Свалилось наследство
Пережить такое «счастье» без конфликтов с ближайшими родственниками выпадает далеко не всем. Не зря же сказано: «Никогда не говори, что знаешь человека, если не делил с ним наследство». Впрочем, в этих историях полно различных поворотов. Залы судебных заседаний пропитаны людскими страстями на эту тему.
Умерла предприниматель Ольга Анохина (здесь и далее фамилии изменены), человек ещё не старый. Но онкология – штука коварная, и наличие средств далеко не всегда позволяет выкарабкаться. Понимая своё состояние, Анохина ещё загодя оформила недвижимость на единственную дочь Анну. По дарственной та стала владелицей двухэтажного дома вблизи Иркутска и гаража. В наследственное имущество ещё входила солидная сумма денег, лежащая на банковском счёте умершей. Кроме дочери на неё как наследники первой очереди могли рассчитывать родители Анохиной. Но дедушка и бабушка Анны к нотариусу за принятием наследства не обращались. Таким образом, всё имущество матери досталось дочери.
Однако конфликт с одной из родственниц всё же разгорелся, и какой – дело было доведено до суда. Анна подала исковое заявление в Свердловский районный суд Иркутска на свою родную тётю Елену Серову, младшую сестру покойной мамы, о взыскании присвоенных денежных средств – без малого 6 миллионов рублей – из наследственного имущества. Тётя работала вместе с её матерью. Когда заболевание у мамы обострилось, именно тётя по нотариальной доверенности стала вести в фирме все дела. Для финансовых расчётов ей был доступен банковский счёт сестры.
После вступления в наследство Анна обратилась в банк, чтобы получить выписку о состоянии банковского счёта покойницы, и обнаружила там много интересного. Непосредственно перед уходом мамы, когда та лежала в столичной клинике, счёт стал активно «худеть», с него снимались немалые суммы. Серова была наделена полномочиями переводить деньги не только в интересах индивидуального предпринимательства, но и физическим лицам, действуя от имени своей старшей сестры. Но, когда Анохина скончалась, нотариальная доверенность перестала действовать. Её обладательница утратила право проводить операции по счёту. Тем не менее именно в это время тётя Лена активно снимала с него деньги: в частности, несколько раз по 300 тысяч рублей получила наличными в банкомате.
Внутрисемейные разборки по этому поводу ни к чему не привели. Серова утверждала, что действовала разумно, добросовестно и для каждого случая снятия денег была причина. Но племянница обвинила её в незаконном присвоении части наследства – так возникло это гражданское дело.
Суд тоже первым делом поинтересовался состоянием банковского счёта ушедшей в мир иной предпринимательницы: сколько и куда уходило денежных средств? Так, незадолго до кончины своей сестры Серова отправляла деньги родителям. Эти переводы для матери и отца были сделаны по распоряжению наследодателя, и суд не стал особенно вдаваться в их подоплёку. А вот то, что происходило с движением средств после кончины Анохиной, было уже важнее. Ведь доверенность на снятие денег со счёта покойной сестры уже не действовала. Сестра просто не имела права распоряжаться чужим счётом. С помощью нехитрой арифметики была определена сумма, которую Серова действительно оказалась должна своей племяннице как получателю наследства. Это те деньги, которые тётя несколько раз снимала в банкомате: около 1 миллиона рублей. По решению суда ответчица обязана вернуть их своей родственнице. Другое дело, что не все потери можно исчислить в купюрах. За кулисами таких судебных споров всегда остаются кровные обиды ещё недавно близких людей.