«Землетрясение» по Вампилову
Размышления после фестиваля современной драматургии
24 сентября торжественно завершился XIV Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова, который проводит Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова при поддержке регионального правительства. Недельный театральный марафон отпылал рябиновыми гроздьями, отзвучали щедрые зрительские овации, опущен занавес. Но не вдруг угаснут улыбки, просохнут невольные слёзы, улетучатся рои впечатлений от этого долгожданного события, масштабного и задушевного одновременно. Подытожим вкратце, чем же порадовал нынешний фестиваль, который от первого, прошедшего в 1997 году, отделяет дистанция более четверти века.
Во-первых, следует напомнить, что Вампиловский в Иркутске – один из редких, штучных фестивалей в России, который полностью оплачивает участникам проезд, проживание, питание, доставку декораций и реквизита, а бонусом – ещё и поездки коллективов на Байкал, без которых не остаётся ни один гость. Это очень дорогое мероприятие, которое финансируется из областного бюджета и средств драмтеатра – генеральной площадки и организатора проекта. В нынешнем году на фестиваль приехали 240 участников из десяти театров, спектакли фестивальной афиши посмотрели 3500 зрителей. Иркутянам были представлены интересные работы коллективов из Нижнего Тагила, Ачинска, Новокуйбышевска, Лесосибирска. Не преминули прибыть наши добрые званые гости – театр «Мастерская» Григория Козлова из Санкт-Петербурга, драмтеатр Минусинска под руководством Алексея Песегова. Были посланцы из Екатеринбурга, подмосковного Зеленограда, не побоялись расстояний и сибирских холодов артисты из Могилёва (Беларусь) и Сухума (Абхазия).
Родину великого драматурга Александра Вампилова представили две команды: иркутский театр танца «PROдвижение» Владимира Лопаева и, конечно же, Иркутский академический – флагман фестиваля. В афишу вошли тринадцать постановок. Как заведено, в театральном форуме приняли участие три авторитетных критика школы ГИТИСа: педагог кафедры истории театра Алла Шевелёва, кандидат искусствоведения из Кировска Екатерина Рябова и эксперт множества театральных фестивалей Ирина Кайгородова из Москвы. Аналитики проводили обсуждение спектаклей, а также побаловали любознательную публику глубокими лекциями о театре, послушать которые не упустили возможность более ста человек.
Лабораторная увертюра
Увертюрой к фестивалю стала творческая лаборатория, в которой над текстами современной драматургии вместе с артистами охлопковского театра «колдовали» три приглашённых мастера. За пять дней мобильные постановочные группы сумели подготовить и показать зрителям три… нет, не эскиза, а, по выражению Екатерины Рябовой, генеральные репетиции. Три спектакля, один любопытнее другого. «Лошадку» Ольги Богославской и Юлии Тупикиной лихо «объездил» Александр Баркар. С «Одним билетом до Марса» Александра Тюжина путешествовала Анна Морозова. Маршрут «К звёздам» Наталии Мошиной исследовал Михаил Егоров. Артисты продемонстрировали фантастическую выносливость и профессионализм. В режиме блиц они не только выучили тексты ролей, освоились в мизансценах, но и ухитрились создать яркие образы, связанные сложными взаимоотношениями, адресовать залу содержательные послания и импульсы к размышлениям.
Екатерина Рябова отметила невероятную заинтересованность в лабораторном опыте не только самих «охлопковцев», но и приближённой публики. Иркутск театральный активно ищет знакомства с новым режиссёрским мышлением, новыми методами постановки, с новыми текстами. В стенах старейшего сибирского театра чувствуется великая готовность к «езде в незнаемое», к новым творческим приключениям и вершинам, подчеркнула наша гостья.
Незримое присутствие гения
«Фестиваль – это землетрясение!» – сказала о вампиловском народная артистка России Лидия Цуканова из Кемерова двадцать лет назад. Таким – пламенным, молниеносным, прочь изгоняющим духовную спячку – он остаётся и сегодня. Фестивальный сентябрьский старт сообщил новому, 174-му театральному сезону в Иркутском академическом головокружительное ускорение и гиперболический тонус. Этот подъём, этот феерический настрой передался и приезжим участникам событий. Наперебой они называли охлопковский театром, в котором кипит жизнь, чувствуется незримое присутствие Вампилова, пульсируют лучи его светлой мысли, театром, в котором царит атмосфера любви.
Честь открыть фестиваль и представить свою трактовку вампиловских пьес по праву заслужил театр «Мастерская» Григория Козлова. «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске», сыгранные питерской командой, произвели на зрителей сильное впечатление. Смотрели эти большие, глубоко проникающие в душу полотна, что называется, затаив дыхание. Нами безраздельно владел русский психологический театр в самом лучшем своём проявлении: с животворящим словом, светоносным смыслом, с мощным вызовом внутреннему герою в каждом из нас.
Лицом друг к другу
Немало было явлено новейших драматургических высказываний, сценическую жизнь которым отважились дать небольшие провинциальные коллективы. В пьесах «Семью восемь», «Тихий шорох уходящих шагов», «Человек в закрытой комнате», «Горбатая», в тексте финского автора «В сапоге у бабки играл фокстрот» в разных ракурсах и вариациях отражена проблема дефицита любви, одиночества и разобщения в семьях, психологического сиротства детей при живых родителях, по большому счёту – тема расчеловечивания человека. Каждый спектакль раскрывает её по-разному. Новым текстам соответствуют и современное прочтение, и свежие сценические проявления, такие как приём роуд-муви, в которое вписали действие артисты из Лесосибирска, или удивительно красноречивые пластические рисунки в режиссуре Дениса Бокурадзе, блестяще присвоенные новокуйбышевскими актёрами. Это было свежо, гипнотично, захватывающе. Но самое ценное здесь – это, как подметила критик Екатерина Рябова, разговор о человеке, стремление «повернуть нас лицом друг к другу – родителей и детей, братьев и сестёр, отдалившихся и самых близких». «Жестокий век» создают «жестокие сердца», а не наоборот. Как тут не вспомнить Владимира Гуркина, его слова, сказанные на одном из фестивалей прошлых лет: «Меня интересует не тот театр, где зритель оценивает актёров, сюжет… Меня интересует театр, в котором зритель говорит себе: «Боже мой, что со мной происходит!» Судя по откликам, нынешний вампиловский зритель себя узнавал, вопросами подобными задавался, активно размышлял о личном опыте и проблемах.
Обаяние новых форм
Совсем невербальный спектакль показал иркутский театр танца «PROдвижение». Это был единственный показ не в стенах Иркутского академического, а в бизнес-центре «Собрание». Руководитель танцевальной труппы в своей постановке «Время» языком современных хореографических направлений загадывает нам загадки о быстротечности жизни, напоминает, по сути, екклесиастово: ничто не вечно под солнцем. Иди, ешь с весельем хлеб свой и пей в радости сердца вино твоё…Утром сей семя своё и вечером не давай отдыха руке твоей… Доколе не померкнут солнце, и свет, и луна, и звёзды…
Наши друзья из Беларуси привезли особенную работу. Моноспектакль «Без пудры» был создан прежним главным режиссёром Могилёвского областного драматического Екатериной Аверковой для ведущей актрисы театра Галины Лобанок. В Иркутске случилась маленькая премьера: могилёвские зрители не видели постановку 15 месяцев из-за болезни артистки, которая вышла на сцену после долгого перерыва. И с успехом. Остроумная, искренняя исповедь современницы, пытающейся под прессом культа успешности и гламура сохранить неукротимую женскую природу, была тепло и чутко воспринята залом, причём не только «слабой» его частью. Украсили монолог актрисы видео-, поэтические и вокальные фрагменты.
Нетленка вечных смыслов
Срез драматургии сегодняшнего дня показывает, что новых Вампиловых пока не видно. И потому режиссёры обращаются к благодатным образцам высокой прозы, как современной, так и классической. Богатую постановку по повести Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» показал «Ведогонь-театр» из Зеленограда (Московский округ). Благодаря удивительному каскаду ярких, наполненных визуальных образов, завидной ансамблевой слитности всех персонажей, мастерским актёрским работам, живописный текст и метафоричный язык оригинала обрели на сцене трепетную, одухотворённую жизнь. Ощущение литературного театра уступило место живому сопереживанию героям истории, реалистичной и сказочной одновременно.
Дальше всех от родного дома на фестивале оказались наши гости из Государственного русского театра драмы имени Фазиля Искандера (Сухум, Абхазия). Их заявка вызвала большой интерес не только у отборочной комиссии фестиваля, но и у зрителей. Нам предложили «путешествие в неизведанное» в трёх актах – «Солярис» по роману Станислава Лема. Спектакль окончился бурными овациями. Публика оценила блистательное световое оформление от Дениса Солнцева, экспрессивный визуал, чувственную музыку композитора из Улан-Удэ Анастасии Дружининой, которая, кстати, была на показе. Кому-то не хватило в сценической версии философской глубины и драматизма первоисточника. Но первый визит сухумской труппы в наш город – определённо удачный и памятный. Детскую роль в команде гостей сыграл, между прочим, воспитанник театральной студии DRAMA при Иркутском академическом театре Денис Сергейчев.
Закрывали вампиловскую феерию наши давние друзья из Минусинска под руководством заслуженного деятеля искусств России Алексея Песегова с его авторской версией рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Озор». У спектакля игривое название «Озорник». Как и ожидалось , обманчивое. История, рассказанная сибирским классиком и живописно воплощённая современниками на сцене, полна драматизма, бунтарства и страстей. История непрошеной любви и неизбежной разлуки, короткого запретного счастья и горькой расплаты. Она красиво и поэтично прозвучала, проплыла, просияла перед нашими глазами, оставив нечаянно светлое послевкусие. «Песеговцы» обещали быть к нам вскоре вновь – на Втором фестивале имени Валентина Распутина в марте.
Магия сокровенности
Сами хозяева фестивальной площадки «охлопковцы» блеснули своей постановкой «Кое-что о том самом и не только» по пьесе Дмитрия Калинина. Это головокружительное «путешествие на Марс в одном действии» организовал в рамках творческой лаборатории предыдущего вампиловского фестиваля режиссёр Андрей Шляпин, да так умело и заразительно, что эскиз был принят в производство. Так иркутскому зрителю на радость в репертуаре театра появился чумовой спектакль, уносящий в детство, освобождающий от «ороговевших наростов» долгих лет, возвращающий крылья, фантазию, щенячью радость празднования жизни. Машина времени, где взрослые артисты на глазах превращаются в детей и провоцируют к этому обезоруженную публику, понравился нашим гостям и придирчивым экспертам.
Много искромётных эмоций подарил участникам фестиваля открывшийся в этом году на смену традиционным «Чайным» элитный «Актёрский клуб» – территория капустников. О нём не хочется говорить вскользь, а с чувством, с толком будет долго.
– Особенная ценность Вампиловских дней в Иркутске – это объединение людей, – подытожила преподаватель ГИТИСа Алла Шевелёва. – Нас впечатлили прекрасная команда фестиваля, команда Иркутского академического, её профессионализм, душевность, артистизм. Но так же прекрасны и те люди, которые сюда приехали. Здесь не было случайных «постояльцев». Все живут одной идеей, одной целью – идеей искренности, любви к своему делу, к театру, к зрителю. Любви к человеку.
Ирина Кайгородова назвала наш театральный праздник «вершиной, где ты предельно распахнут миру». Вершиной, на которую творцы поднимаются вот уже долгие годы, чтобы вдохнуть освежающий воздух Байкала, аукнуться через время с удивительным «сокровенным человеком» Александром Вампиловым, поравняться на его высокий гуманистический ориентир. Вершиной, куда обязательно захочется возвращаться вновь и вновь.