Генеральная уборка
Депутаты Законодательного Собрания намерены обратиться к коллегам из Госдумы и Совета Федерации по проблеме мусорной реформы
Мусорная реформа в Иркутской области нуждается в более совершенном сопровождении нормативно-правовыми актами как на федеральном уровне, так и на региональном. К такому выводу 25 октября пришли депутаты комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания, обсуждая итоги проверок Контрольно-счётной палатой региона реализации мусорной реформы в Иркутской области. Было принято решение усилить организационно-методическую работу с муниципалитетами, а также направить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы депутатам Госдумы и сенаторам от региона.
А бак и ныне там
Аудитор Контрольно-счётной палаты Иркутской области Лариса Мулярова представила депутатам контрольной комиссии отчёт КСП о проведённых проверках реализации мусорной реформы в регионе за несколько лет. В 2023 году проверка проводилась совместно со Счётной палатой Российской Федерации. Контрольные мероприятия показали, что ход реформы в регионе затруднён, чему есть объективные и субъективные причины. В целом по России захоронение ТКО составляло в 2019 году 93%, а переработка – 7%. Для сравнения: в Германии захоронение – 2%, а переработка – 67%, в Финляндии захоронение – 1%, переработка – 28%. В Иркутской области в 2021-2022 годах образовывалось около 700 тыс. тонн отходов в год, захоронение – до 98%. Это характерно и для других регионов России и СФО. Например, в Новосибирской области и Красноярском крае примерно такой же объём отходов, ситуация с захоронением находится на том же уровне, отметила аудитор. КСП провела три контрольных мероприятия, анализируя ситуацию с утилизацией ТКО по различным направлениям реализации реформы. В прошлом году аудиторы посмотрели, как расходуются средства на ликвидацию несанкционированных свалок, в 2023-м проанализировали, как создаются места накопления, контейнерные площадки и как муниципалитеты расходуют на них средства.
В конце 2023 года КСП было проведено большое проверочное мероприятие совместно со Счётной палатой РФ, в том числе в документах по итогам контроля был дан анализ и прежних проверок. К сожалению, 4 года реформы показали, что в Иркутской области по-прежнему остаётся основным тот же способ обращения с отходами – захоронение. Есть 18 объектов размещения мусора, по одному объекту обработки и обезвреживания, два – временного размещения. Согласно территориальной схеме, в 2017 году в регионе было 900 несанкционированных свалок, в 2021-м – 600, в 2023-м – 900. Как пояснила аудитор, цифры «скачут», потому что объективных данных о количестве свалок нет, фактический их учёт не ведётся.
Вызывает вопросы и учёт объёма отходов. Пока аудиторы КСП могут весьма скромно оценить итоги работы: существенные меры по сокращению объёмов захоронения ТКО не принимались, не внедряется раздельное накопление, нет системной работы со структурами приёма вторсырья, практически отсутствует система обработки мусора. КСП отмечает, что проблема не является исключительной для Иркутской области, в других субъектах РФ реформа также проходит непросто. Это вызвано тем, что пока не сформирована достаточно эффективная и современная нормативно-правовая база, обеспечивающая реформу. Это касается и федерального уровня, и регионального. За 4 года на реформу ТКО в регионе было потрачено 1,8 млрд рублей. Однако проблемы остаются. За 4 года не закрыта вся потребность в контейнерных площадках. Из трёх полигонов, которые строились в Саянске, Жигалово, Нижнеудинском районе, только последний введён в эксплуатацию. КСП в целом было проверено свыше миллиарда бюджетных средств, выявлено нарушений более чем на 129 млн рублей. Информационное письмо по итогам контрольных мероприятий направлено в правительство региона и другие профильные ведомства.
Три плюс два полигона
Председатель комиссии по контрольной деятельности ЗС Тимур Сагдеев поинтересовался, почему в отчёте прозвучала фраза о том, что Нижнеудинский район впервые за годы реализации мусорной реформы обратился в областной бюджет за субсидией на создание контейнерных площадок. «Муниципалитет определял площадки совместно с регоператором? Правительство отрабатывает эту ситуацию с районом, почему одни в передовиках, а другие – в аутсайдерах?» – спросил депутат. По мнению аудитора, повлияла совокупность обстоятельств: первоначально в районе не было работающего полигона для мусора, некуда было вывозить отходы, потому местные власти не обращались за субсидированием создания площадок. «Получается так: вывозить было некуда, создание площадок нецелесообразно, – сказал Тимур Сагдеев. – А обязанность людей платить за ТКО была. Платили-то они за что?» Аудитор пояснила, что Северный оператор не взимал плату там, где не было площадок и услуга не оказывалась. Между тем проблема работы с муниципалитетами по мусорной реформе стала одной из ключевых в обсуждении на контрольной комиссии.
Министр природных ресурсов и экологии Светлана Трофимова отметила, что федеральная нормативно-правовая база, касающаяся обращения с ТКО, действительно несовершенна, что не может не сказываться на региональных законах в этой сфере. Она предложила КСП обратиться с результатами проверки в Госдуму, в Министерство природных ресурсов РФ. Чиновники готовы присоединиться к этому обращению. Со своей же стороны правительство региона ведёт всю необходимую работу по совершенствованию нормативно-правового регулирования данный сферы, учитывая рекомендации КСП, заверила Трофимова. Она отметила, что полигон в Саянске не может пройти сложности с главгосэкспертизой, а жигаловский находится в стадии корректировки проекта. Также региональные власти частично устранили замечания КСП по региональной программе обращения с ТКО, она приведена в соответствие с обновлённой территориальной схемой. Аудитор пояснила, что по результатам совместных мероприятий со Счётной палатой все предложения региональной КСП были направлены в эту палату, а уже СП может принять решение передать обобщённые рекомендации в Госдуму. Напрямую областная КСП не вправе обращаться в Госдуму.
«У вас очень серьёзное направление в работе, мы вам помогаем за счёт государственного органа – Контрольно-счётной палаты, – сказал Тимур Сагдеев, обращаясь к министру природных ресурсов и экологии. – Вы понимаете, что проверки вам приносят только пользу. Депутаты Законодательного Собрания – ваши надёжные товарищи, у которых такая же цель – сделать проживание в регионе лучше. Наши граждане, земляки должны жить лучше и качественнее. Если у вас не получается взаимодействовать с депутатами Госдумы, сенаторам, подключайте нас. В случае, если вы уже направляли им какие-то предложения по изменениям в федеральном законодательстве и видели в их лице отторжение или несогласие, давайте рассмотрим этот вопрос коллегиально, мы поможем в этой работе».
Глава контрольной комиссии попросил проанализировать, почему не все муниципалитеты активно включаются в процесс субсидирования под оборудование мусорных площадок. «Я далёк от мысли, что муниципалитет откажется от выделяемых средств и будет тратить свои. Если не обращаются – значит, есть причины, – сказал он. – Я думаю, они объективные и должны решаться совместно. Например, если некуда вывозить отходы с площадок, что мы должны все вместе сделать, чтобы эта ситуация была устранена?»
«На каждом приёме жалобы»
Депутат Евгений Сарсенбаев также согласился с КСП, что мусорная реформа подходит к своему завершению в 2024 году, но кардинальных изменений, которых ожидали депутаты и жители, не наблюдается. А региональные операторы продолжают собирать средства с населения. Между тем мусорные свалки остаются при регулярных счетах на оплату за вывоз ТКО в почтовых ящиках. «Если говорить ещё и об увеличении платы, то мы, как депутаты, сталкиваемся с тем, что люди жалуются на некачественные услуги на каждом депутатском приёме граждан», – сказал Сарсенбаев. Депутат считает, что нужно было бы выслушать мнение Роспотребнадзора по поводу своевременной очистки мест накопления регоператорами. «Если мы купили на регион 3,7 тысячи баков для раздельного сбора мусора, то встаёт вопрос: почему переработка занимает такой мизерный процент в итоговых цифрах? – спросил депутат. – В конечном счёте все эти баки сваливаются в одну мусорную машину, у которой только одна ёмкость. А потом это всё везётся на единый полигон». Депутат напомнил, что на последней сессии прошлого созыва в бюджет были заложены средства в размере 900 млн рублей на строительство мусоросортировочной станции в Ангарске. «Вы успеваете освоить эти средства?» – спросил депутат. Представители регионального минстроя заявили, что до конца года идёт проектирование, документы на консультации в главгосэкспертизе, и если средства не будут освоены, их перераспределят на другие цели.
Парламентарии попросили обратиться к сенаторам от Иркутской области с просьбой предоставить отчёт Счётной палаты РФ по данному вопросу, который будет готов в декабре 2023 года и представлен Совету Федерации, чтобы ознакомиться с ним и наметить план действий в регионе. Депутаты поинтересовались, какой выход из ситуации видят в правительстве области. Светлана Трофимова заявила, что создание инфраструктуры по мусорной реформе в 2020 году легло на плечи субъектов, а средств нет, сейчас ведутся переговоры о получении денежных средств в рамках обеспечения функционирования Байкальской природной территории, но это не охватывает всю область, конечно. Депутат Анатолий Обухов отметил, что реформа, длящаяся несколько лет, вызывает недовольство у населения, на встречах с депутатами звучат жалобы на вывоз ТКО. Парламентарий считает, что нужно рассмотреть опыт других регионов и стран, чтобы использовать положительные моменты работы на территории Иркутской области.
По мнению парламентариев, нужно более системно подходить к нормативно-правовым документам, обеспечивающим реформу, обозначать более чётко задачи – расписывать на местах зоны ответственности. Например, в Иркутске 2 года назад начали появляться контейнеры для раздельного сбора мусора, и это было в логике реформы – нужно было приучать людей к раздельному сбору. Но, когда стало ясно, что региональный оператор мусор при сборе не делит, население остыло, и на раздельные баки уже никто не обращает внимания. Депутаты считают, что реформа не будет иметь эффекта, пока не будут изменены правила игры. А значит – необходимо обращаться к федеральной власти с просьбой скорректировать соответствующие нормативно-правовые акты.
Депутат Лариса Егорова обратила внимание, что у парламентариев нет информации о строительстве центра по сортировке мусора, которое планировалось в предместье Рабочем в Иркутске. Город Иркутск не передал пока земельный участок под эти цели, сообщила Светлана Трофимова. Егорова напомнила, что при создании этого объекта встанет серьёзная проблема социального характера – местные жители против строительства. И это тоже надо учитывать при планировании различных объектов в рамках мусорной реформы, иначе мы рискуем получить общественное негодование и как результат – остановку проекта.
Парламентарий Николай Труфанов напомнил, что проблемы с мусорной реформой есть, однако по северным территориям имеется один положительный пример: в Киренске поставлена установка по переработке мусора. «Мы знаем, что этого объёма недостаточно, нужны дополнительные мощности, и правительство их уже обещало – сказал депутат. – Но у нас есть и Мамско-Чуйский район, где вывоз мусора вообще невозможен из-за отрезанной логистики. Катангский район в той же ситуации. Какие решения есть у правительства, будут ли установлены локальные блоки, как в Киренске? И будет ли это реализовано в ближайшее время?» Светлана Трофимова пояснила, что в планы правительства входит обеспечение локальными блоками по переработке мусора труднодоступных территорий, субсидии на две установки уже получили Тайшет, Чуна. В 2024 году вторую установку получит Киренск. До 2026 года в областном бюджете заложено 168 млн рублей на приобретение установок для труднодоступных территорий Иркутской области.
Больше системности
Тимур Сагдеев предложил организовать методическую помощь муниципалитетам по реализации мусорной реформы, чтобы не возникало недопонимание между региональным министерством природных ресурсов и главами муниципалитетов по вопросам выделения различных денежных средств под работу с ТКО. Пока ощущается, что главы городов, районов, поселений не всегда представляют, что и в каких объёмах они могут получить в рамках реформы. А если знают, то им не оказывается достаточная помощь в освоении этих средств.
«Это необходимо сделать, если есть ситуация, когда не все главы муниципалитетов активно включаются в эту работу, – сказал председатель комиссии по контрольной деятельности. – Возможно, минприроды направит информацию в Законодательное Собрание, мы работаем с представительными органами власти. Мы можем обсудить это в рамках ВКС, нашего взаимодействия с парламентами местных дум». Тимур Сагдеев попросил минприроды сделать реестр мер поддержки реализации мусорной реформы в муниципалитетах и направить в комиссию по контрольной деятельности. «Мы посмотрим, достаточное ли количество мер поддержки или их недостаточно, обсудим это с правительством и примем решение – провести семинар для муниципалитетов или вынести эту проблему на парламентский муниципальный час», – сказал Тимур Сагдеев.
Представители правительства указали и на объективные трудности в реализации реформы. За последние 3 месяца потеря механизаторов в мусоросборке составила 20–30%, мужчины уходят на СВО, заключая контракты, и на работу в нефтяные компании. Плюс возникают проблемы с техникой, регоператор вынужден ждать свою очередь, чтобы приобрести технику непосредственно на заводах. Заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин предложил регулярно приглашать депутатов на совещания, которые проводятся совместно с муниципалитетами, чтобы участвовать в обсуждении актуальных вопросов реализации мусорной реформы. Парламентарии откликнулись на это предложение, заявив, что такое общение может быть очень полезным. И областной парламент всегда готов участвовать в совещаниях рабочих групп правительства по актуальными вопросам.
Аудитор Лариса Мулярова предложила депутатам обратиться в правительство ещё с одной проблемой: нужно разработать меры поддержки организаций по приёму вторичных ресурсов. И хотя точечно такая помощь уже есть, в этом направлении лучше действовать последовательно и системно. Депутат Евгений Сарсенбаев уточнил, что предпринимателям необходимо в части приобретения оборудования для переработки вторсырья, поскольку пока распространена перепродажа мусора. Должна быть выстроена система, когда предприниматели, сдающие пластик и картон на переработку коллегам, получали бы снижение платежей по линии регионального оператора. «Это должна быть комплексная работа, чтобы мотивировать всех в данной цепочке», – считает депутат.
По итогам обсуждения Тимур Сагдеев попросил КСП сформулировать отдельно предложения, которые были направлены региональной палатой в Счётную палату РФ, чтобы комиссия могла детально ознакомиться с ними, обсудить с представителями правительства и направить их депутатам Государственной Думы и двум сенаторам от Иркутской области. Работа по проблеме будет продолжена с участием представителей региона в Госдуме и Совете Федерации.