Кассовый чек подтверждает легальность продажи
В сферу деятельности налоговой службы входит контроль (надзор) за применением субъектами бизнеса контрольно-кассовой техники (ККТ). Её использование позволяет обеспечить выполнение установленного порядка осуществления расчётов и контроль полноты учёта выручки, в том числе в целях правильного налогообложения и товарооборота. И в каждом конкретном случае – защитить права потребителя и обеспечить соблюдение интересов граждан и организаций.
Кассовый чек является подтверждением легальности совершаемой сделки между продавцом и покупателем. Для приобретателя именно кассовый чек является доказательством самого факта возникновения товарно-денежных отношений и основанием для предъявления претензий в случае получения некачественных товаров или услуг, а также, например, при необходимости произвести обмен или возврат товара.
В последние годы введён мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, в рамках которого налоговая служба ввела риск-ориентированный подход к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, по сути, в сложной экономической ситуации оказывая доверие субъектам бизнеса, соблюдающим требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся лишь после осуществления профилактических мероприятий в виде объявления предостережения в случаях, когда фиксируется непринятие налогоплательщиком мер после истечения срока, установленного налоговым органом для устранения выявленных нарушений.
С 2021 года в рамках отраслевого проекта по исключению недобросовестного поведения на рынках, ярмарках и иных территориях, отведённых для торговли, специалисты налоговой службы на постоянной основе проводят контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с владельцами ККТ – в виде наблюдения и выездного обследования, а также во взаимодействии – профилактические визиты и контрольные закупки. Цель данной работы – предотвращение возможных нарушений законодательства, увеличение выручки, фиксируемой с применением ККТ. Результатами данной работы являются рост доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота торговых площадок и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.
Налоговые органы имеют возможность оценивать деятельность налогоплательщика удалённо – в режиме реального времени на основании имеющейся информации. Внедрение в России онлайн-касс обеспечило возможность передавать все данные о выбитых чеках через оператора фискальных данных сразу в налоговые органы, а покупателю – через мобильное приложение «Проверка чека ФНС России» осуществлять их моментальную проверку и обращаться с жалобами в ФНС России.
По результатам наблюдений и выездных обследований в случае выявления признаков нарушения обязательных требований налоговый орган первоначально объявляет предостережение об их недопустимости.
В рамках выездных обследований в случае установления нарушения законодательства налоговые органы в отношении налогоплательщиков, у которых ранее выявлялись факты нарушений и которым объявлялось предостережение, проводят контрольные закупки. И только на их основании может возбуждаться административное производство. Представителям бизнеса, не изменившим модель своего поведения, первоначально могут вынести предупреждение либо назначить штраф при повторном нарушении.
Налоговыми органами также проводятся профилактические визиты, в первую очередь – к налогоплательщикам, только начинающим свою деятельность, в ходе которых налоговые инспекторы разъясняют правила применения ККТ в целях предупреждения нарушений в данной сфере. При этом налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении такого визита по собственной инициативе.
Широкое развитие получила система профилактических мероприятий в виде информирования контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
С начала года МИ ФНС России № 20 по Иркутской области провела 214 информирований хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках и других торговых площадках г. Иркутска. За неиспользование ККТ вынесено 298 предостережений (в том числе на рынках и ярмарках – 246), к административной ответственности привлечены 48 индивидуальных предпринимателей. Также проведено более 10 встреч с управляющими компаниями по вопросам организации на рынках оповещения покупателей о необходимости получения кассовых чеков в целях защиты своих прав потребителей и укрепления финансовой дисциплины налогоплательщиков.
Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области