издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Подсветка для «Ангары»

Исторический ледокол переживает новый этап реставрации

Преображение исторического ледокола «Ангара», где располагается филиал Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьёва-Амурского, продолжается. Капитальный ремонт корабля был выполнен в 2021 году. В 2023-м пришло время отремонтировать три помещения в носовой части ледокола на уровне прогулочной, средней и нижней палуб. Работы оцениваются в 8,4 млн рублей. Предполагается заменить утеплитель, устроить пароизоляцию, заменить покрытие стен и пола, восстановить исторический облик дверей, заменить оконные блоки. В отремонтированных помещениях появится новая экспозиция об истории судоходства в нашем крае. А сам корабль осенью этого года станет ещё привлекательнее. Корпус, мачты и трубы будут украшены архитектурно-художественной подсветкой. На эти работы выделено более 2,5 млн рублей.

«Эй ты, свинь, от борто пошол!»

Ледокол «Ангара» является объектом культурного наследия регионального значения, сегодня там располагается филиал Иркутского областного краеведческого музея. Это единственный сохранившийся в мире ледокол линейного типа. Корабль имеет стальной корпус, разделённый пятью водонепроницаемыми переборками, один кормовой винт. Ледокол «Ангара» однодечный, двухмачтовый, двухтрубный. Корпус усилен 25-сантиметровым ледовым поясом. Ледокол появился на свет на верфях английской судостроительной фирмы Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd, место его рождения – окрестности города Ньюкасл-на-Тайне, транспортного узла, порта на реке Тайн. Собран был по заказу Комитета по постройке Сибирской железной дороги.

Корабль, тогда ещё не имевший даже имени, ехал в Лиственичное по частям и водным транспортом, и гужевым. Деревянные конструкции монтировались на месте. С 18 июля 1899 года он собирался на стапеле, с которого ранее сошёл ледокол «Байкал», в иные дни на монтаже работали до 290 человек (изначально судно было смонтировано на клёпках, но многие годы спустя, в 1988–1990 годах, при реставрации монтаж был заменён на более современную сварку). И лишь 4 июля 1899 года министр путей сообщения М.И. Хилков присвоил ледоколу имя «Ангара». В газету «Восточное обозрение» была отбита телеграмма: «Лиственичное. 25 июля. Ледокол «Ангара» благополучно спущен сегодня, 25 июля, в 11 часов утра». Газета сообщала: «Ангара» меньше размером, чем «Байкал», но быстроходнее. Благодаря «Ангаре» провозоспособность ледоколов через озеро увеличилась почти вдвое. Ледокол этот немедленно и начнёт рейсы». Так началось долгое и полное приключений плавание этого судна, в котором были и мели, и крушения, и скандалы, и революционные события…

Первым капитаном до 1906 года был Иоганн Мазур, выпускник мореходного училища в Либаве (Лисная), участник перегoна парoхoда «Иoанн Крoнштадтcкий» из Англии на Байкал. Именно Иоганн Мазур стал в своё время одним из участников событий лета 1901 года, названных в газетах «буйством на пароходе-ледоколе «Ангара». «Байкал» и «Ангара» в те годы становились частыми гостями газетных заметок. Публика набивалась на ледоколы, «как омули в бочке», многие своё путешествие сопровождали возлияниями, и не редки были сцены, когда «какая-то барынька била бутылками своего благоверного», да и ледокольные команды, наводя порядок, бывали грубы. Некто Панов летом 1901 года устроил на ледоколе «Ангара» такую заварушку с пьяными приятелями, что капитан в раздражении закричал: «Эй ты, свинь, от борто пошол! Публика – свинь, её надо за борт бросайт!» За что получил в ответ от нетрезвых приятелей: «Чухня!» – и обещание засунуть его в люк с мусором. Тогда капитан принял решение возвращаться к пристани и сдать «этот свинь» жандармам. Когда же матросы выносили пассажира Панова на руках, он сумел врезать одному по лицу, подскочить к телеграфному аппарату, перевести рычаг на «тихий задний ход», передав команду машинистам, и тем самым чуть было не отправил ледокол в новое плавание… Тогда мало кто подозревал, что «Ангару» в будущем ждут куда более трагические события, чем буйство пьяного пассажира…

До 1903 года «Ангара» перевозила через Байкал пассажиров, багаж, грузы… В конце 1903 года ледокол повредил днище, следующий год ремонтировался в доках, а в 1906 году в связи со строительством КБЖД был поставлен на прикол. И только в 1916 году начал рейсы до Нижнеангарска… И опять недолго.

Вскоре ему пришлось стать флагманом Байкальской флотилии, поскольку грянули революционные события 1917-1918 годов. В ночь с 6 на 7 января 1920 года на борту «Ангары» был жестоко убит семёновцами 31 заложник, что стало одной из самых страшных страниц в истории судна. Переданные семёновцам заложники были помещены на ледокол, и, как писала газета «Власть труда» в августе 1920 года, для несчастных «начался кошмар». Их раздевали до белья, обыскивали всех, даже женщин, отнимали тёплые вещи и еду. Самым страшным был проход в уборную через спальню юнкеров: когда заложник шёл в туалет, юнкера вскакивали, сильно избивали его, грозили тут же прикончить. Однако всех заложников ждал ещё более страшный исход: «Выводили на палубу, а перед выводом с лестницы встречал обречённых Годлевский (начальник гарнизона станции «Байкал», штабс-капитан. – Авт.)…Вверху выведенных ставили на корму, где каждого по одиночке казак Лукин оглушал деревянною колотушкой – для отбивки льда – по голове и спускал через борт в воду…» Кровь с палубы «Ангары» пришлось смывать долго… Годлевский зато приоделся. Взял себе пальто одного из убитых, но потом что-то, видно, ёкнуло в сердце, и он подарил пальто солдату.

После установления советской власти ледокол успешно работал с 1930-го по 1954 год, в 1958 году был списан, а в 1967-м передан ДОСААФ. Последний к 1975 году отказался от изветшавшего судна, в результате бесхозности ледокол горел и тонул несколько раз. И вот в 1980 году было принято решение облисполкома о постановке «Ангары» как уникального памятника истории и техники на государственную охрану. Тогда ледокол и занял привычное иркутянам место в Чертугеевском заливе. В 1988–1990 годах «Ангара» была передана в ведение регионального ВООПиК и отреставрирована, в том числе на средства иркутян, трудовых коллективов города и на деньги, вырученные от благотворительной лотереи. 30 марта 1991 года был открыт музей «Ледокол «Ангара». В ведение ИОКМ музей-ледокол был передан в 2015 году. И ИОКМ начал готовить свой легендарный корабль к большой реставрации.

Пошла новая жизнь

В 2021 году впервые был проведён масштабный капитальный ремонт корабля-музея. Тогда из областного бюджета на проведение работ выделили 6,1 млн рублей. Два года назад на шлюпочной палубе ледокола были восстановлены и частично заменены леерные конструкции. Появился деревянный настил, воссозданы в историческом облике капитанская рубка и каюта капитана. Были покрашены трубы, мачты, борта, заменены инженерные коммуникации в машинном отделении. Однако это преображение корабля оказалось не последним. В 2023 году предполагается сделать самый крупный за последние несколько десятков лет ремонт ледокола. На этот раз на реставрацию трёх помещений корабля будет выделено более 8,4 млн рублей.

Проектно-сметную документацию подготовила научно-исследовательская проектная реставрационная фирма «Традиция». В ноябре 2022 года специалисты «Традиции» провели визуальное обследование корабля, сделали обмеры и зондажи трёх помещений тентовой, средней и нижней палуб «Ангары». Осмотр корабля позволил специалистам сделать вывод: в помещениях устарела и местами разрушилась внутренняя отделка. Нуждаются в замене линолеум, настенные отделочные материалы, потолочные покрытия. «Деревянные каркасы полов просели, разрушились: полы неровные, подвижные, – сказано в заключении. – Деревянные каркасы стен и потолка в результате многочисленных протечек, длительных замачиваний прогнили, разрушились. Необходимо произвести замену всех разрушенных отделочных материалов, разрушенного крепёжного деревянного каркаса». Предстоит замена утеплителя, минеральной ваты в трёх помещениях, где намечен ремонт. Кроме того, нуждаются в ремонте металлические поверхности, они покрыты ржавчиной. Очистить, загрунтовать и покрасить нужно борта, бимсы, уголки, стойки. На прогулочной и средней палубах разрушаются оконные блоки, их тоже необходимо заменить. Прямоугольные глухие деревянные окна средней и прогулочной палуб заменят на круглые деревянные с болтами, имитирующие иллюминаторы. Так указано в проектно-сметной документации.

Специалисты предложили расширить помещение кассы, изменить габариты окна выдачи билетов, а дополнительный, но никак не используемый тамбур демонтировать, чтобы увеличить экспозиционные площади. Ограждения лестниц на всех палубах получат новую отделку, а металлические трапы – свежее защитное покрытие. Предполагается, что будут демонтированы большие короба, закрывающие пиллерсы металлической конструкции корабля. Дверные блоки заменят на филенчатые равновысотные, соответствующие историческому облику ледокола. Предполагается, что в ремонтируемых помещениях будет устроена пароизоляция, появятся новые каркасные перегородки с отделкой. Стены, ограждения и трапы будут отделаны ламинированной фанерой естественного цвета и вагонкой, выкрашенной в белый цвет, обработаны огне- и биозащитными препаратами. Полы покроют линолеумом, имитирующим палубную доску, и металлическим листом. Трапы, пиллерсы, лестницы будут очищены, загрунтованы и выкрашены в чёрный цвет.

Предполагается, что в отремонтированных помещениях будет создана новая экспозиция, которая расскажет об истории судоходства на озере Байкал и реке Ангаре. Отдельно будет рассказано об истории ледоколов «Байкал» и «Ангара».

Как сообщила пресс-служба музея, ранее была завершена конкурсная процедура на выполнение работ по архитектурно-художественной подсветке фасада ледокола. «Подсветка объекта культурного наследия регионального значения «Ледокол «Ангара» необходима для фиксации силуэта и особенностей памятника истории и культуры», – сказано в проектно-сметной документации. 25 апреля был заключён договор о поставке и монтаже светильников на сумму более 2,5 млн рублей. По проекту предполагается подсветка труб, мачт, корпуса корабля, носовой и кормовой частей. Для подсветки корпуса ледокола предусмотрена установка 34 светильников на 17 оцинкованных и окрашенных стальных кронштейнах индивидуального изготовления с выносом на 30 см от борта. На каждом кронштейне разместится по 2 светильника. Будет предусмотрено управление освещением как в ручном режиме, так и в автоматическом – с помощью фотореле. Работы по созданию архитектурно-художественной подсветки будут завершены до конца октября.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры