Колбаса «Элитная» во внутреннем кармане
Магазинных воров нередко снисходительно называют воришками. Дескать, что с них взять: воруют по мелочи, никого же не убивают. Между тем эти воришки приходят с потайными карманами в магазин, как на работу. Кого-то ловят, конечно, но это жалкий процент от общего числа кормящихся в торговых сетях. Адреналиновая игра для магазинного вора со временем становится привычной, и он уже спокойно, внаглую берёт товар с полки, зная, что за него не заплатит. Главное, выявить в торговом зале «слепые» зоны и потом пройти мимо кассы с «каменным» лицом. Эти люди ценят зиму за то, что можно носить бездонные синтепоновые куртки. И маски, скрывавшие лицо в ковидные времена, были для них очень кстати.
Скатерть-самобранка для наркомана
И всё же кто они по своему социальному положению, какие жизненные обстоятельства заставляют людей идти на такие преступления? Опустим случаи, когда мать-одиночка крадёт для своих детей шоколадку. Это нельзя оправдать, но и расходовать на неё пыл осуждения как-то не хочется. Основная масса идёт на кражу тех же продуктов не из-за приступов голода как такового. Оставим в стороне и так называемых шоплифтеров с их убогой философией самоутверждения. Они воруют от сытости, для развлечения. У большинства магазинных воров таких стимулов нет, их подпитывает обыкновенный паразитизм со своей уверенностью: «Я вам ничего не должен, а вот вы мне должны то, то и то. Не дадите – сам возьму». Чтобы стать карманником, надо обладать ловкостью рук, а украсть товар с магазинной полки, выбрав подходящий момент, и уйти незамеченным – в самый раз. Такие типы, когда выходят из торговой точки с уловом, испытывают большое удовлетворение.
Уголовные дела, заведённые на магазинных воров, составляют повседневность судебной практики. Вот несколько таких дел, рассмотренных недавно в Ангарском городском суде и Свердловском районном суде Иркутска.
Воровке со стажем Татьяне Лысковой (здесь и далее фамилии изменены) скоро уже стукнет пятьдесят. Не работает, хотя есть среднее специальное образование. Семьи нет, зато имеется большая тяга к наркотикам. Уже давно облюбовала для краж магазины. За её плечами – длиннющий список преступлений по статье 158 УК РФ. Административные наказания перемежаются с условными сроками лишения свободы. С поличным попалась в магазине «ХлебСоль» в микрорайоне Университетском областного центра. Причём незадолго до этого была привлечена к административной ответственности за мелкие хищения. На этот раз хотела незаметно пронести упаковку колбасы «Элитной», четыре куска карбонада, пирожное и 10 сливочных сырков – всего на сумму 1900 рублей. Не повезло, задержали на выходе. Лыскова была уверена, что снова всё обойдётся «административкой». Но суд назначил ей 4 месяца лишения свободы условно с испытательным сроком один год. А что такое испытательный срок для наркоманки? Мало того что нужно регулярно отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции, в этот период необходимо вести себя законопослушно, иначе можно получить реальный срок. Но как обойтись без последствий, если, судя по всему, не воровать она не может?
Когда рисуют статистический портрет магазинного вора, отмечают, что чаще всего это мужчина до 35 лет. Но любой охранник торговой точки скажет, что так ограничивать типаж злоумышленника нельзя. Потому что воруют представители всех возрастов – от детей до бабушек. Для того же наркомана магазины – это как скатерть-самобранка, за каждым не уследишь, да и по внешнему виду покупателя не всегда определишь, что человек страдает зависимостью.
В этом же суде было рассмотрено уголовное дело в отношении Анастасии Котовой 1988 года рождения. С предыдущей подсудимой у неё много общего. Не работает, лишена родительских прав на двух детей, употребляет наркотики, неоднократно судима за кражи. Повадилась ходить в один из магазинов «Пятёрочка» как к себе домой. На сей раз в её уголовном деле четыре кражи. В один из воровских заходов Котова умудрилась спрятать под куртку 7 банок растворимого кофе по 220 рублей за каждую. Следующий поход в магазин завершился тоже успешно: удалось пронести мимо кассы пару банок сгущённого молока и дорогостоящее средство для стирки белья в растворимых капсулах на общую сумму свыше 5 тысяч рублей. Ещё два эпизода краж помогли пополнить домашние запасы этих капсул. Впрочем, наркоманам всегда нужны живые деньги, чтобы расплатиться за очередную дозу. Поэтому и кофе, и капсулы для стирки, скорее всего, были проданы по дешёвке знакомым или просто прохожим на улице. Воровку вычислили при изучении записей с камеры видеонаблюдения. Ей дали полтора года условного наказания.
Уголовное дело пенсионерки Милы Дуговой рассматривалось в Ангарском городском суде. Она промышляла в магазинах ООО ТС «Командор». Приходила туда уже нетрезвая и, не размениваясь на колбасу и сырки, сразу шла к полке со спиртным. В несколько заходов сумела утащить коньяк «Дербент» и три бутылки водки. Как объясняла потом следователю, спиртным поднимала себе настроение и зазорным это не считает. А вот суд посчитал, что при алкогольной зависимости ей хорошо помогут назначенные по приговору исправительные работы на срок 6 месяцев с удержанием в доход государства пяти процентов из заработной платы.
Присел на лавочку, а потом на скамью подсудимых
Этот же суд вынес приговор магазинному вору Игорю Аркину: полтора года лишения свободы в колонии строгого режима. Сорокалетний Аркин уже успел отсидеть за кражи и незаконный оборот наркотиков в колонии особого режима, освободился оттуда условно-досрочно. Но, даже находясь под административным надзором, с криминалом он не расстался. Работой себя не утруждал, при систематическом употреблении наркотической дури и алкоголя ему остро требовались деньги. В его уголовном деле три криминальных эпизода. В ангарской «Пятёрочке» Аркин умыкнул с полки пять упаковок с колготками, чтобы их сбыть дешевле и положить в карман деньги. Попутно прихватил банку кофе. В следующий заход хотел вынести 10 самых дешёвых плиток шоколада из магазина «ХлебСоль» на общую сумму меньше 300 рублей, но на выходе был задержан работниками магазина. Наказание за такой «пустяк» он толком не понёс, и поэтому следующий эпизод был запрограммирован: кража двух бутылок водки «Пять озёр» уже из другого магазина «ХлебСоль». Но тут Аркину снова не повезло: успел вынести украденное, но нутро алкоголика сыграло с ним злую шутку. Отойдя всего на три метра от магазинного крыльца, он уселся на лавочку, чтобы отпить водку из горла. Здесь его и настигла продавщица. Сразу же была вызвана полиция.
О временах и нравах
У криминологов есть одно интересное утверждение на тему нашей честности. Считается, что только 10 процентов людей никогда и ни при каких обстоятельствах не способны совершить кражу чужого имущества. Возможно, с этим согласятся не все: хочется верить, что честных людей на самом деле гораздо больше. Но общество пока не может справиться с проблемой мелких хищений, от которых страдает розничная торговля. Динамика подобных правонарушений не радует. В прошлом году, к примеру, наблюдался резкий всплеск магазинного воровства. Связана ли эта проблема с падением уровня жизни, насколько соблазн обчистить торговую полку зависит от материальной составляющей – на этот счёт существуют разные мнения. Но кражи из торговых точек явно объясняются не одной лишь бедностью как таковой. Причины, как всегда, залегают глубже.
Взять хотя бы подсудимых, о которых шла речь: никто из них не смог выстроить свою судьбу. Все фигуранты уголовных дел не работали, не создавали свои семьи либо не содержали их, предоставляя заботу о собственных детях государству, жили одним днём, затуманивая мозги наркотиками и алкоголем. Воры этой категории прекрасно знают, что за несколько дешёвых шоколадок даже административное наказание может не последовать. Мелкое хищение. Отберут шоколадки и поругают у кассы. И условные сроки по уголовным делам за кражи из магазинов их не пугают. Если всех, кто проходит с бутылкой за пазухой мимо кассы, отправлять за колючую проволоку, то ведь никаких мест в колониях не хватит. Так что проблема с магазинным ворьём есть – и большая.