«Нужен чёткий механизм»
Депутаты и правительство создадут рабочую группу по обеспечению населения твёрдым топливом
Специально созданная рабочая группа займётся вопросами обеспечения твёрдым топливом семей участников СВО. С такой инициативой выступило Законодательное Собрание Иркутской области. В группу войдут депутаты областного парламента, представители правительства, Ассоциации муниципальных образований. Такое решение было принято на выездном совещании, организованном Заксобранием на прошлой неделе в Куйтуне. Главная цель рабочей группы – выработать понятный механизм предоставления льготы на дрова семьям участников СВО, поскольку сегодня муниципалитеты в его отсутствие вынуждены работать без средств и чётких правил. Участники диалога пришли к выводу: необходимо ввести социальную денежную выплату на покупку дров. Однако глава областного парламента Александр Ведерников подчеркнул, что эта схема будет иметь эффект только через формирование государственного задания на заготовку топлива лесхозам.
Проблема с заготовками древесины для личных нужд людей стала одной из главных тем на выездном заседании Законодательного Собрания в Куйтуне. «У нас на территории региона есть лесничества, расположенные на Байкальской природной территории, где вообще отсутствуют эксплуатационные леса, – сказал спикер Заксобрания Александр Ведерников. – В целом места рубок могут находиться на расстоянии 70 и более километров от населённых пунктов. Людям это крайне неудобно. Много жалоб поступает о необходимости предоставления отчёта об использовании лесов через портал «Госуслуги». Вопросы обеспечения дровами стоят остро в том числе и потому, что теперь мы обязаны предоставить твёрдое топливо семьям мобилизованных. На самом деле проблема застарелая, и касается она не только семей участников спецоперации, но и учителей, врачей, ветеранов труда. Нужно посмотреть, какие механизмы предусмотрены в соседних субъектах, и выработать собственные. К сожалению, сейчас муниципалитеты решают эту проблему за счёт арендаторов, я хочу сказать спасибо этим арендаторам, что они не стоят в стороне, у нас семьи участников СВО обеспечены дровами. Но нельзя уже третий год ездить только на шее арендаторов. Где государственная поддержка, которая предусмотрена законодательством? Мы должны выработать чёткий механизм».
Министр лесного комплекса региона Павел Кирдяпкин пояснил, что в этом году гражданам было разрешено заготовить 1 млн 17 тыс. куб. м древесины для собственных нужд. Фактическая же заготовка составляет порядка 25% от общего объёма и около 40% от заявок, поступивших в лесничества. Есть рост: в 2020 году заготовка дров составила 252 тыс. куб. м, в 2022-м – 272 тыс. куб. м. В 2023 году по итогам третьего квартала – 133 тыс. куб. м, но объёмы будут расти в зимний период, убеждён министр. Кирдяпкин признал : проблемы есть, поскольку леса у населённых пунктов истощаются, дальность заготовки с каждым годом растёт. Люди обращаются к предпринимателям, но в 2023 году часть заготовителей ушли по мобилизации, а другие работают по контрактам Минобороны. Есть проблема запрета сплошных рубок в Центральной экологической зоне Байкала, и пока она решается «вручную». К сожалению, нет порядка предоставления дров семьям участников СВО, потому работа ведётся точечно с муниципалитетами и арендаторами. Есть проблема с установлением тарифов на заготовку.
– У нас в дровах нуждаются 173 семьи участников СВО, – рассказал мэр Черемховского района Сергей Марач. – В рамках 109-го областного закона подано 99 заявлений, и только 4 семьи обеспечены дровами. Выходим из положения другими способами: 54 семьи обеспечены за счёт спонсорской помощи. Однако в этом году предприниматели уже отказываются возить дрова, потому что ранее выделяли 25 кубометров, 10 шло в семьи, 15 – предпринимателям за поставку и довоз. Сейчас требуют все 25 кубометров увозить семьям, нет чёткого механизма выделения древесины и довоза. Возить приходится на расстояние до 100 километров. В связи с ростом числа военнослужащих проблема обостряется. Нужно определить механизм предоставления помощи, источники финансирования, нормы и кратность предоставления твёрдого топлива. Предлагаем ввести и такую меру поддержки, как единовременная выплата на приобретение твёрдого топлива.
В Заларинском районе 220 семей военнослужащих, принимающих участие в СВО, 160 надо обеспечить дровами, уже порядка 80 семей обеспечены, рассказал мэр района Владимир Самойлович. Ситуация, когда значительная часть древесины отдаётся предпринимателям за услугу, неверна, но других способов обеспечить семьи дровами на данный момент нет. «Сейчас готовятся предложения на базе Ассоциации муниципальных образований Иркутской области, и мы думаем, что это должна быть всё-таки мера социальной поддержки через министерство социального развития, – сказал Самойлович. – Это должна быть выплата на приобретение топлива, согласен с коллегами».
«Тема СВО обнажила несовершенство всего механизма обеспечения дровами отдельных категорий граждан, – сказал Александр Ведерников. – Раньше как-то не обращали на это внимание, были более актуальные темы, а теперь это в актуальной повестке, и поэтому мы возвращаемся к вопросу. Те же самые учителя и врачи все эти годы испытывали проблемы с получением льготы. Поэтому должен быть создан единый механизм для всех льготников, где семьи участников СВО – первые в списке, но и остальные категории обеспечены твёрдым топливом». Мэр Зиминского района Наталья Никитина отметила, что на её территории, как и в Заларинском и других районах области, просто нет леса для заготовки дров в близкой доступности. Людям иногда приходится проезжать до 100 км, чтобы заготовить дрова. На территории района нет ни одной организации, которая реализовывала бы дрова и имела чёткий тариф. Люди не могут воспользоваться своим правом на заготовку, и в этом случае действительно лучше бы перейти на твёрдые выплаты, считает мэр. В отличие от других районов в Зиминском нет предпринимателей, которые взялись бы доставлять заготовленные дрова на условиях получения в собственность части вырубленной древесины. Мэрии приходится выкручиваться другими способами: за счёт собственных средств, благотворительных фондов.
Глава Свирска Владимир Орноев отметил, что пока неизвестны сроки окончания СВО, а количество контрактников увеличивается с каждым месяцем, растёт число семей, которые необходимо обеспечивать дровами. Орноев считает, что единовременная выплата полностью вопрос не решит, поэтому необходимо на уровне минлеса создать рабочую группу вместе с депутатским корпусом. «Необходимо собрать все предложения от депутатов, министерства социального развития, глав муниципалитетов, – считает мэр. – Это должно быть единое решение, которое удовлетворит и лесные районы, и города».
Председатель Думы Братского района Светлана Коротченко также подтвердила: каждый раз на встречах с людьми слышна критика власти по вопросу обеспечения дровами. Практически во всех 50 муниципалитетах Братского района отсутствуют основные поставщики дров. Люди, видя, что место заготовки в нескольких десятках километров, не заключают с лесничеством договоры сразу, понимая, что не смогут вывезти эти дрова. Из 28 тысяч жителей района обратились в лесничества 183 семьи, 94 из общего числа обратившихся сразу отказались заключать договоры. Дрова для семей участников СВО в Братском районе закупаются, но есть проблема и с ветеранами труда, педагогами, медицинскими работниками. Реальные цены на кубометр дров не бьются с нормами региональной компенсации, установленной много лет назад. То есть ветеран труда тратит намного больше средств на покупку дров, чем ему компенсируют. Глава Куйтунского лесничества Александр Мудреченко пояснил, что договоры с лесничествами заключаются, однако не в том объёме, как хотелось бы, потому что население неохотно по 109-му закону выписывает древесину, что же касается мобилизованных, то им участки для заготовки были отведены поблизости от населённых пунктов.
Исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Зоя Масловская напомнила, что 31 октября состоялось заседание палаты представительных органов, обсуждался и вопрос обеспечения твёрдым топливом семей участников СВО. «Тема очень больная для муниципалитетов ещё с прошлого года, когда в мэрии стали обращаться семьи военнослужащих, – сказала Зоя Масловская. – Муниципалитеты организовывают в силу своих возможностей доставку топлива, но по ряду территорий ситуация крайне тяжёлая – по Центральной экологической зоне, Иркутскому району, где 340 семей, в Ольхонском районе, где более сотни нуждающихся. По информации от 37 муниципальных образований Иркутской области второго уровня, потребность в твёрдом топливе есть у 3976 семей участников СВО, всего более 38 тысяч кубометров. Если переводить в цены прошлого отопительного сезона – около 48 миллионов рублей. Мы все понимаем, что органы местного самоуправления позволить себе такие расходы не в состоянии».
Участники совещания, включая представителей правительства, сошлись во мнении, что предоставление дров – это мера социальной поддержки, и брать на себя эти обязательства дотационные муниципалитеты не имеют права. Ассоциация муниципалитетов Иркутской области предлагает разработать механизм предоставления этой социальной поддержки по аналогии со льготами для учителей, медработников. Необходимо посмотреть опыт Республики Бурятия, которая постановлением правительства оформила межбюджетный трансферт муниципалитетам на приобретение твёрдого топлива для семей участников СВО. «Без поддержки областного бюджета муниципалитеты не справятся однозначно», – сказала Зоя Масловская. Механизм социальной поддержки надо разработать и принять до второго чтения бюджета на 2024 год, считает глава Ассоциации муниципальных образований.
– Безусловно, нужно создавать рабочую группу, но мы сразу должны договориться о векторе движения вперёд, – сказал Александр Ведерников. – Прокуратура региона абсолютно правильно настаивала на том, что эта помощь, как и любые другие социальные льготы, должна номинироваться в денежной форме. И осуществляться в виде социальной поддержки отдельных категорий населения. Все остальные взаимозачётные схемы – это «напёрсточки», которые справедливо не нравятся прокуратуре. Эта та основа, вокруг которой мы должны двигаться вперёд. Вместе с тем мне хотелось бы, чтобы мы разделяли помощь семьям СВО на дрова от угля и электроэнергии, там существуют рынки и поставщики. Там упрощённая схема поддержки: если губернатор решит помочь семьям СВО по электроэнергии, он подпишет соответствующее постановление, механизм очень прост. А с дровами не существует рынка, здесь простые денежные выплаты не решат проблемы, они увеличат стоимость кубометра дров или машины, но не изменят ситуацию. И я прошу на заседании рабочей группы начать рассмотрение вопроса с формирования государственного задания лесхозам по заготовке дров. Пусть они их реализуют за счёт денежной субсидии. Условно говоря, на 10 тысяч рублей можно купить машину дров. Но, если мы сегодня без вовлечения лесхозов в производство дров просто выплатим людям по 10 тысяч, через месяц за 10 тысяч они смогут купить только один кубометр. Мы просто раздадим деньги, а люди как сидели без дров, так и будут сидеть. То есть это надо делать через государственное задание лесхозам. Я не призываю регулировать рынок, но, когда появится предложение под платёжеспособный спрос, цена не будет взлетать вверх».
Зампред правительства Иркутской области Владимир Читоркин поддержал мнение спикера Заксобрания и заявил, что региональные власти готовы совместно с депутатами прорабатывать эту тему. «Спасибо, что правительство согласилось принять участие в обсуждении, вы услышали, насколько эта тема актуальна и не решается годами, – сказал Александр Ведерников. – Уже тщеславие и самолюбие у нас должно взыграть, чтобы мы решили этот вопрос. То, что сегодня мяч по обеспечению семей военнослужащих дровами кинули на сторону муниципалитетов, нечестно. Они справляются, однако сколько ещё будут справляться? Здесь звучали уже мнения арендаторов о том, что когда-то они откликнулись и помогли властям в трудное время. Но, когда государство за два года не встало рядом с ними в этой помощи, это вызывает недоумение. Встаёт вопрос: когда же власти создадут чёткий механизм? Пусть это станет задачей рабочей группы. Мне кажется, надо двигаться в этом направлении – сформировать рынок, и тогда мы сможем, не беспокоясь за девальвацию, раздавать субсидии в денежной форме».