Виктор Жердев: «Сейчас достаточно нескольких минут, чтобы подтвердить своё право на недвижимость»
Долгое время главным доказательством существования права на недвижимость являлось свидетельство о регистрации права. И сейчас ещё оно хранится у многих правообладателей квартир, домов, земельных участков. Но что могут получить обратившиеся в Росреестр правообладатели вместо привычного документа сегодня, стоит ли опасаться цифровых документов – об этом, а также о том, как повлияли изменения последних лет в сфере недвижимости на нашу привычную жизнь, рассказал в интервью руководитель Управления Росреестра по Иркутской области Виктор Жердев.
– Виктор Петрович, почему регистрация права больше не подтверждается свидетельством?
– Это не совсем так, ведь, если свидетельство было когда-то получено заявителем, оно продолжает быть документом, подтверждающим его право, и нужно отметить, таких свидетельств у граждан хранится очень большое количество, учитывая, что выдавались они на протяжении восемнадцати лет – начиная с 1998 года. При этом уже семь лет прошло с тех пор, как свидетельство о регистрации права больше не выдаётся собственникам недвижимости, а регистрацию права в Росреестре подтверждает выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
– Но зачем нужно было отказываться от привычного свидетельства о регистрации права?
– В отличие от выдававшегося ранее свидетельства выписка из ЕГРН не печатается на специальном бланке, она может быть подготовлена в электронном виде с цифровой подписью. И вот в этом электронном формате, обладающем равной юридической силой с бумажным аналогом, кроется её главное отличие и основное преимущество.
– Но, наверное, это всё-таки преимущество не для всех, а скорее для бизнес-сектора, фирм, компаний, где есть для этого и средства, и спрос?
– Приведу простую статистику. С начала 2023 года филиалом ППК «Роскадастр» по Иркутской области уже выдано около одного миллиона четырёхсот тысяч выписок, из них в электронном виде – более одного миллиона трёхсот тысяч выписок, и только около сорока трёх тысяч – в бумажном. И это общая тенденция. Возьмём для примера «бытовую» недвижимость – индивидуальные дома, гаражи и так далее, по этой категории дел сегодня 85 процентов заявителей обращаются к нам для регистрации своего права с электронными заявлениями. Аналогичная ситуация наблюдается с ипотекой, регистрацией договоров участия в долевом строительстве, где спрос на электронный формат госуслуг среди граждан только растёт.
– Несмотря на такую интересную статистику, замечу, что ещё многие граждане скептически относятся к выпискам, особенно электронным, считая, что их легко подделать. Можно ли как-то развеять эти сомнения?
– Чтобы подобных сомнений не возникало, выписка из ЕГРН была доработана. С марта 2023 года на всех выписках из ЕГРН, которые предоставляются на основании запроса, отображается специальный QR-код. При его считывании происходит переход на сайт Росреестра, где можно проверить подлинность данных.
– Есть ли ещё какие-то преимущества у цифрового формата работы Росреестра, о которых стоит знать?
– Да, это скорость получения результата при регистрации права и кадастровом учёте, поскольку мы установили сокращённый срок для таких заявлений, если они электронные – всего 1 день. А если говорить о получении данных из реестра недвижимости – сегодня каждый может запросить выписку из ЕГРН, не выходя из дома или офиса, и получить результат всего за несколько минут – и при этом дешевле, чем через МФЦ.
– Ещё хочу упомянуть о новой услуге, которую мы предоставляем жителям Иркутской области. Речь идёт о возможности через «Личный кабинет» на портале «Госуслуги» направить нам свой проект договора для проверки на наличие неполных или некорректных данных о недвижимости и бесплатно получить заключение специалиста по договору.