутянка Ольга Чешкина не сразу заметила пропажу, поэтому карта была заблокирована нескоро. Этим обстоятельством воспользовался Баиров: недолго думая, он пустился галопом по близлежащим магазинам. Сметал с полок всё, на что глядели глаза: от кофе, колбасы и сыра до водки и товаров бытовой химии. С помощью бесконтактного способа оплаты молодой человек успел опустошить чужой счёт на сумму без малого 4300 рублей. Чтобы совершить 19​ покупок в трёх магазинах, ему понадобилось четыре часа. По записям с видеокамер оперативники без труда вычислили столь активного и нервно-радостного покупателя. Когда полицейские предъявили кассирам фото подозреваемого, они его узнали сразу – настолько в тот день он всем намозолил глаза.

За это преступление безработный Баиров, кстати, имеющий высшее образование, тоже получил условный срок. Ему помогло то, что с криминалом он связался впервые, до вынесения приговора успел погасить нанесённый держателю карты ущерб. Инвалидность тоже была учтена судом в качестве смягчающего наказание обстоятельства.

А вот ещё одна история из цикла «Шёл-шёл – и нашёл». Только Алексей Алёшин нашёл банковскую карту не во дворе или сквере, а в вагоне пассажирского поезда, будучи при исполнении своих обязанностей в ООО «Сибирская компания». Пустой состав стоял на 1-м пути станции «Иркутск-Пассажирский». Экипировщик вагонов занимался своей привычной работой и вдруг увидел на полу кусочек пластика, который уж никак не примешь за мусор. С ходу положил находку себе в карман. Умысел поживиться чужими деньгами созрел сразу. Совершать покупки без введения цифр пин-кода начал с магазина «Елина» на улице Тургенева областного центра. Последний заход был в кафе быстрого питания на улице Джамбула. За три с половиной часа успел опустошить банковский счёт потерпевшего на сумму около четырёх тысяч рублей. Обнаружив утечку финансов, их хозяин обратился в полицию.

Там Алёшин сразу во всём признался и дал подробные показания о своих действиях в тот день. В качестве смягчающих обстоятельств суд признал его явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, возмещение ущерба и отсутствие судимостей в прошлом: до злополучного дня, когда его «бес попутал», он вёл вполне добропорядочную семейную жизнь. При вынесении приговора всё это было учтено. Подсудимый получил 6 месяцев лишения свободы условно с таким же испытательным сроком. Как и в предыдущих случаях, условность наказания подразумевает контроль за поведением осуждённых, когда необходимо регулярно являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию и самовольно не покидать место жительства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры