Кудесница света
Год 1961-й, город Чита. Иркутский театр музыкальной комедии приезжает туда на гастроли. А в городе живёт и учится в школе Галя Мельник. Уже знающая, что такое театр, ведь недалеко от дома театр драматический, который она и одна, и с подругами, а иногда и с родителями посещала. Галя уже тогда говорила, что хотела бы работать в театре, но родители считали, что у девочки должна быть «порядочная» профессия.
А ещё Галя мечтала быть режиссёром кино и после окончания школы поехала в Москву – поступать во ВГИК. Два тура она прошла, но на третьем срезалась, конкурсы во ВГИК в те годы были запредельные – по 30–40 человек на одно место. И Галя поступила на факультет филологии и журналистики Иркутского госуниверситета. Филологическое образование закладывало основы собственного творчества. Галя знакомится с жизнью и творчеством иркутских артистов, и в газете «Восточно-Сибирская правда» в семидесятых годах печатаются многие её театральные портреты. Это в какой-то степени приближало её к сцене, но Галя хотела быть служителем театра, а не его бытописателем. И однажды, увидев в газете объявление о вакансиях в музыкальном театре, пришла наниматься на работу. Принял её сам директор театра – Николай Матвеевич Загурский. Узнав, что она учится в университете, рекомендовал сначала закончить его и уж потом приходить в театр. И после получения диплома Николай Матвеевич направил настойчивую девушку в осветительный цех, где всегда ощущалась нехватка работников.
С того момента прошло 48 лет. Галине пришлось осваивать основы электротехники и новую аппаратуру, постигать особенности и специфику «постановки света» в музыкальных спектаклях. За эти годы она превратилась в удивительного мастера художественного освещения, создания партитуры света для каждого спектакля, где умела учитывать и эпоху спектакля, и место действия, и творческий замысел постановщиков, и мизансцены, и органические особенности актёров… Узкий луч света направлялся на лицо актёра – персонажа спектакля, и зритель видел, осязал и переживал вместе с изображаемым всю гамму чувств – от возникшей любви до горестного ощущения размолвки или предательства.
Или небольшой поток разноцветных всполохов света ласково и игриво бежал по декорации, и она – эта декорация – обретала новую объёмность, задуманный художником спектакля смысл. И часто в музыкальных комедиях или тех же мюзиклах Галина Мельник создавала на сцене феерическую симфонию света и радовалась, видя, как зрители уходили из театра зачарованные, с ощущением полученного удовольствия и праздника. А какие перспективы открыли для художника света проекционные возможности и компьютерная техника! И для каждого нового спектакля совершенно индивидуальная партитура света, которую справедливо можно было квалифицировать как удивительную творческую изобретательность Галины Мельник.
С большим удовольствием и некоторой долей ностальгии вспоминает Галина Павловна работу с режиссёрами театра – Мироном Лукавецким и Натальей Печерской, спектакли которых в совокупности с поэзией света Галины Мельник многие годы не выходят из репертуара Иркутского музыкального театра. Сегодня службе Галины Павловны Мельник подвластны фактически любые задачи художественного светового оформления – начиная с «дежурного» света на концертах, создания в спектаклях любых природных явлений и заканчивая эффектами «изощрённо– непредсказуемых режиссёрских фантазий и требований».
За выдающиеся художественные и творческие достижения и многолетний труд на ниве театрального искусства Галине Павловне Мельник присвоено высокое звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Но звание это – как заявка на новые радостные встречи с художником света Галиной Мельник, фантазия, которая с годами только приумножается и продолжает радовать зрителей новыми световыми открытиями.