«О сцена, свободная, как небеса, ты дай мне побольше простора…»
К 85-летию со дня рождения артиста Александра Крюкова
Уникальность его актёрской природы поистине поражала зрительское воображение: он был прекрасным социальным героем и великолепным трагическим артистом, создавшим целую галерею ярких образов в спектаклях русской и зарубежной классики, и потрясающим чтецом, чьим голосом заслушивалось не одно поколение радиослушателей. Удавались ему и характерные роли. 25 августа незабвенному заслуженному артисту РСФСР Александру Крюкову исполнилось бы 85 лет.
Про Александра Павловича Крюкова, щедро наделённого от природы сценическим обаянием и незаурядным актёрским талантом, смело можно сказать поэтической строкой Евтушенко: «Я сибирской породы». Семья сибиряков Крюковых происходила из крупного села с красивым названием Ярцево, расположенного в Красноярском крае. Красота этих дивных мест, безусловно, сыграла свою роль в становлении его яркой личности. Сашино детство, как детство девчонок и мальчишек-ровесников, пришлось на страшные военные годы. Наверное, потому эти моменты, ожившие через много лет в памяти Александра Павловича, стали основой для спектакля, посвящённого Великой Отечественной, который, к огромному сожалению, в силу разных обстоятельств не был поставлен.
Окончив школу, 17-летний Саша пошёл работать на один из заводов Красноярска, получив специальность монтажника. Мечтал Александр в пору своей юности о профессии врача. И, возможно, мечта эта могла осуществиться, если бы, придя однажды в театр, он не встретил удивительного человека, который определил его дальнейшую судьбу. Этим человеком был прекрасный режиссёр, многие годы возглавлявший известные московские театры – ЦТСА и Театр на Малой Бронной, будущий народный артист РСФСР легендарный Александр Дунаев. Пригласив 19-летнего юношу во вспомогательный состав Красноярского драмтеатра, он не ошибся в своём выборе. Так Александр Крюков до последнего своего дня, ни разу об этом не пожалев, оставался верен сцене.
Одновременно с работой в театре Александр оканчивает студию при Красноярском театре имени Пушкина под руководством талантливого режиссёра Семёна Казимировского, в постановках которого впоследствии будет много и успешно занят в Иркутске. На роль Бригеллы в дипломном спектакле – комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ» – режиссёр Виктор Мерецкий (ещё одно имя, знакомое иркутским театралам со стажем) назначил Александра Крюкова. На сохранившейся пожелтевшей от времени программке этого спектакля Виктор Борисович написал такие слова: «…Знаешь, что самое главное для тебя? Стать самим собой! Понимаешь? И тогда ты будешь и Актёром, и Человеком. Жму руку». С этим напутствием Александр Крюков, только что получивший диплом артиста, в мае 1961 года вошёл в самостоятельную жизнь. Он видел на красноярской сцене великолепных Василия Корзуна и Василия Кульзбекова, Виктора Мерецкого и Николая Прозорова, Нину Никифорову и Марию Вольскую, актёров, в разное время тоже служивших в драматическом театре и ТЮЗе в Иркутске, был их партнёром в спектаклях «Гамлет», «Барабанщица», «Юность отцов», «Снежная королева», «Доходное место», «Собака на сене».
В сентябре 1961 года, приняв приглашение заслуженного деятеля искусств Михаила Ваховского, Александр Крюков становится артистом Тамбовского театра имени Луначарского. Сыграв за короткий период времени несколько интересных ролей в спектаклях театра «Счастливая», «Хрустальный ключ», «Великий волшебник», «Жена товарища», Крюков в начале 1962 года уезжает в Новокузнецк, а затем в Кемерово, где его ждут роли в пьесах Михаила Шатрова, Константина Симонова, Виктора Розова, Исидора Штока.
Позже были театры Барнаула, Архангельска, Кургана, где актёрский талант Александра Крюкова раскрылся ещё ярче и многообразнее: Белугин, Паратов, Беркутов и Кудряш в пьесах Островского, Борис Годунов в драме Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», Яровой в пьесе Тренёва «Любовь Яровая», Джильберт в «Марии Тюдор» Виктора Гюго, Мэкки-Нож в «Трёхгрошовой опере» Брехта, Фрэд в «Лиззи-Маккей» Сартра, Марат, Зорин и Михей в пьесах Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», «Город на заре» и «Таня», Дористео в «Изобретательной влюблённой» Лопе де Вега и мольеровский Тартюф. Такой галерее разнообразных персонажей мог бы позавидовать любой артист.
Ещё в Кургане Александр Крюков начал работать над созданием поэтических литературных композиций, с которыми впоследствии очень успешно и много выступал на Иркутском радио. Его голос, мощный, но в то же время мягкий, немного напевный, с лирически-тёплыми нотами, полюбили слушатели области. Он был особенным, ни на кого не похожим. В этом был весь Александр Павлович. Таким ценили его режиссёры, с огромным уважением относились коллеги и театральная молодёжь, обожали зрители.
Приехав в Иркутск зимой 1975 года, Александр Крюков много работает в лучших постановках главного режиссёра драмтеатра Григория Жезмера «Деньги для Марии» и «Синие кони на красной траве», «Гроза», «Аристократы» и, конечно, «Макбет», спектакль с огромным успехом представленный на московских гастролях в сентябре 1978 года. Декабрь 1979 года принёс Александру Павловичу долгожданную и радостную новость о присвоении почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».
Работа над сложнейшей ролью Фауста с режиссёром Герхардом Мейером стала важным творческим этапом в биографии артиста. Много ярких работ ждало Александра Крюкова в 1980-х: Василий Кузякин в спектакле «Любовь и голуби», Санчо Панса в «Дон Кихоте», Егор Полушкин в «Не стреляйте в белых лебедей», Казмин в «Последнем посетителе».
С большим увлечением занимался Александр Павлович педагогикой: в Иркутском театральном училище в течение нескольких лет был преподавателем сразу двух основных дисциплин – сценической речи и мастерства актёра.
А каким заядлым охотником и рыболовом был Александр Крюков! Пожалуй, в этом ему не было равных среди коллег-артистов. И ещё он любил (и делал это бесподобно!) рассказывать смешные истории и анекдоты.
Его актёрская натура обладала помимо прочего даром анализировать события, поступки, характеры героев. Наверное, отсюда возникло желание самостоятельной работы в качестве режиссёра. Была выбрана пьеса «Контракт» Мрожека – интересный и в то же время сложный материал для двух разновозрастных актёров: недавнего выпускника театрального училища Степана Догадина (ныне заслуженного артиста России) и одного из старейшин охлопковской сцены – заслуженного артиста Александра Бермана. Режиссёрский дебют Александра Крюкова удался, публика и критики с интересом приняли спектакль. Тяготея к классическому репертуару, в 1990-х годах Александр Павлович ставит спектакль по драме Гюго «Мария Тюдор» с Еленой Мазуренко в главной роли, участвует в качестве режиссёра в восстановлении трагедии А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (постановка Яна Цициновского), являясь бессменным исполнителем роли Ивана Шуйского, и уже самостоятельно выпускает «Смерть Иоанна Грозного», сыграв заглавную роль. Работая над ролью Иоанна Грозного, Крюков не придал значения появившимся первым признакам тяжёлой болезни, продолжая всего себя, пока это было возможно, без остатка отдавать любимой сцене. Иначе он не мыслил свою жизнь в искусстве.
Когда болезнь немного отступила и Александр Павлович смог вернуться к работе, он осуществил постановку спектакля «Дальше – тишина», ставшего лебединой песней заслуженных артистов Александра Бермана и Людмилы Слабуновой. После завершения реставрации театра и открытия камерной сцены Крюков поставил на ней пьесу драматурга Людмилы Разумовской «Владимирская площадь», спектакль был назван «Не исчезай». Это грустный рассказ о двух пожилых людях, оказавшихся на закате своих дней одинокими, никому не нужными. Спектакль, шедший в течение нескольких лет с аншлагами, стал настоящим откровением. Драматическая история, рассказанная со сцены народной артисткой Тамарой Олейник и заслуженным артистом Александром Крюковым, стала своеобразным реквиемом по сильным и красивым людям эпохи, главными критериями в жизни которых были достоинство, честь и совесть. В финале спектакля звучала необыкновенно красивая песня «Занимается день», и каждый раз к горлу подкатывал комок, влажнели глаза.
Одной из последних работ Крюкова в иркутском театре стала роль инспектора Мича в спектакле режиссёра Олега Пермякова «Соло для часов с боем». Пьеса Освальда Заградника – великое произведение для театра, её триумф в Советском Союзе исторически связан со МХАТом и его выдающимися мастерами, впервые исполнившими «Соло…» 50 лет назад. Незабываемый ансамбль явили в начале 2000-х на иркутской сцене артисты-«охлопковцы» старшего поколения Виталий Венгер (исполнявший роль пана Абеля), Капитолина Мыльникова и Людмила Слабунова (пани Конти), Валерий Жуков (пан Хмелик), Юрий Десницкий (пан Райнер) и Александр Крюков. Каждый из них был в этом ансамбле по-особому звучащей струной.
С годами тяжёлый недуг всё реже позволял артисту выходить на сцену, к любимым зрителям. В июне 2008 года, два месяца не дожив до 70, Александр Крюков покинул этот мир. На белоснежном мраморном памятнике, установленном на могиле артиста, золотыми буквами выбиты слова одной из его ролей – шекспировского Лира: «Король, и до конца ногтей – король…»
Коллеги по театру чтят его память, по-отечески называя Палычем, тепло вспоминают о совместной работе. А в радиоэфире, записанные на плёнку, как и прежде, продолжают звучать такие знакомые ноты его неповторимого тембра. Иркутск не забывает любимого Артиста.