Принцип неопределённости
Предпринимательская уверенность в завтрашнем дне оставляет желать лучшего
В условиях рыночной экономики действуют не только крупные производства, но и менее масштабный бизнес. «Младший брат» крупных и средних предприятий умеет быстро перестраиваться с учётом меняющейся ситуации, выпускает и реализует необходимые товары, оказывает различные услуги. Любимое поприще – торговля. Однако значительное число малых предприятий занимаются строительством, транспортировкой и хранением, профессиональной, научной и технической работой, другими видами деятельности. К примеру, в областном объёме строительных работ доля малого бизнеса – 22%, продукции обрабатывающих производств – 16%. Ещё более весома роль малых предприятий в продаже населению товаров (26%) и общественном питании (45%), а с учётом индивидуальных предпринимателей, работающих в этой сфере, – 49% и 63% соответственно.
В целом по экономике на малые предприятия приходится 12,6% отгруженных товаров (работ, услуг).
Для малых предприятий установлены пределы численности работников (не более 100 человек) и дохода от предпринимательской деятельности (800 млн рублей в год). Из общего числа выделяются предприятия микроуровня (до 15 рабочих мест, с годовым доходом до 120 млн руб.).
В общей сложности эти скромные по размерам предприятия обеспечивают работой более 160 тысяч человек. Их вклад в борьбу с безработицей – 18,8% рабочих мест в организациях региона.
Какой труд ценится выше
Оплата труда в малом бизнесе пропорциональна размеру производства. В 2022 году без микроуровня – в среднем 46 тысяч рублей в месяц, а с учётом самых малых предприятий – 37 тысяч. Заметим, что средняя зарплата занятых на крупных и средних предприятиях в минувшем году перевалила за отметку в 71 тысячу рублей.
Как и в большом бизнесе, заработки зависят от выбранного поприща. Выше ценится труд на добывающих предприятиях, в профессиональной, научной и технической сферах. Скромная зарплата в гостинично-общепитовском бизнесе, страховании и соцобеспечении, образовании, в области культуры, спорта, организации досуга – не более 30 тыс. рублей.
Несмотря на существующие ограничения, суммарно все малые предприятия Приангарья ворочают миллиардами. За год они произвели и отгрузили потребителям товаров, выполнили работ и услуг на сумму 370 млрд рублей (105,8% к уровню 2021 года). Кроме того, ими продано товаров несобственного производства на 339 млрд рублей (95%). Почти половина годового оборота всех малых предприятий приходится на долю субъектов микроуровня.
В своей работе малый бизнес сталкивается со множеством трудностей. На первой, наиболее острой, фазе пандемии коронавируса (2020 год) он понёс ощутимые потери из-за антиковидных ограничений, в последующем стремясь наверстать упущенное. Однако не всё удалось восполнить. Но предприниматели – физические лица, работая на ниве общепита, в 2022 году сумели вдвое превысить доковидный уровень.
Работа «с колёс»
Как показывает обследование деловой активности, к концу минувшего года, по мнению опрошенных руководителей и владельцев промышленных предприятий, экономическая ситуация заметно ухудшилась. При этом малый бизнес в своих оценках более пессимистичен.
Предпринимательская уверенность в малом промышленном бизнесе традиционно ниже, чем у «старшего брата», преобладают негативные мнения.
Для подобного настроения есть основания. Успешность работы зависит от спроса на выпускаемую продукцию. А проблемы со спросом есть у всех независимо от «калибра» предприятий, но в малом бизнесе они более выражены. Если из крупных и средних организаций фронт работ на год вперёд имеют 24%, то среди малых – только 11%, многие из них вынуждены работать буквально «с колёс»: у 27% представителей малого промышленного бизнеса портфель заказов сформирован лишь на месяц, а дальше – неизвестность и надежда.
Перечень факторов, сдерживающих развитие, одинаков для всех. Но если крупные предприятия по сравнению с малыми больше страдают от недостатка квалифицированных рабочих, то все другие негативные факторы большее давление оказывают на малый бизнес.
А главный тормоз – неопределённость экономической ситуации, в ходе опроса на это указали 72% представителей малого бизнеса и каждый второй из руководителей крупных и средних предприятий.